Пока искала информацию о Колло, нашла огромное количество других женщин, работающих как художники и скульпторы во все эпохи. Скульпторов среди женщин было, все-таки, очень мало, поэтому мне хочется рассказать об одном совершенно удивительном, Проперции де Росси (1490 – 1530). О ней даже есть некоторая информация в сети, хотя надо сказать, тоже довольно противоречивая.
читать дальшеДе Росси была дочерью нотариуса, что изначально ставило ее в невыгодное положение по сравнению с теми девушками, которых азам профессии обучали в семьях. Зато Проперцию отец послал учиться в университет Болоньи, который к тому времени принимал женщин в студенты уже около 100 лет. Проперции пришлось изучать основы от всего понемногу, а потом она попала в ученицы гравера Маркантонио Раймонди, который известен своими гравюрами по работам Рафаэля. Известно, что некоторые гравюры выполнила Проперция де Росси, но работы ученика выходили под именем мастера, так что невозможно сказать, какие именно гравюры сделала она.
Благовещение
Девушка, тем не менее, хотела работать в трехмерном искусстве, что вызвало резкое неодобрение ее папеньки: не женское это дело! Проперция была, очевидно, девушка с характером, потому что она не стала заламывать руки по поводу отцовской тирании, а стала резчиком-миниатюристом, выполняя совершенно невероятные композиции на... косточках персика и вишни, оправляя их в серебро и продавая по всей Болонье. Против такой скульптуры и папенька возразить не мог, к тому же, Проперция сама стала состоятельной девушкой, которой уже не слишком-то нужно было чье-то одобрение для того, чтобы заниматься тем, чем мечталось. Да и девичьи годы как-то быстро минули.
Геракл и амазонка
Тридцатилетняя де Росси прославилась своими мраморными бюстами, ей поручали многое работы в Болонье, в том числе алтарь в церкви Санта Мария дель Бараччано. Она выиграла соревнование на подряд изготовления украшений для Сан Петронио в Болонье. Одним из панно, которое прославило ее, было «Св. Иосиф и жена Потифара» - сцена, котораю, кстати, была чрезвычайно популярна у женщин.
Говорят, в ее жизни была любовь к аристократу Антону Галеаццо Мальвазия, которая осталась безответной. Портрета этой роковой личности я не нашла, зато нашла в одной книге фразу, что он расторг свой брак, чтобы жениться на дочери сенатора. То есть, красавец был женат, что, впрочем, не исключает возможность того, что скульптор могла в него влюбиться. Совсем другое дело, что ему было не до любовей, он социальную лестницу штурмовал.
В любом случае, на фоне всех этих фактов и записей в Болонье о том, сколько и за что ей заплатили, выглядит странным утверждение, что «она умерла одинокой и в нищете». Помилуйте, ей было всего 40, когда она умерла, и слава и репутация ее была в зените. Нет, одинокая женщина просто не успела бы обнищать в такой короткий период времени. Скорее всего, фраза пошла гулять по справкам из книги «Lives of the Artists» Жоржио Вазари.
Книга эта, конечно, важна и замечательна, потому что благодаря ей в истории остались те имена, которые иначе просто бы исчезли, но она пересыпана сплетнями и анекдотами, и имеет некоторый привкус сильного шовинизма. Ему, почему-то, захотелось сделать жизнь де Росси примером того, что ни одна женщина не может избегнуть женских слабостей, как то меланхолии и безответной любви. Образ одинокой женщины-скульптора, умирающей в нищете, как-то очень удобно вписывается в его видение женщин.
Проперция де Росси
Пока искала информацию о Колло, нашла огромное количество других женщин, работающих как художники и скульпторы во все эпохи. Скульпторов среди женщин было, все-таки, очень мало, поэтому мне хочется рассказать об одном совершенно удивительном, Проперции де Росси (1490 – 1530). О ней даже есть некоторая информация в сети, хотя надо сказать, тоже довольно противоречивая.
читать дальше
читать дальше