опять рабочееБыла у нас в отделении сравнительно молодая женщина, умирающая от рака поджелудочной железы. И вот на самой последней стадии, когда ее перевезли в специальную комнату, достаточно большую для того, чтобы там могли находиться близкие хоть круглосуточно, врач ей сказала, что она умирает, и надо готовиться. Женщина прорыдала весь день, к вечеру подключили морфиновый насос, а через сутки она умерла, не приходя в сознание.
Для пояснения: весь клан, вся семья знали, что "мамми" умирает. Все уже независимы, муж вообще не отходил от ее кровати, все эти недели. Сама больная предпочитала не думать, что она умирает, она зацепилась за мысль, что должна увидеть первого внука, который родится в ноябре. Нет, шансов на это у нее не было, конечно, так что врач своей прямотой ее конец не ускорила. Врач всего лишь сделала ее очень несчастной и испуганной женщинй в последний вменяемый день ее жизни.
Сегодня на утреннем рапорте ночная дежурная растроганно рассказала, что больная умерла мирно. Потом кто-то брякнул, что-де хорошо, что она приняла перед смертью правду.
Ну, меня понесло, конечно. Эту смерть я приняла тяжело. Знаете, эта женщина была нужна своим, и была любима, и не дожила свой век. Такие смерти кажутся особенно тяжелыми. Я спросила, кому хорошо-то? Кому ваша гребанная правда была нужна? Больной точно было не хорошо. Думаю, ее мужу - тоже было не хорошо смотреть на безнадежно рыдающую жену. Почему ей не дали умереть счастливой? Все равно ей через несколько часов подключили морфий, она впала в забытье, в котором и умерла.
Коллеги мои отреагировали на мое замечание по-разному. Самые честные сказали, что предпочли бы умереть в неведении. Самые фанатичные - что человек должен знать всю правду, это его право и его ноша. Парочка злобно спросила, где это я училась? "У нас в Финляндии" совершенно ясно учат быть с пациентом правдивым, это входит в базовую программу обучения медсестер. Я со злости брякнула, что в базовую программу обучения теологов входит сотворение Богом мира за семь дней, и что?
Я никогда не усвою местный менталитет. Никогда. Правдивость - это добродетель, но когда добродетель становится самоцелью, из нее уходит смысл, и она превращается в нечто себе противоположное. Я так считаю.
@темы:
"Этот мир придуман не мной"
Не чтобы порыбать — чтобы попытаться сделать все то, что кажется важным попробовать успеть перед смертью. Уверена, у любого человека обнаружится пара-тройка дел, которые он захочет успеть сделать во что бы то ни стало.
Так что я бы в такой ситуации рыбада разве что оттого, что мне ТАК ПОЗДНО об этом сказали, все ужа давно всё знали — а мне никто ни словом, гады... Я была бы ОЧЕНЬ на них зла, к возможности умереть отношусь ровно, но если известны какие-то сроки — почему я должна оставаться в неведении и лишиться столь мощного стимула завершить свои дела или хотя бы сделать что-то важное, позвонить человеку с которым в ссоре, отдать распоряжение по поводу собственных похорон наконец.
Вот как-то так.
Другое дело как информацию подавать. Можно ведь подать в ключе "ты умираешь, у тебя всего день/месяц/год в запасе" — что включает чувство себяжаления и фатализм;
А можно "твоя болезнь смертельна; тем не менее, у тебя есть еще еднь/месяц/год чтобы успеть что-то важное для тебя, подумай что это могло бы быть, это твой шанс" — и тогда фатализм включать некогда.
Хотя конечно все люди разные и то что справедливо для меня будет дико для кого-то еще.
К примеру, Солженицын после рака горла прожил дикую кучу лет.
но тут, конечно, как уже сказали, индивидуальный подход нужен. С кем-то может действительно лучше не поднимать эту тему...
Вот так и представляю — очень и очень просто=)
MirrinMinttu, прекрасно тебя понимаю. Правда правде рознь - сделать какую-то гадость и признаться в том, что ты это сделал - это одна правда,отравить последние мгновения умирающему - другая.
Гадко.
Так что тут — соглашусь — индивидуальный подход и сообщать должен кто-то разбирающийся хотя бы в основах психологии
Больной, если он не в маразмах, всегда ЗНАЕТ. И, если он, не смотря на знание, не хочет принимать окончательность своего положения - это его право.
Она НЕ ЗНАЛА. Она рассчитывала на полгода-год, по своим ощущениям и результатам обследования. Она НЕ ЗНАЛА, что на этой стадии у нее СТОЛЬКО времени уже нет при самых благоприятных раскладах.
по-моему вы врете, извините. Просто можно бояться. И насколько я знаю не бояться только те, в чьей культуре больше напора на посмертное существование. Все остальные бояться смерти.
И коли мы заговорили о правах, мне кажется каждый больной, если хочет, сам спросит правду. И мне кажется каждый больной сам может решать бегать ли ему на химию или жить спокойно, даже не зная правды. Никто не может решать за него. Но милосердие врача, если видишь, что человек цепляется за надежду - не убивать ее, пусть она и пустая
Вот! Вот это ВАШ выбор. Который, я думаю, вы в состоянии озвучить врачу. и озвучите если придется. Но женщина та вроде не жаждала узнавать правду, не? За нее это решили, что она должна знать и начхать на ее право как раз. Право не думать или не знать
Как практикующий онколог, я сталкиваюсь с такими художествами со стороны родственников умерших пациентов, что описывать их — никаких дайриков не хватит
А семья безусловно для поддержки нужна, да.
Да, и я бы предпочла, чтобы мне позволили самой сформулировать суждение, умру я от болячки или нет, и если да, то когда. К счастью, работая каждый день с врачами, перестаешь относиться к ним, как к оракулам.
Все-таки, не всегда нужна эта правда, этой женщине уж точно она была не к чему.
Но как врачи могли знать, что она уже вот-вот умрет, если женщина находилась еще "в себе"? То есть все понимала, разговаривала. Кто знает, может последние силы она истратила на свои рыдания(((
Мой папа умер от рака 9 лет назад. Умер в тот день, когда поставили точный диагноз - сделали бронхоскопию (до этого у врачей были подозрения, они его неделю лечили от воспаления легких). До сих пор думаю, а вдруг именно эта процедура ускорила его смерть?
Я рада, что папа не знал, что у него рак, что умер, не зная, что умирает. Просто заснул, наверное, как сказали медсестры...И все же это было ужасно
Как-то тяжко это все.
Как говорится, желаю спасти хоть кого-нибудь. Чтобы были силы на все это смотреть.
Arme, пока я работаю там, где можно только отсрочить конец или болезнь, или избежать ухудшения состояния. Спасают в университетских клиниках, а туда попасть, по-моему, для меня нереально. Но спасенные там все равно приходят к нам, потому что клиника только проводит операцию и сразу преводит прооперированных в отделение или больницу по месту жительства, так что...