Правит Филипп Третий, с 1598-го года. читать дальшеОн родился в 1578 году, то есть в 1600-м ему всего 22 года. Его считали абсолютно безвольным и отец, Филипп Второй, и историки последующих поколений. Скорее же всего, ему просто был глубоко неинтересны дела светские, в которые входило управление государством.
Если его отец был католиком-фанатиком , Филипп Третий был католиком-христианином – и ничем больше. Около 8 месяцев в году проводил в Эскориале, гибриде монастыря с дворцом, и был бы рад оставаться там безвылазно. Все сходятся на том, что Филипп Третий был абсолютно безобидным и безгрешным существом, далеким от земных дел.
Власть, разумеется, не терпит пустоты. В первую очередь, реальную власть в стране держит герцог Лерма. Он родился в 1552 году, то есть ему в 1600-м уже 48 лет. Вполне возможно, что для Филиппа, презираемого за безобидность собственным отцом, Лерма стал объектом сыновней привязанности. Вырос в Севилье, имел дядюшку в архиепископах, а отец его был маркизом Дении (матушка же - Изабелла Борджиа). Герцогом он, собственно, стал только в 1599-м, по личному распоряжению Филиппа, заодно скинувшего на Лерму докуку по подписанию всех адресованных королю писем. Второго дядюшку Лермы сделали кардиналом.
Лерма находился в период около 1600-х в очень теплых отношениях с флорентийскими Медичи.
С Францией и Генрихом Четвертым мир был подписан в 1598-м году, еще Филиппом Вторым, а вот с Англией вялая, но дорогая и непрерывная война длилась аж до 1604-го. Против мирного договора, признающего независимость Фландрских Нижних Земель от Испании, Лерма боролся, как лев, но денег на войну просто не было. Да и солдат уже почти не было, потому что дезиртирство наемников из обнищавшей испанской армии начало напоминать повальное бегство. Тем не менее, бессмысленные военные действия во Фландрии продолжались до 1609-го года.
Лерму нельзя обвинять во всех смертных грехах, как это принято. Да, во время его «правления» Испания нищала, а Лерма богател, но ведь экономические проблемы начались не при нем. Он просто принадлежал к отмирающему поколению феодальной Европы, и действовал соответственно. Например, деловито организовывал династические браки с австрийскими Габсбургами и французскими Бурбонами. Один из этих браков обошелся ему лично очень дорого, а именно брак его «подопечного», Филиппа Третьего, с Маргаритой Австрийской в 1599-м году.
Маргарита Австрийская была второй силовой персоной при дворе короля, потому что юная (к моменту замужества ей было 18 лет) королева выросла при дворе Габсбургов, а это значит очень много.
Эта плодовитая семейка расползлась по всей Европе, как плесень, через династические браки, всегда сохраняя связь со своим гнездом в Австрии, и действуя согласно интересам Австрии. Вот Маргарита-то против Лермы интриговала отчаянно, потому что здесь имела место быть реальная борьба за власть. На своего мужа Маргарита несомненно имела огромное влияние, если полусвятой тихоня Филипп ухитрился прижить в ней восьмерых (!) детей. Учитывая отношение церкви к сексуальной стороне жизни, этот факт дорогого стоит. Первый их ребенок, будущая Анна Австрийская, королева Франции, родилась в 1601-м году.
Тут кроется некоторая загадка: обычно новоиспеченные королевы старались родить настолько быстро, насколько позволяет человеческая природа. А тут получился некий временной период между браком в апреле 1599 и рождением первого ребенка в сентябре 1601-го. Получается, что весь конец 1599-го и весь 1600-й год новобрачная доступа к телу супруга не имела. А соответственно, не имела и влияния на него, но очень хотела иметь.
Третьей персоной, имевшей реальную власть при дворе Филиппа Третьего, был дон Родриго Кальдерон, которого Лерма в 1598-м сделал своим секретарем. Это был абсолютный выскочка, с точки зрения королевского двора. Мало того, что его отец был просто армейским капитаном, так еще его мать была из Флемингов, англичанка, и, по-видимому, военная добыча, которая стала женой после того, как побыла любовницей бравого капитана. Поговаривали, что дон Кальдерон был незаконнорожденным. Год его рождения, во всяком случае, остался для истории неизвестным. Судя по портрету от 1612-го года, Кальдерон был молодым человеком, приблизительно сверстником короля.
Как дают понять разборки более поздних лет, Кальдерон был предан своего патрону, Лерме (разумеется!), королю, и был в оппозиции к королеве. Каким-то образом он имел отношение к алхимии и медицине, потому что впоследствии его осудили и за то, что он, якобы, отравил в 1611-м году королеву, что он сам, впрочем, так и не признал. Зато признал заказные убийства, которые совершали по его приказу. Вообще-то, никто не сомневался, что Кальдерон делал то, что хотел, но не мог и не смел, делать сам Лерма в горизонтальной плоскости власти, и несомненно, что для тех, кто был ниже на иерархической лестнице, Кальдерон был грозной фигурой.
В 1609-м году грянул гром для трехсот тысяч морисков, обращенных еще Филиппом Вторым в христианство под угрозой изгнания из страны потомков мавров. Можно предположить, что подобные «гениальные идеи» в одну ночь не рождаются, так что подготовка к этому явно началась гораздо раньше. Лерма обвинил морисков в сотрудничестве с пиратами-берберами уще в 1596-м. Целью, конечно, была конфискация имущества морисков в королевскую казну. А вообще-то Инквизиция в лице дона Бледы предлагала королю морисков просто истребить, что было бы несложно при поддержке населения. К чести короля, он отказал Инквизиции и в этой, и в другой мере, как то принудительной отправке всех морисков на галеры и рудники.
Логично предположить, что и мориски не дремали, потому что из Испании они направились на диво организованно в Марсель (Франция) и в Ливорно (Италия) – те, кто был и желал оставаться католиками, в Тунис, Алжир, Морокко и Оттоманскую империю – те, кто был и желал остаться мусульманами. Надо сказать, что вывезли мориски из страны около 3,5 миллионов дукатов, причем в монетах наилучшего качества. В какой степени Лерма работал на два фронта? Неясно. Известно, что сам он разбогател на этой операции на 250 000 дукатов, его сын, герцог Уседа – на 100 000, на столько же – граф де Лемос, муж дочери Лермы, и прочие члены семейства герцога. Кстати, около 15 000 морисков благополучно остались в Испании. Понятно, что не без приличной мзды герцогу, и вряд ли короне что-то при этом перепало. Он вообще собрал себе общее состояние размером в около 40 миллионов дукатов. Не на зарплату герцог жил, это ясно.
Интересно, что все близкие герцога, включая его сына и зятя, объединили позднее усилия, чтобы Лерму, как минимум, удалить от двора. Что еще интереснее – он был уверен в том, что что-то отвратит от него короля, потому что успел вытребовать для себя у Ватикана статус кардинала, который надежно защищал его от ареста, пыток и смерти (своей шкурой за патрона расплатился Кальдерон). А самое интересное заключается в том, что Филипп Третий, умирая, дал помилование всем преступникам и впавшим в немилость, кроме герцога Лермы. Поскольку деньги и государство Филиппа не интересовали от слова вообще, можно предположить, что Лерма, все-таки, приложил руку к устранению Маргариты. Ослабить состояние женщины, переносящей восьмые роды, до летального, наверняка было несложно.
Европа около 1600-го года - Испания
Правит Филипп Третий, с 1598-го года. читать дальше