Согласно заключению жюри присяжных, Эми Робсар умерла в результате перелома шеи, упав с лестницы. Других повреждений на ее теле обнаружено не было. Крис Скидмор приводит детальнейшее расследование статистики несчастных случаев на лестницах, происходящих уже в наши дни. Насколько он смог выяснить, смертность в результате падения с лестниц занимает в статистике смертей в результате несчастных случаев второе место, сразу после автокатастроф. В 1986 году в неотложках США оказывали помощь 1,46 мил. жертв несчастных случаев на лестницах, 6 200 из которых умерли. В случае именно падений с лестниц, было зарегистрировано 4 000 смертельных исхода из 46 000 случаев госпитализаций.
читать дальшеИнтересно, что третья часть несчастных случаев на лестницах происходит на первой ступеньке, 25% - на второй, и 12% - на третьей. Причем, самыми опасными оказались лестницы, имеющие менее 10 ступеней. Причина, по всей вероятности, в том, что люди очень невнимательны на коротеньких лестницах. Второй причиной является изменение баланса человеческого тела при подъеме по лестнице: на первых ступеньках он только ищется. Но возможно ли, чтобы женщина сломала себе шею, упав с лестницы, и не получила решительно никаких других повреждений? Даже головной убор аккуратно остался непотревоженным. Оказывается, у 46 % пациентов, повредивших себе позвоночник, упав с лестницы, отсутствуют раны на лице и на голове.
То есть, в вердикте жюри нет ничего странного или подозрительного. Вероятно, они решили не разбираться в том, почему Эми вела себя в тот день так странно. Ведь жюри состояло из мужчин, которые могли быть убеждены, что женщины всегда ведут себя странно. Но может быть, что жюри не стало копать в этом направлении совершенно сознательно. Уже через несколько недель после смерти Эми, Николас Трогмортон писал своему приятелю Томасу Чемберлену о сплетнях, касающихся смерти жены Роберта Дадли. Сам Трогмортон не верил, что сэр Роберт убил свою жену. Старый сплетник собрал все комментарии знакомых, которые признавали: Роберт смертью Эми был потрясен. Но Трогмортон предложил более коварную версию, так хорошо подходящую к истории о заброшенной жене и скандальной любви. Он утверждал, что Эми покончила с собой.
Это было серьезно. Самоубийство в те времена рассматривалось убийством. Да, убийством себя, со всеми вытекающими из этого факта наказаниями. По уголовному праву, самоубийц лишали их состояния. Всё, от булавок до недвижимости, переходило в собственность короны. Никаких похорон, никаких церковных обрядов, никакого траура. Когда, позднее, Сесил писал в своих заметках, что Роберт Дадли «обесчещен смертью своей жены», он, вероятнее всего, намекал именно на версию самоубийства.
Но человек, планирующий самоубийство, не будет торопить портного с переделкой воротника. Не говоря о том, что Эми была женщиной верующей. Нет, она никогда бы решилась стать убийцей, невозможная мысль. Женщина ее круга, желающая умереть, молилась бы, чтобы Бог окончил ее жизненный путь. Если только не была хронически больна. Ведь любой физической болезни сопутствуют изменения психические. И ученые, люди въедливые, решили проверить слухи, ходящие в 1559 году – не была ли Эми в самом деле смертельно больна, если уж послы спекулировали на тему, что Роберт и Элизабет только ожидают смерти Эми, чтобы пожениться.
Д-р Ин Айрд предположил, что Эми не сломала шею, упав с лестницы, а упала с лестницы потому, что ее шея спонтанно сломалась. Это возможно при костных заболеваниях, ослабляющих и размягчающих кости, когда простое мускульное усилие может вызвать перелом. Но есть еще одна болезнь, вызывающая спонтанный перелом шеи – рак груди. Сейчас известно, что раковые клетки, в этом случае, распространяются наиболее агрессивно именно в позвоночник. И в посольской переписке действительно указывается точно, что Эми имела опухоль в одной груди. Против этой теории говорят седло, присланное жене сэром Робертом, и сам тот факт, что больной с пораженными раком костями не то, что не побежит вверх по лестницы, а вообще вряд ли ходить будет.
Результатом рака может быть еще одна болезнь, гиперкальцимия – «вымывание» кальция из костей в кровь. В здоровом организме, избыток кальция удаляется из крови через почки. При гиперкальцимии, кальция выбрасывается в кровь столько, что почки справиться с таким количеством не могут. Не очень редкое состояние: около 10-20% больных раком страдают гиперкальцимией, и особенно часто она сопутствует именно раку груди. Первые симптомы – усталость, замешательство, далее – возбудимость, спонтанная потеря баланса, внезапные потери сознания.
Симпатично было бы думать, что Эми упала с лестницы, внезапно потеряв сознание, и в теорию укладывается ее вспышка гнева на миссис Огделлс. Но как же быть, в таком случае, с выводом Томаса Бланта, о котором он пишет Роберту Дадли:
«то, что я слышал, заставляет меня думать, что у миледи были странные мысли. Расскажу при встрече»?
Скидмор отодвинул все теории, связанные с болезнью и самоубийством, и стал искать первоисточник, считавшийся потерянным: результаты осмотра тела Эми, рапорт коронера. И он его нашел! Нашел в очевидном месте, в отчетах Национальных Архивов в Кью, среди отчетов Королевского суда. Просто он был заархивирован не в 1560 году, а в 1561, когда Королевский суд вынес окончательный вердикт, подтвердивший заключение жюри присяжных. Проформа, но проформа, запутавшая историков на 450 лет.
В заключении жюри говорится, что на теле Эми Робсар не было никаких повреждений. Рапорт коронера описывает две глубокие раны на ее голове. В рапорте употребляется термин ”dyntes”. Скидмор доказательно утверждает, что в тюдоровские времена этот термин употреблялся для описания рубленых ран, нанесенных, обычно, мечом в битве. И это были глубокие раны! Одна в половину дюйма глубиной, и другая – в два дюйма. Причем, никаких следов на руках, которые говорили бы о том, что женщина пыталась при падении как-то смягчить «приземление». Это очень необычно. Не говоря о том, что должны были остаться синяки на ногах и боках. Но нет. Решительно ничего, кроме двух ран на голове и сломанной шеи.
elskov Указывали ли? С натяжкой, она могла раскроить голову о края каменных ступеней. Против чего есть много доводов. Вердикт был "несчастный случай". И за ним может стоять много чего. Там много обстоятельств, о которых я напишу позже. В принципе, у меня такое чувство, что вердикт был предназначен чисто для утверждения, что Роберт здесь не при чем, как оно и было. Есть версий пять о том, что могло случиться. Елизавета вскоре обронит очень примечательную фразу...
Скелет Эми, конечно, искали, чтобы попытаться понять, какого рода повреждения, но не нашли - все подземелье, где она была захоронена, было где-то в 1700-х перестроено.
Как твои дела?
Планирруемое убийство не вызовет таких подозренийц у обывателя. Более того - если связь Элизабет и Дадли вообще была - Эми бы узнала обо всем гораздо раньше. И следующий довод - со смерти Эми ничего не изменилось.
LenaElansed Причем, какой-то корявый интерес... А ведь там было гораздо больше, и она заслуживает, по-моему, более уважительного к себе отношения. Впрочем, как и Елизавета, которой, оказывается, не очень повезло с историками.
Mara_Jade_Palpatyne Ах, да в том и дело, что обыватели ничего не заподозрили, никто не сомневался. Так что, если это было убийство, оно было совершено достаточно грамотно, если виновные по сей день неизвестны. Волна пошла гораздо позже, я об этом подробно напишу.
Дарьяж Хохма заключается в том, что Елизавета, как глава церкви, могла аннулировать брак Дадли (в этом Грегори совершенно права), и никто бы даже косо не посмотрел, потому что брак был бездетным, а современники понимали важность продолжения рода. И мне не верится, что Дадли и Елизавета когда-либо намеревались именно пожениться. Как ни крути, Дадли четко знал, как и Елизавета, что на репутации обоих слишком большие пятна, чтобы можно было себе позволить объединить их браком. Как сказал какой-то посол, выйдя за Дадали, "королева легла бы спать Ее Величеством, а проснулась бы миледи Елизаветой".