Закончила перечитывать «The Half-Blood Prince». Большая часть любителей ГариПоттериады к этому времени уже успела и фильм посмотреть. Я не смотрела, и, судя по отзывам, вполне спокойно могу дождаться выхода диска – от книги там мало что осталось. А я хочу написать о своих собственных впечатлениях о развитии событий в шестой части эпопеи.
читать дальшеМне очень-очень нравится начало. (Я не считаю сцену между министрами важной, это просто напоминание Роулинг о том, что события, которые, как мы думаем, не имеют к нам отношения – всякие там Палестины, Африки, Ираки – очень даже могут повлиять на нашу жизнь в любой момент). Сцена у Снейпа, когда Нарцисса просит его заключить неразрывную клятву по поводу защиты Драко – это классика. Поэтому напишу в первую очередь о Снейпе.
Ситуация такова, что Вольдеморт, как существо очень умное, его, конечно, подозревает. Поэтому у Снейпа и живет на роли шпиона Питер Вормтэйл. Беллатрикс ему тоже не доверяет, но то, что у Вольдеморта на уме, то у Беллатрикс на языке. Разговаривая с Беллатрикс, Снейп, по сути, разбивает сомнения Вольдеморта. А Нарциссе все равно. Ей нужно спасти сына. Для этого она готова договориться с кем угодно.
Еще один момент, очень важный: "wall of books behind him and with a bang, a hidden door flew open, revealing a narrow staircase upon which a small man stood frozen".
Похоже, Снейп привычно пользуется заклятиями, которые не произносятся вслух. Чему более или менее успешно будет учить и своих студентов. Я согласна с теми аналитиками книги, которые считают, что Снейп общался с Дамблдором мысленно перед сценой в Астрономической башне.
Почему Снейп так убедителен в разговоре с Беллатрикс? Да просто потому, что он говорит правду! Пусть он искренне пришел в ужас от того, куда завела его жажда реванша (несмотря на угрюмо-эгоцентричный характер, он не убийца и не садист), пусть он раскаялся, пусть он стал действовать вместе с Дамблдором, но... Его ненависть к тем, кто травил его во время учебы, никуда не делась. Он искренне продолжает ненавидеть тех членов Ордена Феникса, с которыми пересекался во время учебы, а остальные ему, похоже, совершенно безразличны, а то и неприятны своей эмоциональностью в ущерб логике и силе воли. Вряд ли у него есть теплые чувства и к магглам, ведь его пьяница и дебошир отец был магглом, и, помимо несчастного детства, это принесло Снейпу много горя в студенческие годы – еще один повок для насмешек.
Я долго думала, почему Снейп так расположен к Драко. И пришла к выводу, что Драко напоминал ему... Лили, вернее, то, чем была Лили для несчастного ребенка-полукровки. И Драко, и Лили были из очень любящих семей. Такой недостижимый идеал для Снейпа, который в своем детстве помнил только скандалы родителей и свою беспомощность. Такие золотые детки: красивые, любимые, заласканные. Но у Снейпа было что-то, чего не было ни у Лили, ни у Драко: его талант, который ставил его над этими милыми котятами. Он мог что-то дать им, то, чего у них, счастливых, не было, а у него, гонимого, было. Он мог быть для них авторитетом.
Роулинг, очевидно, очень хорошо поработала с материалами социальных служб о том, как складываются судьбы детей из неблагополучных семей. Казалось бы, они должны завидовать благополучным – но нет, они всю жизнь стараются иметь рядом хотя бы одну счастливую семью. Наверное, инстинктивно, как спасательный круг, как подтверждение, что мир не так ужасен.
Собственно, именно то, что Снейп явно видел своим главным делом вытащить Драко из смертельной опасности, помешало мне поверить, что Снейп – злодей эпопеи. Но тогда, до седьмой книги, я не смогла свести вместе искалеченную руку Дамблдора, его готовность пить явный яд, и «Авара Кедавра» Снейпа. Я решила, что он убил Дамблдора, чтобы спасти Драко, но что это было у них с Дамблдором заранее уговорено. Я вообразила, что Дамблдор пожертвовал собой.
Снейп, который не получил в детстве от родителей умения любить, не мог в принципе иметь близких отношений с окружающими, кроме как в профессиональной роли. В свободное время он, несомненно, сидел со своими книгами и исследованиями, и даже не чувствовал, что в его жизни что-то не так. А уж роль агента при Вольдеморте наверняка дала ему возможность проявить себя в полную силу и в полном блеске – для себя самого, разумеется, что ему мнение окружающих.
Не нужно думать, что Снейп был несчастен, что жизнь его не сложилась и т.д., и что он мстил Вольдеморту за смерть любимой. Вот уж нет! Жизнь у него очень даже сложилась. Работа у него была наипрестижнейшей, таланты его были общепризнанными, сам сноб Люциус принимал его в своем доме. А Снейп был человеком амбитным! В момент первой встречи с Гарри в новом учебном году, что он видит? Ученика, который явно подвергся нападению, лицо которого покрыто кровью, и которого сопровождает аврор. И с чего он начинает? «Fifty points from Griffindor for lateness, I think. And, let me see, another twenty for your Muggle attire. I don´t believe any house has ever been in negative figures this early in the term… You might have set a record, Potter.”
Боже мой! Вокруг рушится привычный мир, гибнут люди, исчезают люди, но Снейпу все равно. Что ему до них? Ситуация скорее позволяет ему реализовать таланты, которые не нужны в мирное время. С каким увлечением он начинает свой урок в вожделенной должности преподавателя по Защите от Темных Искусств: «The Dark Arts are many, varied, ever-changing and eternal. Fighting them is like fighting many-headed monster, which, each time a neck is severed, sprouts a head even fiercer and cleverer than before. Your defences must therefore be as flexible and inventive as the Arts you seek to undo”.
Когда я читала книгу в первый раз, я совершенно не отметила одну деталь: Дамблдор рассказывает Гарри, что должность преподавателя по Защите от Темных Искусств была проклята Волдемортом. И он назначает на эту должность Северуса, которому, по собственным словам, так доверяет. Бедный Снейп был обречен на заклание, однако. Интересно, знал ли он, что должность проклята? Пожалуй, нет. Или ему все равно, потому что самоуверенности Снейпу не занимать: если он успешно водит за нос Волдеморта, то как-нибудь справится и с проклятьем.
И еще я не обратила внимания на то, как Дамблдор реагирует на то, что Гарри узнает, что именно Снейп рассказал Волдеморту о пророчестве и, таким образом, обрек семью Гарри. «...Harry thought his face whitened under the bloody tinge cast by the setting sun. For a long moment Dambledore said nothing. “When did you find about this?” he asked at least.” Дамблдор тянет время. Конечно, ему понятно, что Гарри узнал только что, но он ждет, пока сядет солнце и они смогут отправиться прочь. Потому что Снейпу уже определена его роль, ему уже назначена расплата, и вмешательство Гарри может испортить совершенный план.
Удивительна последняя сцена книги между Гарри и Снейпом. Первый готов подвергнуть ненавистного препода пытке, второй, возможно, убил бы ненавистного студента, если бы не вмешательство гиппогрифа. Какой накал ненависти! Почему Гарри возненавидел Снейпа с первого взгляда, как когда-то Снейпа возненавидел его отец? Почему Снейп так ненавидел Гарри? Видел в нем Джеймса? Нет, не похоже, что только в этом дело. Пока не додумалась, в чем тут дело.
ГП-6: Снейп
Закончила перечитывать «The Half-Blood Prince». Большая часть любителей ГариПоттериады к этому времени уже успела и фильм посмотреть. Я не смотрела, и, судя по отзывам, вполне спокойно могу дождаться выхода диска – от книги там мало что осталось. А я хочу написать о своих собственных впечатлениях о развитии событий в шестой части эпопеи.
читать дальше
читать дальше