Я не знаю, является ли это чисто женской чертой, но женщины-художницы Финляндии не придерживались в своих работах какого-то определенного стиля. Как им нравилось, виделось – так и рисовали. Мари Элизабет Виже-Лебрён тоже себя особо не связывала. И в неоклассическом стиле писала, и в стиле рококо. Правда, в отличие от своих современниц из маленькой северной страны, сделала она карьеру ошеломляющую. Да и жизнь у нее была... Сплошной приключенческий роман.
читать дальшеДочь художника и парикмахера, была Мари отослана в деревню к родственникам еще шестилеткой, а они отдали ее на воспитание в монастырь. Там девочка и прожила 5 лет. А потом ее овдовевшая мать вышла замуж за богатого ювелира. Очевидно, парикмахером дама была незаурядным, да и ювелир был близок по роду занятий к аристократической среде. Девочку забрали в Париж, в новый дом у самого королевского дворца. Ей стала покровительствовать сама жена герцога Орлеанского, она была знакома с Грёзом и Верне.
Брат Этьенн
Очевидно, девочка была невероятно талантливой, потому что известно, что еще 15-летним подростком она рисовала профессионально. Да так, что не убереглась от бюрократической машины: через 4 года ее мастерскую закрыли, потому что Мари занималась ремеслом художника, не имея лицензии. Что ж, она поступила в художественную академию св. Луки, и в 28 лет стала уже членом Академии.
Работа в Академию
Не помешало и раннее замужество! Мари вышла замуж уже в 20 лет – за художника, Жана Батиста Пьера Лебрёна. Старая, как мир, история: ее отчим вышел на пенсию и сдал дом небедному молодому человеку. Был он не только художником, но и дилером, и его чудо-жена быстро стала популярной художницей в салонах парижской аристократии. Она была даже приглашена сделать портрет Марии-Антуанетты! Так совсем молодая девушка стала придворной художницей. В 1778 году они купили у отчима дом, в котором жили, и вскоре он стал самым модным художественным салоном Парижа.
Мария-Антуанетта
Съездили они с мужем и во Фландрию, и там были хорошо приняты в высших кругах. Мари заказали портрет Вильяма I, принца Нассау.
Интересно, что в члены Академии Мари была принята в один день с другой художницей, миниатюристкой Аделаид Лабиль-Жийярд, которая была старше ее на 6 лет. Некоторые члены Академии выступали против Виже-Лебрён на основании того, что ее муж – дилер, но король издал указ, и члены Академии повиновались Вскоре они поняли, что в тот день им улыбнулась удача: милые дамы начали состязаться друг с другом, вместо того, чтобы оспаривать место под солнцем у джентельменов. Вот автопортрет Жийярд:
Возможно, именно в результате этой подковерной борьбы, о Мари Лебрён поползли слухи: ее называли любовницей министра финансов Калона и графа Видреля, да и еще многих. То, что осталось от ее репутации, было разрушено в 1789 году публикацией фиктивной переписки художницы с миистром финансов. Началась открытая травля.
Министр
Граф
А потом Франции стало не до художеств, там началась революция. К тому времени Мари уже не жила дома, и в ту самую ночь, когда толпа ворвалась в Версаль, она со своими друзьями пересекла границу Италии. Они думали просто отдохнуть от беспорядков и вернуться домой, как только восстановится привычная жизнь. На самом же деле, они покинули Францию на 12 долгих лет.
Портрет Байрона
Разумеется, Лебрён и ее дом в Риме стали центром роялистской коалиции, но политика художницу не привлекала. Она курсировала между Римом и Неаполем, и в 1792 решила вернуться в Париж. Только вот не вернулась, узнав, что ее имя попало в списки эмигрантов, что из-за этого она лишилась во Франции всех гражданских прав, и что ее муж обратился в Академию с требованием, чтобы ее имя было вычеркнуто из этих списков (в чем ему отказали). Началась эмигранская жизнь.
Вена, портреты австрийских и польских аристократов... А во Франции террор нарастал. Муж Мари снова обратился с петицией, чтобы имя его жены переместили из списков эмигрантов в списки путешествующих художников. Отказали, и заключили надоеду ненадолго в тюрьму. Этот эпизод его добил, и в 1794 году он подал на развод. Вот здесь ему не отказали.
Головина
Россия, двор Екатерины... Портреты, портреты... Шесть лет она прожила в России. Прославилась, нажила немалое состояние, но домой хотелось. И вот, наконец, после петиции в Директорию, подписанную 255 артистами, имя Мари Виже-Лебрён было вычеркнуто из списков эмигрантов. В июне 1800 года она становится членом Санкт-Петербургской Академии Изящных Искусств, но жизнь снова преподносит ей неприятный сюрприз: ее дочь выходит замуж за секретаря директора Императорских театров, несмотря на яростные протесты матери.
Жюли, дочь
Наконец, в январ 1802 года Лебрён вернулась в Париж – через Берлин, где ее, в очередной раз, сделали членом очередной Академии, и где она была принята Гогенцоллернами. В Париже Мари явилась прямо домой, полагая, очевидно, что муж развелся с ней просто из чисто житейского чувства самосохранения, но – не сложилось, и она снимает себе коттедж в Медоне, где может спокойно работать. В декабре она потребовала от мужа свою долю имущества.
Понятовский
Она много путешествовала: Бельгия, Голландия, Швейцария... Помирилась с дочерью и зятем, вернувшимися во Францию, заплатила большинство долгов своего разорившегося бывшего мужа, выкупила у него дом с садом. Рисовала сестру Наполеона, провела несколько недель у мадам де Сталь. Пережила и бывшего мужа, и брата, и дочь. Мари Элизабет Виже-Лебрён умерла в 1842 году от атеросклероза. Ей было 87 лет.
Полная галерея ее карин находится на сайте: www.batguano.com/vigeegallery.html
Загляните, там практически вся европейская аристократия тех времен, на 186 страницах)))
Мари Элизабет Виже-Лебрён
Я не знаю, является ли это чисто женской чертой, но женщины-художницы Финляндии не придерживались в своих работах какого-то определенного стиля. Как им нравилось, виделось – так и рисовали. Мари Элизабет Виже-Лебрён тоже себя особо не связывала. И в неоклассическом стиле писала, и в стиле рококо. Правда, в отличие от своих современниц из маленькой северной страны, сделала она карьеру ошеломляющую. Да и жизнь у нее была... Сплошной приключенческий роман.
читать дальше
читать дальше