Все продолжаю думать над точками зрения на градацию «человек» и «нелюдь».
Поскольку мне свойственно проводить странноватые параллели, то одна статья в сегодняшней газете показалась мне довольно примечательной. В ней, как и в дискуссиях вокруг темы люди-нелюди, рассматривается общество и то, что периодически в нем появляются Иные, собственно говоря. Те, кто с самого малого возраста знают, что они не могут и не хотят жить так, как от них ожидается. Большая часть этих Иных, конечно, покоряется обстоятельствам и ломает свою натуру ради чего-то или кого-то.
читать дальшеОбщество, о котором в статье шла речь, удобно рассматривать, потому что оно копирует в миниатюре общество вообще, но не входит в него. Речь идет о секте, которая называется «лестадиолайсет», что довольно близко к староверческой общине. Их в Финляндии немало, десятки тысяч. Они живут, разумеется, обычной жизнью: ходят на работу, стараются уложиться в бюджет, учатся, приобретают профессии.
Разница (внешне) только в том, что по воскресеньям они не занимаются домашней работой, а собираются вместе читать Библию, и слушать проповедь. В их домах нет телевизоров, алкоголь и наркотические средства исключены полностью, а так же современное искусство и всяческое легкомыслие типа косметики и модных причендалов. Мораль их жизни в честном труде, крепкой и большой семье, и почитании божьих законов.
Самое страшное, что может случиться – это потеря веры. Лучше уж умереть. Потому что, если лестадиолайнен умрет, он обязательно попадет в рай. А те, кто не верят в то, во что верят они, и живут не так, как они, попадут в ад. Все-все, вне зависимости от добродетелей, веры или безверья. Потому что есть только один правильный жизненный путь и одна правильная вера.
В большом мире то же самое. Он состоит из социальных группок, каждая из которых четко знает, что такое хорошо, и что такое плохо, что можно «человеку нашего круга», и что нельзя. Во что можно верить, что должно нравиться, какой должна быть правильная жизнь, что такое «состояться».
Те, кому «правильная» схема не подходит, клеймятся выродками, лузерами, блаженненькими. Их в родне стыдятся, о них плачут, их ненавидят. Их родню или жалеют: за что им такое, ведь такие милые люди – или злорадствуют: вот так им, а то все из себя... Им тоже могут в семье сказать: «Лучше бы ты умер. Легче раз оплакать, чем каждый день видеть ТАКОЕ». Разумеется...
Мирской рай – это достаток, статус, карьера и миллион мелочей, символизирующих в глазах окружающих успех. И для обитателей этого мирского рая все остальные, несомненно, живут в аду. Все-все, вне зависимости от добродетелей, веры или безверья. Потому что есть только один правильный жизненный путь и одно мерило успеха.
И все-таки они рождаются, эти «отклонения». Девушка, которая написала статью, просто с подросткового возраста знала точно, что она не хочет жить, как все, что она не видит смысла своей жизни в том, чтобы стать матерью огромной семьи. Так как она была еще маленькой, ее и убеждали («ты не можешь сейчас этого знать»), и просто заставляли придерживаться заданного ритма жизни (нет, никаких концертов, можешь слушать классическую музыку и петь по воскресеньям псалмы), а иногда просто типировали (все на урок танцев, а девочки-лестадиолайсет – на прогулку).
В большом мире родители более или менее придерживаются той же линии: пока ты живешь под нашей крышей... пока ты ешь наш хлеб... нет, ты это не оденешь... что за гадость ты читаешь?!!... ну как ты выглядишь!!!... что ты вечно липнешь/собираешь вокруг себя убогеньких?... Школа тоже автоматически типирует своих учеников, и Боже помоги тому умнику, который против этого бунтует. И тоже в «вполне приличных семьях» эти отклонения появляются.
Большая часть ломается, конечно, и начинает «соответствовать». Они могут потихоньку жаловаться другим единомышленикам, что им невыносимо трудно жить «по канону», но никогда не рискнут разорвать связи и традиции. Девушка, написавшая статью, знает много таких из своей общины.
Некоторые, как и автор статьи, обрывают путы и уезжают. Это очень тяжело, потому что они, не могущие соответствовать привычному миру, знают о нем все, а вот о мире за пределами своего знания знают мало. И самое тяжелое, что на них обрушивается – это право решать за себя и отвечать за свои решения. Кто-то пускается во все тяжкие и погибает, кто-то пускается во все тяжкие – и выплывает. Кто-то находит в себе мудрости сначала присмотреться: а куда я попал, собственно? – и только потом принимать судьбоносные решения.
Они необязательно станут автоматически более счастливыми, чем те, кто остался в привычном загончике. Но они проживут свою жизнь, а не ту, которую им предназначили другие. И они будут искать смысл этой своей новой жизни. Возможно – через типологии вроде типологии Княжны, возможно – как-то по-своему, потому что всю ту массу непривычности, которая на них обрушивается, надо как-то систематизировать.
Если сделать следующий логический шаг в этих умозаключениях, то кто сказал, что мы все должны быть наделены тольки теми свойствами и качествами, которые в привычном нам мире кажутся нормальными и единственно правильными? Ведь буквально любой экспериментальный шаг в сторону того, что считается среди благоразумных людей мистикой, дает очень неоднозначные результаты.
Трудно оспаривать наличие т.н. парапсихологических возможностей у некоторых людей, и кое-кто даже умеет ими пользоваться. Существование ауры сейчас вряд ли кто будет отрицать, если эти ауры уже можно даже видеть на снимках, и медикам такие снимки очень помогают. Тот же Дьюк усиленно исследует т.н. «дома с привидениями», которые действительно и неоспоримо существуют. Те же способности к гипнотизированию оказались настолько широко распространенными, что медицинские ассоциации требуют регистрации всех, обладающих этим даром.
Так почему же отрицать утверждения о том, что среди людей более или менее обычных, есть ИНЫЕ? Те, кто действительно умеет видеть ауры без специального оборудование, кто умеет общаться на расстоянии, кто видит, чувствует и слышит по-другому? Как та религиозная община из статьи, мы живем в своем замкнутом мире, практически ничего не зная о том, что творится за оградой.
Все о том же: люди - нелюди
Все продолжаю думать над точками зрения на градацию «человек» и «нелюдь».
Поскольку мне свойственно проводить странноватые параллели, то одна статья в сегодняшней газете показалась мне довольно примечательной. В ней, как и в дискуссиях вокруг темы люди-нелюди, рассматривается общество и то, что периодически в нем появляются Иные, собственно говоря. Те, кто с самого малого возраста знают, что они не могут и не хотят жить так, как от них ожидается. Большая часть этих Иных, конечно, покоряется обстоятельствам и ломает свою натуру ради чего-то или кого-то.
читать дальше
Поскольку мне свойственно проводить странноватые параллели, то одна статья в сегодняшней газете показалась мне довольно примечательной. В ней, как и в дискуссиях вокруг темы люди-нелюди, рассматривается общество и то, что периодически в нем появляются Иные, собственно говоря. Те, кто с самого малого возраста знают, что они не могут и не хотят жить так, как от них ожидается. Большая часть этих Иных, конечно, покоряется обстоятельствам и ломает свою натуру ради чего-то или кого-то.
читать дальше