При близком рассмотрении Первый Крестовый оказался отнюдь не великим героическим проектом христианской Европы, а проектом вполне практическим.
читать дальшеВо-первых, это была карательная экспедиция, что можно понять. Во-вторых, это была явная попытка расширения жизненного пространства со стороны европейцев. Что тоже можно понять: жесткая система наследования, усиливающаяся централизация власти и земельных владений, растущая юридическая бюрократия – все это привело к появлению тысяч недовольных своим положением ноблей, которым Рим указал путь для воплощения их амбиций. О том, что легче отнять, чем нажить и заработать, люди знали всегда. Поэтому неудивительно, что уже в конце 1095 – начале 1096 года многие обратили внимание на то, что в самой Европе есть группа людей, имеющих богатства и не являющихся христианами: а именно, евреи. Поэтому за много месяцев до официального начала похода предприимчивые горожане и нобли Германии и Франции начали зачистки на домашнем фронте.
В Шпайере некий Эмихо Флонхеймский, наслушавшись проповедей Питера Отшельника, увидел ночью сон, в котором ему явился Христос, пообещавший, что Эмихо будет лично им коронован императором после обращения всех евреев Европы в христианство, в чем он, Христос, ему поможет. Очевидно, этническое происхождение Иисуса никогда не озадачивало фанатиков, или я не понимаю некоторых тонкостей теологии. Во всяком случае, осталось одно объяснение крестоносца, данное им рабби: "You are the children of those who killed the object of our veneration, hanging him on a tree; and he himself had said: "There will yet come a day when my children will come and avenge my blood." (Madden, Thomas F. The New Concise History of the Crusades. Rowman & Littlefield: New York, 2006)
В любом случае, запылало: Вормс, Майнц, Кёльн, Трир, Мец – повсюду евреев насильственно крестили, освобождали от неподобающего христианам богатств, а несогласных истребляли. В Вормсе было уничтожено около 800 еврев, в Майнце – около тысячи. Не могу сказать, включены ли в эти данные те, кто покончил с собой из страха быть сожженным или растерзанным толпой, а ведь самоубийств было много. Занимались избиением евреев, в основном, люди из армии «народного крестового», толпы французов, немцев, фламандцев, лотарингцев - "народные массы", так сказать. Одним из отрядов командовал даже священник-норманн, Фолкмар, что доставило церкви много неприятных моментов.
Надо отдать должное: церковь резко выступала против убийств евреев, как части идеи крестового похода. Архиепископ Кёльнский делал, что мог, но против убеждения толпы, что глупо идти за тысячи миль бороться с неверными, если неверные ходят по улицам городов Европы, любые доводы рассудка были бессильны. Не нашли увещевания отклика и в сердцах ноблей, многие из которых были по уши в долгах у евреев-ростовщиков. Тот же Годфрид Бульонский взял деньги за защиту у еврейских коммунн в Майнце, хотя не сделал за эти деньги ничего.
Похоже, что в Европе исторически сложилась традиция начинать любое глобальное мероприятие с еврейских погромов.
Это уже оценка с позиции XXI в. В XI так не думали.
Скажем, убивая евреев, они реально думали, что а) мстят за Христа б) являют собой практически исполнителей воли Божией, ведь (см. Мф гл. 27) иудеи сами призвали кровь на головы свои. То же самое (или даже, в первую очередь это) они веровали в ,,явления" им. У меня своя нелицеприятная версия, кто на самом деле им являлся, но это же эсхатологичное (ждущее конца света) средневековое сознание. А перед самым Вторым Пришествием, как известно из Писания ,,и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут". И ни о какой карательной экспедиции речь не идёт. XI в. Почему испанцы не пошли, а? То-то же. А тут идеи Клермона. Очищение подвигом, праведная смерть, освобождение поруганной святыни. Да, были и экономические, но они же географии не знали, это же просто бегство в неизвестность от сеньора или от захапавшего землю соседа, опять же в надежде, что Господь поможет улучшить дела мiрские за праведный поступок.
А с позиций XXI в. их просто бессмысленно оценивать. Потому как можно сколько угодно говорить, что катапульта хуже Т-34, но ахейцы под Троей понятия не имели, что такое Т-34, соответственно, рассуждать о них мы имеем право только с позиции народа, знающего только катапульты. Иначе анахронистичность, простительная 5му классу. Но разобраться она нам ни разу не поможет.
Вы с английского переводите? Поищите не Википедию, а труды Жака ле Гоффа
Я не спорю, все эти доводы на 100% правильно, но ведь человек - существо сложное. Кто-то действительно бежал от сеньера-деспота, чтобы стать ему в походе равным - все они были пилигримами, по большому счету. Карательная операция за убиенных паломников - факт. Нобли... Здесь и надежда, и жадность, и стиль жизни, и менталитет, прикрытые тонким флером веры. Очень тонким. К тому же, не будучи человеком классически верующим, я по определению не смогу понять силы веры. Я не смогу понять, где было лукавство, фарисейство, а где фанатизм искренний. Вот в видения я верю как раз, в необыкновенные, яркие сны. Что могло являться в видениях истово верующему, замучанному голодом и опасностями монаху? Только святые, конечно. Ведь что-то Бартоломью в Антиохии нашел. И он не мог знать, где это что-то было. Всё непросто. Наверное, я бы предпочла, чтобы этот крестовый поход не был приправлен грабежами, грызней за добычу, междуусобицей. Но что было, то было.
Ресурсы я действительно ищу почему-то англоязычные, по привычке. А почему снова "вы"? Я со всеми предпочитаю "ты", иначе запутаюсь. И вообще я за сетевую демократию.
Карательная операция за убиенных паломников - факт. Нобли...
А, это. Тогда не ,,карательная операция". Это, вссё-таки, термин более позднего (на Х веков более) времени.
прикрытые тонким флером веры. Очень тонким.
. Вот в видения я верю как раз
Тогда откуда берётся ,,тонкий флёр". Да, это профанность и крутой замес с суевериями и язычеством. Но вот это - базовое, основополагающее в жизни. За это и умереть не страшно. И сойтись с тем, кто против твоей веры, тоже. Причём, ,,против" может означать и принадлежность к ереси. Потому что, если долго ехать в одну сторону, можно действительно заехать на тот свет. Потому что действительно конец света вот-вот наступит. Потому что те ржавые кандалы, что хранятся в церквушке соседнего села - это вериги св. ап. Петра, а на каменистом и потому плешивом холме в лесу за рекой по пятницам собирается нечистая сила. А вы говорите ,,тонкий флёр". Это то, чем затыкаются все подряд дыры. И наплевать, что профанно.
Потому и говорю, что педивикия и иже с нею - это то, по чему не стоит ориентироваться.
А почему снова "вы"?
Снова? Я и не менял. Просто по косвенным я чую, к кому и как. Вежливость к старшим, по крайней сере, в форме обращения, это привычка, от которой едва ли когда избавлюсь.
Не вижу смысла спорить, потому что явно наступила на мозоль, а для меня вопрос не принципиален.
Кстати, о папах. Иннокентий III ещё и не рождался. Потому мнение о папе, как о римском епископе и только - тоже нормально.
Да нет, это просто профессиональное. Зачастую вы очень правильно понимаете расклады. Но, как, например, (вы уж простите меня, вероятно, тактичность никогда не была моей сильной стороной) профессиональный пловец сразу видит, ставили другому технику плавания или перед ним самоучка (папой-учка/дедом-учка, друзьями-учка), так и мне заметен целый ряд ,,вылезающих" моментов. Причём, что логично, чем глубже в историю, тем сильнее вылезает. Если в ,,шведах" это лишь иногда даёт локально-кратковременную поверхностность толкований, то уже в Medium Aevum ведёт к серьёзным осечкам. Потому и отсылаю к школе ,,Анналов" и к нашему А.Я. Гуревичу - качественнее них ещё никто к медиевистике не подходил. Там как раз те моменты повседневности и тонкостей сознания, которые вам видны но непонятны или не рефлексируются и растолкованы))
Опять же, я - именно интересующийся человек, не более. Если хотя бы была по образованию гуманитарием, это уже бы заложило базу, но я - технарь. И мне просто хочется в этих постах по сетевым ресурсам дать себе и людям более или менее представление о том мире. Детали каждый сможет собрать сам, по тому моменту, который интересен. Когда мне понадобятся очень точные сведения, я их проработаю. А пока будет именно так, как есть. И мне, признаться, интереснее именно современный взгляд на Средневековье, на это есть причина, о которой я подробнее напишу, когда перейду к Тюдорам (только Генрих VII и Генрих VIII).
Это не совеменный - Ле Гофф тоже не при Елизавете Великой жил, а Гуревич, тот и вовсе 5 лет не прошло, как помре.. Это профанный. Как вера средневековых людей, считавших возможным менять папу и полагавших, что вынесение статуи святого из храма будет ему наказанием за неисполненную просьбу.