Умница, красица, скромница, одаренная певица и музыкант, художник Элизабетта Сирани прожила всего 27 лет. Необычная судьба и необычная женщина, о которой, на основании ее картин и ее действий, можно смело сказать, что она была феминисткой. Картины ее сохранились, и биография ее была написана ее ментором, графом Карло Цезаре Мальвазия.
(Этот автопортрет критики называют чуть ли не самой неудачной работы Сирани, ей на нем 22 года)
читать дальшеЭлизабетта тоже была дочерью художника, Джиованни Андреа Серани. Ей повезло, что знакомым ее отца и его учителя, Гвидо Рени, был знаток искусства, коллекционер Мальвазия. Именно он обратил внимание отца, что талант его дочери требует отдельного развития. Формально Элизабетта не училась ни в какой школе искусств, но ее тренировал ее отец, от которого она переняла любовь к темным, насыщенным тонам, переливающимся, как драгоценности. Своими у нее были быстрая, нервная работа кистью и неверотно сильные, но трагические женские образы, которым она давала жизнь. К пятнадцати годам Элизабетта Сирани была уже достаточно известной, чтобы получать свои заказы, которые неплохо оплачивались.
Юдифь с головой Олоферна
(критики обращают внимание на положение месяца в виде "рогов Астарты")
Ее отец, конечно, никогда не предполагал, что его дочери придется зарабатывать своим искусством, но случилось так, что он, художник и гравер, потерял подвижность правой руки, и на Элизабету в ее 17 лет свалилась обязанность содержать своей работой всю семью. Теперь историки подозревают, что за невероятной трудоспособностью Сирани стояли настояния отца, и что он делал все возможное, чтобы Элизабетта не вышла замуж, лишив семью своих денег: загружал ее работой и отваживал женихов. Собственно, нынешние исследователи творчества Сирани находят в ее работах все сильнее проявляющиеся к концу жизни штрихи мазохизма, которые особенно бросаются в глаза в «Порции», имеющей явное портретное сходство с Элизабеттой.
(Порция, жена одного из заговорщиков против Юлия Цезаря, пытается доказать, что она не слабее мужчин и не боится крови. Одежда времени Элизабетты и портретное сходство наводит критиков на мысли, что эта картина не вполне о Древнем Риме)
Ее критики выражали сильное сомнение, что она работает с такой скоростью и силой сама, поэтому Элизабетта устроила в ателье своего отца выставку, позволяющую наблюдать за тем, как она работает, пригласив на нее художников и горожан. Живет история о том, что на эту выставку зашел сам великий герцог Козимо III де Медичи, чтобы увидеть, как она рисует портрет его дяди, принца Леопольда Тосканского. Полушутя, он предложил Сирани нарисовать заодно и его портрет, что она и сделала немедленно «чтобы краска высохла к тому моменту, как герцог соберется домой». 190 законченных картин! И при этой занятости она еще находила время учить живописи других женщин.
Не знаю,, чей портрет и о чем, описание было только на французском, имени в тексте точно не было.
Весной 1665 года Элизабетта начала резко худеть и страдать от болей в животе. Физические страдания усугублялись депрессией. Но летом она снова работала, пока 25 августа не умерла чуть ли не за работой. Хоронили ее с невиданной помпой. Ее отец обвинил служанку Элизабетты в том, что та отравила свою госпожу. Был суд, который решил сделать посмертное вскрытие. Выяснилось, что умерла Элизабетта Сирани от прободной язвы желудка, вызванной гастритом, переутомлением и общим истощением жизненных сил. Граф-биограф назвал ее "славой женского пола, драгоценным камнем Италии и солнцем Европы"
Беатриса Ченчи
(угодившая вместе с приемной матерью и братьями в жертвы зверств отца, которого она убила. Папский суд присудил ее к публичному отсечению головы. Приговор был приведен в исполнение. В искусстве образ Ченчи олицетворяет пострадавшую невинность)
Работы Элизабетты Сиррани выставляются до сих пор, ее изображение «Мадонны с младенцем» было выбрано для выпуска почтовых марок в США в 1994, в размерах компании о женщинах-художниках. Этих марок было продано больше миллиона (в тексте стоит 1,1 биллион, но, по-моему, биллионом янки называют миллион).
И еще работы:
Тимоклейя из Шеб была изнасилована капитаном отряда, пришедшего ее арестовать по приказу Александра Великого. Когда тот, сделав дело, нагло спросил, не спрятала ли она где-то золото и серебро, женщина привела его к колодцу, и когда он над ним нагнулся, сбросила насильника в воду. Говорят, Александр простил ее, и отпустил вместе с детьми.
Побег, хотя кое-где эту картину назвали Клеопатрой, хотя не понимаю, при чем здесь Клеопатра
Иоанн Креститель
Рисунок в необычной для Сирани манере, но специалисты не сомневаются, что это ее работа
Венера и Купидон
Элизабетта Сирани
Умница, красица, скромница, одаренная певица и музыкант, художник Элизабетта Сирани прожила всего 27 лет. Необычная судьба и необычная женщина, о которой, на основании ее картин и ее действий, можно смело сказать, что она была феминисткой. Картины ее сохранились, и биография ее была написана ее ментором, графом Карло Цезаре Мальвазия.
(Этот автопортрет критики называют чуть ли не самой неудачной работы Сирани, ей на нем 22 года)
читать дальше
(Этот автопортрет критики называют чуть ли не самой неудачной работы Сирани, ей на нем 22 года)
читать дальше