То, что я «плаваю» в теологии, все мои знакомые знают. Но мне нравится пытаться разобраться в том, что мне непонятно. Поэтому, конечно, я обращаю внимание на всякие популярным языком написанные статьи на религиозные темы. Тем более, в канун Рождества.
На этот раз мне попалась довольно путаная статья о деве Марии.
читать дальше«Казалось бы, кто может быть святее девы Марии? Но в лютеранской версии христианства Марию окружает стена молчания, ее божественность не признается.
Очевидно, приземленные, чуждые мистики протестанты не могут переварить миф о деревенской девушке, забеременевшей в подростковом возрасте девственным образом, родившей без мучений и сохранившей при этом девственность. Для большинства современных женщин-лютеранок дева Мария вообще является воплощением патриархального символизма, унижающего женщину.
Католички видят деву Марию другой. Они видят ее воплощением жертвенности, матерью и сестрой, той, от кого можно ожидать человеческого понимания и милосердия, а не только справедливости. Кстати, и в том, что человеческое воплощение Бога на земле родила именно простая девчонка из глухой и бедной деревни, тоже есть свой смысл.
Возможно, образ девы Марии был для лютеранской теологии слишком опасным, слишком реалистичным? Возможно, Лютеру вообще не хотелось забираться в дебри женского вопроса в Библии. Так или иначе, даже в протестантских рождественских мистериях у Марии роль без слов. Она есть, потому что без нее никак, но слова ей не дают. Протестанты не дают Марии и статуса божественного создания, хотя она была проводником Бога в мир.
А ведь католическая Европа завоевала целый материк именем Марии. И там, в Латинской Америке, Мария до сих пор довольно воинственный образ.
Люди верят в то, что Бог реален, но увидеть его человеку не дано. Люди ожидают второго явления Христа. А является ли людям дева Мария? Во сне-то ее видят довольно часто, но в католической церкви есть своя система подтверждения факта явления святых людям. Подтверждение явлений Марии получили случаи во Франции в 1858 году и в Португалии в 1917 году.»
(по материалам статьи в Helsingin Sanomat 6.11.2010, ”Pyhä Maria auttaa naisia”)
На самом деле, непорочность зачатия и рождения Христа была признана догмой довольно поздно, аж в 1869-70 годах Ватиканским Собором. Для Лютера, который, кстати, считал Марию «величайшей женщиной» заслуживающей величайшего почета, «девственность» Марии была не прямолинейным фактом, а свидетельством того, что она прожила безгрешную жизнь, будучи освобожденной Богом от первородного греха.
Кальвин и вовсе считал себя воином во славу девы Марии, как Матери Божьей, которую он освободил из рабства папистов. Но он действительно отрицал ее божественность на основании того, что она, как и прочие люди, нуждалась в прощении Бога.
Почти наш современник Карл Барт (1886 – 1968) рассуждает так: через Марию Иисус принадлежит к человеческой расе. Через Иисуса Мария Является Божьей Матерью. Смысл «девственного рождения» для Барта в том, что Иисус, как человек, не имеет отца, а Иисус, как сын Божий, не имеет матери. Мария «полна милостью», но эта милость не была ею заслужена, она была ей дана. Поэтому, с его точки зрения, утверждение католической церкви о Вознесении Марии после смерти является величайшей ересью.
Вот, оказывается, в чем дело. Да, это действительно вполне в духе протестантской морали: признание можно только заслужить, лишениями и тяжелыми испытаниями. Очевидно, протестанты не считали чувства матери, у которой на глазах распинают ее сына, достаточно тяжелым испытанием?
Насколько понимаю, здесь беззаботная Ева берет плоды Познания с дерева и скармливает их людям, что страшно радует Дьявола за их спинами. Дева Мария же, со своей стороны, кормит людей чем-то вроде цветов-облаток с того же дерева, которые искупляют их грехи, о чем говорит символ распятия. Картина конца 15-го века, кстати, так что символов здесь хватает.
я очень люблю вот это почтительное, боготворящее отношение католиков к Богоматери и совсем не знала о мнении лютеран по этому вопросу.
а в чём запутанность статьи?
А вообще интересные факты открылись и интересны разные точки зрения. Мне бы и в голову не пришло так задумываться на тему. И очень понравилась картина фра Анджело - это же просто потрясающая Мария.
Если в газете надо написать статью на 200 строк, то уж какие тут примеры.
А там картинок много было!
поделитесь?
И произвели впечатление выкладки относительно божественности Марии. Не в смысле, правильно или нет, а просто вызвал уважение сам подход к вопросу.
Ринтари Да это так, по верхам и в общем. Кажется, богословские изыскания - не такая уж сухая тема)))
Irina* Да ладно, дело не в родословной, насмотрелась на потомков княжеских родов в той же Индонезии, которых иначе, чем простые люди и не назовешь. И они этого не стыдятся. Православная вера - это вообще отдельный вопрос, ее православной называют только ее последователи, остальные - ортодоксальной, т.е. довольно староообрядной и негибкой, сохранившей старые воззрения и традиции неизменными. Поэтому нам часто невозможно друг друга понять. Поэтому многие православные и католиков-то христианами не считают, не говоря о протестантах.
Я не знала, что непорочное зачатие было "утверждено" так поздно, аж во второй половине 19-го века
Так же, как и непогрешимость Папы Римского.
насчёт зачать-оставаясь-девственницей (прости Господи, не про Богоматерь будь сказано ))) ) довольно просто, курьёзных медицинских случаев достаточно - извините, подробности
а вот родить и остаться девственницей... разве что регенерация?
Marty Targaryen Да, насчет зачатия знала. А с родами всё оказалось тоже просто, если понимать в богословском смысле.
Нари Однако
??? кесарево?
вот кстати, да, всё возможно - например, искусственное оплодотворение, роды кесаревым. не исключено, что где-то по миру ходят непорочные детки!
девственность» Марии была не прямолинейным фактом, а свидетельством того, что она прожила безгрешную жизнь, будучи освобожденной Богом от первородного греха
не исключено, что где-то по миру ходят непорочные детки! It's possible, yes.
а! ну, это само собой! тут уж никто и не сомневается!
хотя в этом смысле больше подошло бы слово "невинность", а не "девственность". но что говорить в случае перевода-с перевода-с перевода-и т.д.
Так что Джон вполне мог иронизировать на тему непорочного зачатия как Христа так и Марии еще в 1200-х годах. Полемика то была)))