Во времена правления Мэри Тюдор англичане были вынуждены обходиться без мяса и есть рыбу по средам, пятницам и субботам ради спасения души. Вступив на трон, Элизабет отменила обязательную рыбу по средам, но в 1563 году была вынуждена отменить отмену – нужно было поддерживать местных рыбаков, увеличивать флот, укреплять побережные крепости. Англичанам было тщательно разъяснено, по какой причине им приходится довольствоваться рыбой три дня в неделю – по патриотическим причинам, а не ради «суеверий». Вместе с 40-дневным запретом на мясо в период Пасхи, британцы были разлучены с любимыми мясными блюдами 156 дней в году!
За нарушения карали строго: за забой животных в неположенные дни полагался штраф, или шесть часов у позорного столба, или 10 дней в тюрьме. В том же 1563 году одного мясника оштрафовали за забой 4 быков на сумму 20 фунтов за каждого (парадная мантия графа Лейчестера стоила 20 фунтов)! Сумма астрономическая для простого горожанина (барристер зарабатывал 10 фунтов в год, например, а мясник – всего 6 фунтов). Владелица таверны угодила к позорному столбу за то, что ела в неположенный день мясо. За то же четыре горожанки просидели в участке всю ночь, пока утром их не вернули мужьям. Впрочем, запреты можно было обойти совершенно официально.
читать дальшеНапример, в среду мясо можно было есть, если на столе присутствовали 3 блюда из рыбы. Разрешение есть мясо в неположенные дни можно было купить. Лордам и членам парламента оно стоило 26 шиллингов 8 пенсов, рыцарям 13 шиллингов и 4 пенса, и людям «низкого звания» 6 шиллингов 8 пенсов. Деньги вносились в приходскую казну, из которой осуществлялась помощь бедным. Разрешения покупались на время поста, и жены заплативших тоже получали возможность есть мясо, когда им хотелось, а не по разрешенным дням. Тем, кто по состоянию здоровья должен был соблюдать мясную диету, получали освобождение от обязательных рыбных дней от епископа по представлению приходского священника.
Впрочем, «приходская казна» звучит безлично. На самом деле, каждое отдельное разрешение оплачивало какое-то определенное доброе дело. Из записей в приходских книгах понятно, кому и на что эти деньги шли. Например, м-р Крук заплатил свои 6 шиллингов и 8 пенсов за право есть мясо в пасхальный пост. На эти деньги какая-то больная женщина, принесенная в бессознательном состоянии с берега Темзы (очевидно, из тех, кто на свой страх и риск отправлялся в столицу, в поисках лучшей доли) получила место в доме Николаса Пейна за 3 шиллинга и 4 пенса, заплаченные Пейну. Сама женщина получила 3 шиллинга – немалые деньги, неквалифицированная рабочая сила стоила 6-7 пенсов в день, а плотник высокой квалификации запрашивал 1 шиллинг и 2 пенса. В кассе прихода остались 4 пенса – очевидно, на расходы.
Довольно оригинальным способом получить лицензию на мясоедение в пост или запретный день было приглашение на обед постороннего – ему можно было предложить одно мясное блюдо, которое он, разумеется, с радостью разделял с хозяевами: например, баранья нога, запеченная с телятиной и фазанами (предполагалось, что гость был или с членами семьи, или со слугами, которым тоже позволялся в таком случае отказ от рыбы).
Еще обыгрывалось понятие мясо/рыба с точки зрения цвета. Понятно, что красное мясо считалось в пост запрещенным. Но если рыба белая, то и белое мясо дичи, и телятина поглощались прихожанами под именем «рыба».
Поскольку мясо лондонцы продолжали есть при помощи всевозможных ухищрений в любой пост, должны были быть и мясники, которые им это мясо продавали. И такие лицензии на деятельность дорогого стоили, просто лишь бы кому их не выдавали. Например, 24 января 1582 года лорд Говард из Эффингема просит канцелярию мэра выдать лицензию мяснику Дэвиду Ньюхолту. Канцелярия ему даже не ответила! Почему? Потому что в том же месяце рыбники Лондона отправили в канцелярию жалобу, что уже 40 мясников получили лицензии, и это уменьшает их, рыбников, законные доходы. К 1587 году канцелярия уже расписывается в своем бессилии: «великий беспорядок учиняется каждый год мясниками Сити, которые, будучи людьми грубыми и нецивилизованными, не признают никаких запретов на забой животных во время поста. Некоторые уважаемые личности постоянно требуют лицензий для мясников, и выражают неудовольствие, когда им отказывают».
В 1591 году королевский совет распорядился конфисковывать мясо, продаваемое в посты нелицензированными мясниками, и отправлять это мясо в госпитали и тюрьмы. Но, судя по реакции канцелярии мэра, лица, которые должны были наблюдать за порядком с лицензиями, просто подкупались («были невнимательны»), и канцелярия предлагает платить им половину стоимости конфискованного мяса – очевидно, для подкрепления способности замечать нарушения.
Дона Роза Да-да-да, а еще я где-то читала, как у какого-то церковного деятеля кто-то из новеньких в обслуге чуть не вылетел с места, потому что попытался в пост подать рыбу, а не птицу.
Лучиэн Ну, в данной, елизаветинской системе, руки не нагревались - всё заработанное на лицензиях шло на помощь вполне конкретным людям. Даже лучше, чем выделять ресурсы из бюджета, где их, ресурсов, на самых бедных вечно не хватает - до сих пор.
Мы, грешные, тоже крестили порося в карася.
Хотя меня всегда удивляло, что в Европе постом разрешена рыба, птица, яйца...
Правда, тут я сужу по художественной литературе.
Там не только об Англии речь шла.
У Дюма, например, Горанфло в первый день поста сидит перед сковородкой яицницы и грустный.
У Мериме в "Каталине" (действие происходит в Испании) героиня дивится тому, сколько лакомых блюд на монастырском столе даже в постные дни. Правда, девушка была из совсем уж небогатой семьи.
У Дрюона в пост готовят и рыбу, и птицу, и не просто готовят, а даже пиры иногда организовывают.
Это только что слету вспоминается.
Mara_Jade_Palpatyne
поста придерживалась де-факто
Правильно, христианские посты по преимуществу привязаны к сельскохозяйственному календарю.
У Дрюона в пост готовят и рыбу, и птицу, и не просто готовят, а даже пиры иногда организовывают.
Незабвенная Маго д'Артуа с ее любимым утиным паштетом.
Кстати, утка, гусь и прочая водоплавающая птица (а также мясо ондатры и капибары) католической церковью причисляется к рыбе по сей день.
У нас такой порнографии, слава Богу, нет.
Что, согласитесь, разумно.
Да, посты, скажем так - логичны.
Например, если не учитывать смену календаря, ни один не приходился на период интенсивных хозяйственных работ.
Но с другой стороны - здесь опять таки ориентация на преимущественно аграрное общество, а не на современное помышленное или информационное.
Достаточно известный факт, что еще при Петре I от постов освобождались моряки во время плавания.
Где-то читала, что такое же послабление было введено для лиц, работающих по найму.
Тут логика тоже понятна - что моряк во время плавания, что наемный работник должны в любое время быть готовы выкладываться с полной отдачей, что может быть трудно на пустой желудок.
Хотя если вспомнить христианское мировоззрение в целом, то пост - это не что-то продолжающиеся в те или иные дни, а должен быть образом жизни, каждый день, каждый миг.
У нас такой порнографии, слава Богу, нет.
Вот я тоже - хотя и не считаю себя верующей - думаю: на хрен нужен такой пост, который практически не в чем не ограничивает!
MirrinMinttu
пир попадал под исключение "приглашение гостей",
А рассматривался ли в тюдоровские времена пост как воздержание от увеселений, а не только как ограничение в еде?
Где-то читала, что такое же послабление было введено для лиц, работающих по найму.
Тут логика тоже понятна - что моряк во время плавания, что наемный работник должны в любое время быть готовы выкладываться с полной отдачей, что может быть трудно на пустой желудок.
От поста освобождаются (и сегодня) не только моряки, но и всякий в путь шествующий или тяжким трудом работающий. (Естественно, больные, беременные и кормящие от поста освобождаются тоже). Т.е., христианский пост изначально разумен, это не мертвая догма, но живое таинство.
Придерживаюсь поста и очень его люблю, хотя сама по нраву эпикурейка; поэтому Вы уж простите столь большое восхищение.
Хотя если вспомнить христианское мировоззрение в целом, то пост - это не что-то продолжающиеся в те или иные дни, а должен быть образом жизни, каждый день, каждый миг.
Ну, скажем так, христианская жизнь похона управление телегой. Если отпустить возжи, скорее всего, никуда не доедешь или доедешь не туда. Пост - часть возжей, элемент разумного самоуправления.
Вот я тоже - хотя и не считаю себя верующей - думаю: на хрен нужен такой пост, который практически не в чем не ограничивает!
ППКС.
Меня веселит мусульманский пост. Нельзя ничего есть и пить... до захода солнца.
Для того, чтобы понять разницу между духовностью Запада и Востока, довольно вспомнить, что в Православных храмах на Литургии стоят, более того - есть особый чин [не]седален, когда стоят в храме даже немощные (при помощи тех, кто может). В западном (католическом или протестантском) сидят, и при этом, если в католицизме есть аналог [не]седалена, но при этом встают все, то в протестантизме, как правило (есть исключения, но не припомню) сидение на Богослужении - норма.
ИМХО, это в достаточной мере показывает отношение человека и Бога. Восток - это благоговение перед Всемогущим Абсолютом. Запад - это (простите) попытка отвернуться. Запад всегда отворачивался от Бога, но человеческая душа без Творца впадает в суеверия, сон разума порождает чудовищ. От пляски мертвых до Ктулху - путь западной духовности. Свято место пусто не бывает. Попустив вожжи, рискуешь приехать совсем не туда, вместо Иерусалима - в Р'рльех.