В отличие от большинства вышеперечисленных дам-воительниц, герцогиня Гаита Ломбардская (Gaita of Lombardy, 1040 – 16 April 1090), также известная как Сишелгаита, принцесса Ломбардии (Sichelgaita Princess of Lombardy), была не генералом, находящимся на поле боя, а именно воительницей, сражавшейся копьем и мечом.
читать дальшеЧасто можно встретить утверждение, что она вышла замуж за простого наемника, что не совсем точно. Да, ее муж Роберт Гвискар действительно провел некоторое время в наемниках, но к моменту женитьбы на принцессе Салернской в 1058 году он был уже графом и герцогом Апулийским, унаследовав титул брата. Да и в наемники он подался с досады, когда брат-граф согласился принять его на службу только рыцарем, но не одарить сразу землями. Брата понять тоже можно - у их отца, Танкреда Отвиля, было 12 сыновей!
Для того, чтобы жениться на Гаите, сестра которой была замужем за братом Роберта, Гвискар развелся со своей первой женой, Альберадой. В свое время Альберада принесла ему в приданое 200 рыцарей, но политическое положение изменилось, и хитрец Гвискар воспользовался ужесточением папских законов против родственных браков. Альберада, правда, вопреки канонам чувствительных романов не зачахла с горя, а пережила и бывшего супруга, и его новую жену, дожив до возраста 90 лет.
Гаита была девушкой спортивной, но сначала, все-таки, родила мужу девятерых детей, а потом уже начала участвовать в военных походах супруга. Надо сказать, что никакого влияния на политику своего мужа она оказать не смогла. Ни тогда, когда пыталась предотвратить его конфликт со своим братом, ни тогда, когда выступала против атаки Византийских владений. Но она оставалась лояльной мужу, и воевала в его войсках.
В 1081 году она обеспечила победу норманнов в битве при Dyrrhachium, когда те ударились в бегство. Анна Комнина так описывает этот случай: ”Like another Pallas, if not a second Athena, seeing the runaways and glaring fiercely at them, shauted in a very loud voice: ”How far will ye run? Halt! Be men!” – not quite in those Homeric words, but something very like them in her own dialect. As they continued to run, she grasped a very long spear and charged at full gallope against them. It brought them to their senses and they went back to fight”.
Когда в 1085 Роберт Гвискар умер, ему было под 70. Его наследником должен был стать старший сын от первого брака, Боэмунд. Вокруг смерти старого герцога, как ни странно, поднялся некоторый шум: пошел слух, что Гаита его отравила, и собирается отравить Боэмунда. На чем основывались слухи – непонятно, но Боэмунд принял их настолько всерьез, что бежал подальше от мачехи. Новым герцогом стал сын Гаиты и Гвискара.
Оправившись от потрясения, Боэмунд пошел на сводного брата войной, и даже захватил Орию, Отранто и Таранто. Потом враги мирились, потом снова воевали, но вмешался папа, и Боэмунд отказался от отцовского наследства. Участвовала ли в военных действиях на стороне сына Гаита – неизвестно, но именно она подарила пасынку «каблук» итальянского «сапога», когда он отказался от притязаний на герцогство. Боэмунд, очевидно, утихомирился не потому, что папа погрозил ему пальцем, а потому, что тот указал ему более славную цель. Боэмунд стал одним из лидеров Первого крестового, и затем принцем Антиохии.
А Гаита с сыном Роджером Борсой остались править Апулией. Сохранились сведения о богатых пожертвованиях Гаиты местным монастырям, за ее здоровье, из чего можно судить, что здоровье ее было к концу жизни не слишком крепким. Действительно, умерла она сравнительно молодой, в 50 лет.
@темы:
Средневековая женщина
Там просто жена графа Роберта вместе с ним в Византии была, на нее еще кесарь Никифор, жених Анны Комнины, позарился.
Да это же Вальтер Скотт, он такими мелочами не заморачивался
У нас, кстати, фильм ставили по этому роману "Рыцарский роман".
kate-kapella Вот странно, что я совершенно этот роман не помню, хотя не могла не читать. Склероз(( Вальтер Скотт и правда голову себе с обоснуями не дурил, да и остальные классики тоже.
Вообще прихожу к мысли, что женщины в любую эпоху играли, точнее, могли играть значительную роль. А нам в историческом контексте часто преподносятся какие-то стереотипы (это не только про роль женщин в истории).
принесла ему в приданое 200 рыцарей
Сорри за неграмотность, но как можно принести в приданое рыцарей? это ж вроде свободное сословие, а не крепостные крестьяне?
А стереотипы - да, и это от доверчивости или честного отсутствия интереса. Потому что каждый может слегка копнуть по интересующей теме, и создать собственное представление о предмете.
ELGA_CROW Железная дама.
Tongor Забавно, что сейчас филозопий вагон, на любой вкус. А суть нашей жизни не изменилась. Да и тогда была уже масса философий. По-моему, они всегда были, что не мешало человечеству оставаться довольно брутальным.
А стереотипы - да, и это от доверчивости или честного отсутствия интереса.
и еще я бы сказала от того, что "так интересней". Сложно осознать, но факт, даже по себе могу сказать)