Крис Скидмор, историк и парламетарий, решил разобраться в загадочной истории треугольника Елизавета – Дадли – Эми Робсар. Так появилась в 2010 году книга «Death and the Virgin». В год появления книги автору исполнилось 29 лет, но он уже успел написать книгу «Edward VI: The Lost King of England» в 2007 году. Библиография у книги серьезная, хотя и не слишком аккуратная. Косяков хватает, за что Скидмора и критиковали, потому что общую обстановку автор набрасывает схематически и шаблонно - чтобы не отвлекать читателя, полагаю. Скидмора больше интересует судьба Эми Робсар, а также личность Дадли и фактическая история его отношений с обеими женщинами. Это, собственно, для меня и ценно.
читать дальшеОказалось, что Дадли был куда как более многогранной личностью, чем можно было предположить, читая труды Фроде. Собственно, это стало ясным уже из исследований Хатчинсона о службе безопасности во времена Елизаветы. Оказалось, что Фроде действительно несколько сузил свои горизонты, используя главным источником испанскую переписку, как я и подозревала. Честно говоря, я очень рада тому, что могу распутывать историю правления этой королевы спокойно и приватно, делая умозаключения и корректируя их по мере накопления информации. Потому что истины, как таковой, нет ни в одной работе. Есть только разные взгляды на одни и те же события. Чем больше коллекция мнений, тем легче понять, что именно игнорирует каждый отдельно взятый подход.
Итак, что известно о лете 1560 года. Молодая королева Англии отправляется в летний Прогресс, то есть в поездку по стране. Цели у Прогресса всегда были четкие: на состояние дел в королевстве посмотреть, себя показать, укрепить одни связи, пересмотреть другие, убедиться в лояльности друзей и склонить на свою сторону недоброжелателей. Это был гигантский обоз в 2500 лошадей и 400 телег: Ричмонд, Саттон, Фарнхейм, затем Портсмут (осмотр королевского флота), оттуда – в Саутхемптон, Винчестер, Басинг, и, наконец, Виндзор.
Конечно, были охоты, обеды, танцы, но во время Прогресса делалась политика. Особенностью Прогресса 1560 года было то, что королева, обычно серьезная и ответственная, политикой не занималась вообще, и даже предприняла всё, чтобы Сесил, политик до мозга костей, держался от нее подальше. Он считал, что он в опале, но скорее всего, Елизавета просто решила совместить приятное с полезным: и отдохнуть от вечно озабоченного государственного секретаря, и дать ему понять, кто в их отношениях ведущий. Она и в будущем периодически будет это проделывать.
Елизавете было от чего отдохнуть. Помимо того, что она занималась своими прямыми обязанностями, ей приходилось отбиваться от навязываемого ей замужества, причем, в обе стороны. И кто только к ней ни сватался… Самыми утомительными были переговоры с имперцами. Самыми веселыми – со шведами. Шведов развлекал Дадли, с имперцами строил планы Сесил. И никого нельзя было оскорбить, ни своих, ни чужих. Сесил даже из Эдинбурга, куда она услала его вести сложнейшие переговоры, ухитрялся забрасывать ее письмами с мольбами поскорее выйти замуж. И не было у Елизаветы другой защиты, кроме Дадли, который иногда просто никого к ней не допускал, оттягивая на себя злобу и раздражение одних, и вызывая зависть других.
Королева отдыхала. С утра она исчезала на охоту, потом появлялась на банкете, потом начинались танцы. Решения откладывались, бумаги не подписывались, переговоры не велись. Сесил нервничал. Правильно нервничал, конечно, потому что в правах королей нет права на отпуск. И вот он-то, вольно или невольно, запустил слух о том, что Елизавета совершенно очарована Дадли. Потому что именно с Дадли, своим конюшим, она пропадала с утра до вечера на охоте. Замечу только, что сопровождать королеву на охоте входило в обязанности главного конюшего, так что никакого нарушения протокола не происходило.
Вообще-то, сплетни начались еще раньше, в Лондоне, когда оскорбленные имперцы изливали в рапортах раздражение на несговорчивость королевы. Они действительно не понимали, что происходит. И Сесил не понимал.
Сесил писал Трогмортону, Сесил жаловался испанскому послу, который отнюдь не был в числе друзей королевы. Сесил и Трогмортон в то далекое лето еще не понимали, где их место. Они еще верили, что они создали эту королеву во имя Реформации, которую Бог и Судьба назначили им провести в Англии. Они еще не признавали за Елизаветой личность, свободную волю, даже ум. Поэтому в своей приватной переписке государственные мужи распускали языки, как базарные сплетницы. Кто виноват в том, что королева проводит все время в развлечениях? Тот, кто делит с ней эти развлечения – Роберт Дадли. И чем дело кончится? Попыткой брака, разумеется. Зачем иначе Дадли, смуглый красавчик по кличке «цыган», вьется вокруг королевы? Каждый судит по себе, как говорится.
Что в то лето говорил сам Дадли: что королева стала настоящей охотницей, способной преследовать добычу с утра до вечера, не уставая от самой быстрой скачки. Дадли хвастался своими успехами, да, но профессиональными успехами. А Сесил не нашел ничего лучшего, как жаловаться всем, готовым слушать, на губительное влияние, которое Дадли оказывает на Елизавету. Придворные и послы быстро сложили два и два: с кем проводит все время королева? С Дадли. Кого размещают посюду рядом с апартаментами королевы? Дадли. Вывод: любовник, метящий в короли.
Придворные смаковали воображаемое, и остроту скандалу добавляло то, что Роберт Дадли был женат, и что его жену при дворе не наблюдали. Одни говорили о том, что Эми серьезно больна. Другие отмахивались от теории болезни, утверждая, что Эми просто спасается от мужа, который пытался ее отравить, и продолжает попытки, недаром же она так осторожна в еде! А тут еще сам Дадли в сентябре 1560 счастливо вздыхал, что через какой-то год его жизнь будет совсем другой.
Эми
Вот и все факты, из которых получили свое начало массовые слухи и спекуляции, сотрясающие королевские дворы Европы и политические кулуары Англии тогда и еще через много лет. Всё остальное – домыслы и спекуляции. Ах, ну да, и главный факт: королева не выходила замуж.
В будущем, на все вопросы в сторону отношений с Дадли, Елизавета загадочно улыбалась и говорила, что она – не ангел, чтобы остаться нечувствительной к многочисленным достоинствам сэра Роберта, которого природа одарила всеми мыслимыми качествами идеального мужчины.
Теперь факты о смерти Эми Робсар. Утром 8 сентября 1560 года она была в странном настроении. Впрочем, учитывая обстоятельства ее смерти и возникшие слухи, мнение свидетелей о странном настроении могло сложиться и позже. Но фактом было то, что Эми потребовала, чтобы все ее дамы, джентельмены и слуги отправились в церковь. Было воскресенье, поэтому она из дам, миссис Огделлс, уперлась, что день этот предназначен для простолюдинов в церкви, и что она туда не пойдет. Тогда Эми просто раскричалась, что почтенная дама может убираться куда угодно, лишь бы ее, Эми, оставили, наконец, одну. А потом ее нашли мертвой у лестницы, в которой всего-то и было, что 8 ступенек. Причем, дама Огделлс, игравшая в карты с дамой Оуэн, слышали звук, словно что-то упало. Но им было велено держаться от глаз госпожи подальше, и они не прервали игру.