Смерть Генри IV большой неожиданностью для государства и правительства не стала. Парламент ожидал этого известия, и большинство лордов королевства присутствовали в Лондоне. Новый король был подобающе коронован 8 апреля 1413 года. На коронации он сделал заявление, что отношения со своими ноблями он начинает с чистого листа, и что все ссоры и несогласия прошлого с этого дня считаются забытыми.
читать дальшеКороновал Генри Пятого архиепископ Арундел, но, тем не менее, на следующий день архиепископ был заменен на посту Лорда Канцлера Генри Бьюфортом, а сэр Джон Пелхам, Лорд Казначей, был заменен графом Арунделом. Вряд ли это было ребяческим желанием молодого короля вернуть на ключевые посты тех людей, которых он туда назначил во время знаменитого конфликта с отцом. Дело было в том, что все правительство и большинство активно служащих ноблей уже принадлежало к поколению самого принца. Старшее поколение, с их старыми обидами и распрями, постепенно сходило с исторической сцены.
Первыми помощниками короля стали его братья. С Томасом, герцогом Кларенсом, Генри находился в некоторой политической оппозиции, но, говорят, что это не породило между братьями неприязни на личном уровне. Томас был солдатом и бретером, и занимал уже с 17 лет пост адмирала южного флота. Джон, больше всего характером напоминающий самого молодого короля, был специалистом по Шотландии и Уэльсу, проведя годы и годы на границе королевства. Хэмфри, младший, был в некотором роде темной лошадкой. Неизвестно, что ему мешало себя проявить: то ли отсутствие опыта, то ли отсутствие таланта, то ли излишняя тяга к жизни спокойной, с литературой и музыкой. Джона Генри в 1414 году сделал герцогом Бедфордом, и Джон стал правой рукой короля в английских делах. Хэмфри сделали герцогом Глочестерским, но Генри всегда помнил о том, насколько ненадежен его младший брат, и старался больших дел на него не взваливать.
Хэмфри
Разумеется, в семье были и женщины, а женщины в семьях ноблей были своего рода дипломатическими представителями. Старшая сестра Генри, Бланш, была давно выдана замуж за Луи Баварского, но она умерла в 1409 году. Филиппа была в 1406 выдана за Эрика Датского. Мачеха короля, Джоанна, была уже раз вдовой, ее первым мужем был Джон IV Бретонский. Надо сказать, что у Джоанны со своими пасынками отношения были самыми дружескими.
Филиппа
В ближний круг короля входили, разумеется, Бьюфорты, его дяди по деду. Генри Бьюфорт, который был епископом Винчестерским с 1404 года, был, честно говоря, скорее политический интриган, который искусство интриги знал и любил, нежели теософ. Советы и игры ума этого лиса Генри очень пригодились. Томас Бьюфорт, граф Дорсет, тоже был очень даже неплохим политиком, и впридачу – хорошим военным. Оба были сравнительно молоды, и оба – приверженцы дома Ланкастеров до мозга костей.
Генри Бьюфорт
Конечно, к принцам крови принадлежал и дом Йорков. Надо сказать, что Эдвард, герцог Йорк, к Генри V был удивительно лоялен. Возможно, потому, что Эдмунд, граф Марш, чье право на престол Йорки так яростно отстаивали, вырос достаточно, чтобы всем стало ясно: с новым королем он дружит еще с тех времен, когда тот был принцем, и трон его не интересует ни в малейшей степени. Ричард, брат герцога Йорка, был самым неярким представителем своего дома, но ему все равно дали титул графа Кембриджа в том же 1414 году – просто потому, что его женой была сестра графа Марша.
Из ноблей в свиту молодого короля вошли граф Арундел, граф Вестморленд (глава дома Невиллов и оплот дома Ланкастеров на севере), граф Варвик (абсолютно выдающийся военный с высокой репутацией), графы Девоншир и Саффолк (просто военные, без каких-либо выдающихся способностей), Джон Мовбрей (племянник графа Арундела и зять графа Вестморленда, да еще и отпрыск мятежной семьи, которого имело смысл держать поближе), граф Салсбери и граф Хантингтон (сыновья пострадавших за Ричарда Второго), граф Оксфорд де Вер (по тому же принципу), граф Стаффорд и граф Сомерсет (кузены короля, еще мальчишки). Молодой наследник Нортумберлендов продолжал пребывать в Шотландии.
Первым из более мелкого дворянства был Ричард Грей из Коднора, лорд Камой (женившийся на вдове Хотспура Нортумберленда), сэр Джон Корнуэлл (муж тетушки короля, Элизабет), Генри ФитцХью и Генри ле Скроп из Машама (просто приятели короля), и сэр Джон Олдкастл (лорд Кобхэм по праву его жены).
Среди прелатов, помимо Бьюфорта, в свиту Генри входили Генри Чинель (друг короля и кандидат на замену архиепископа Арундела), Тома Лэнгли (имел опыт работы Канцлером в 1405-1407 гг), и ученый монах Роберт Халлам из Салсбери (который, помимо поэтическо-писательских способностей явно набирал значимость в международных церковных кругах).
Вот с такой свитой молодой король и двинулся устраивать дела королевства.