Do or die

читать дальшеСтатус воина определялся по качеству и красоте экипировки и одежды. Если воин надевал поясной ремень «не по чину», он рисковал получить дисциплинарное взыскание. Воины сами приобретали себе экипировку, делая это с таким расчетом, чтобы она годилась и для парада и для повседневной службы. Гвардейцы и отличившиеся солдаты пользовались украшенными доспехами, оружием и конской упряжью. Гвардейцы иногда носили головные уборы с султаном, поясные ремни с декоративными накладками, а также позолоченные или посеребренные палицы. Экипировка была достаточно легкая. Крестоносцы часто понимали, что перед ними противник лишь достаточно сблизившись. В XII—XIII вв. многочисленные сирийские и египетские книги сообщают, что базовая экипировка фариса состояла из шлема, кольчуги, кожаных или стеганых штанов, сапог для верховой езды, иногда со шпорами, меча, булавы, топора, кинжала, небольшого ножа, копья, иногда дротика, щита. В элитарных частях дополнительно носили пластинчатые панцири.
Археологические находки свидетельствуют, что с VIII века был распространен железный шлем-байда, выкованный из цельного куска железа. Ранние образцы шлема-тюрбана относятся к середине XIV века. Эти шлемы были выпуклые, остроконечные, их поверхность часто гофрировалась. Однако книжные миниаютры из Египта позволяют сдвинуть этот срок лет на 200 раньше. Встречались также простые сегментные и кожаные шлемы. Хотя кольчужные подшлемники были достаточно распространены, неизменным атрибутом шлема была кольчужная бармица, которую вскоре переняли и в Европе. Известны турецкие шлемы XIII века, оснащенные забралом.
Кольчугу (дир) обычно надевали под верхнюю одежду. Иногда носили сразу две кольчуги. Стеганый джиббах имел кольчужную подкладку, также как более тяжелый казаганд. Пластинчатый панцирь (джаушан) был больше распространен среди персов и турок, чем среди арабов, хотя в XII—XIII вв. пластинчатые панцири получили распространение в Сирии и Египте. Пластинки изготавливали из твердой кожи или железа. Но железный панцирь слишком громко гремел, поэтому в нем невозможно было действовать скрытно. В своих воспоминаниях Усама часто говорит о том, что всадники шли на риск и действовали без доспехов, выигрывая в скрытности и подвижности. Риск был велик. Например, отец Усамы однажды в спешке потерял панцирь, который не успели надлежащим образом застегнуть. В результате дротик поразил его в грудь.
Основную защиту всадника обеспечивал щит. Щиты были разной формы и размеров: большие круглые (туре), маленькие круглые (дараках), продолговатые (тариках), спиралевидные, плетеные из тростника (калкан), большие кожаные (ламт), плоские продолговатые (джанувийя). В некоторых районах щиты дополнительно усиливали металлическими накладками, но в основном щиты были простые, обтянутые кожей и раскрашенные.
Гнутый составной лук был опасным наступательным оружием. По силе натяжения он соответствовал европейскому большому луку, но обладал вдвое большей дальнобойностью. В отличие от большого лука, составной лук был туже в начале натяжения тетивы, поэтому при наведении удерживать составной лук в натянутом состоянии было легче. Кроме того, изогнутые плечи лука даже при отпущенной тетиве имели значительную потенциальную энергию, поэтому составной лук отличался повышенным коэффициентом полезного действия. С XI века старый гуннский составной лук начал постепенно уступать место более новому составному луку турецкого типа, который отличался плавными изгибами. Турецкий лук был туже из-за своей формы, но это делало его более эффективным. Кроме того, турецкий лук был короче и удобнее при стрельбе верхом.
Для стрел имелось множество типов наконечников, которые применялись в зависимости от цели. В XIII веке Фахри Мудаббир в своей книге «Искусство войны» писал, что стрелы с «рыбовидным» и «шаровидным» наконечником следует использовать против кольчуги и пластинчатого панциря, а также против большинства типов щитов. Стрелы с наконечником типа «маленькая лопата», «шпинат», «ивовый лист», «лапша» или «утиная лапа» предназначены для поражения стеганых доспехов, а наконечники из отпущенной стали предназначены для пробивания пластинчатых доспехов. Стрелы с «крылатым» наконечником и наконечником «маленькая лопата» подходили для стрельбы по людям без доспехов. С каждым луком носили две запасные тетивы, а с каждой тетивой — по два кольца. Кольца использовали для крепкого взведения лука при стрельбе на дальние дистанции. При стрельбе по близким целям использование кольца на пальце отрицательно сказывалось на меткости.
Почти все всадники вооружались копьями. Подготовленные воины с конца XIII века также имели при себе несколько дротиков. Меч был наиболее украшенным оружием. Арабский прямой меч-сайф происходил от римского гладия. Его использовали вплоть до XIV века, главным образом в пехоте. Существовало также множество разновидностей кавалерийских мечей. Когда у мусульман появилась кривая сабля, точно установить до сих пор не удалось. Эта сабля появилась в Средней Азии в конце VIII века и постепенно распространилась в исламском мире. Особенно популярной кривая сабля стала у турок, в отличие от персов, курдов и арабов.
Булава использовалась на протяжении нескольких столетий. В египетских книгах описана булава длиной до 1 м. Аль-Тарсуси описал различные типы оружия. О булавах он говорил, что есть цельнометаллические изделия, а есть булавы с железной или бронзовой головкой. Головка могла быть зубчатой, перистой или гладкой. Для турок булава была почти священным оружием, вероятно это отношение сохранилось с языческих времен. Ариф Али Токати так описывал полностью экипированного турецкого витязя:
«Прежде всего, он надел вышитую золотом рубаху. Поверх рубахи он надел кольчугу, кольца которой соединялись золотыми заклепками. На поясе у него висел меч, дар кашимирского шейха, который был слишком хорош даже для мечты. К поясу также подвесил колчан, достойный Хахана [турецкий император доисламского периода]. Затем он сунул булаву в чехол, а в руки взял китайский шит. В его руке было копье, настолько острое, что резало врага на куски».
Кинжал был более прозаическим оружием, хотя его считали удобным для рукопашного боя на нулевых дистанциях. Наиболее распространен был большой кинжал-ханджар. Тонкий кинжал-яфрут использовали только берберы. Наиболее распространенным был кавалерийский топор-табарзин, то есть седельный топор. Другой топор, подходивший как для пеших, так и для конных воинов, назывался наджих, который имел топорище особой формы. Кочевые турки и монголы метали арканы, которые вызывали страх даже у опытных воинов.
Конные доспехи были известны на Ближнем Востоке. В период крестовых походов эти доспехи получили широкое распространение. Вероятно, мусульмане использовали такие доспехи чаще, чем католики, по крайней мере до XIII века. Ранние образцы конских доспехов назывались тиджфаф, слово, которое подчеркивало их устройство из войлока, хотя некоторые образцы были усилены кольчужными, чешуйчатыми или пластинчатыми вставками. Голову коня закрывал наголовник из листового металла.
Источник: Военно-исторический альманах
@темы: Крестоносцы
Интересно, спасибо