Do or die
Вернее, о зловещих событиях, происшедших непосредственно после нее.
читать дальшеВсем известны ужасные события, связанные с перевозкой тела Ричарда III с поля битвы и его захоронением. О них в свое время написали все авторы хроник, и все рикардианцы используют их примером низости Генри Тюдора, сведшего счеты с погибшим. Не знаю, изменится ли точка зрения сейчас, когда за Тюдора неожиданно вступился самый ярый рикардианец – профессор Эшдаун-Хилл. Он просто обратил внимание на очевидное.
Итак, факты: окровавленное, обнаженное тело короля, с веревкой вокруг шеи, перебрасывается через спину лошади и доставляется в Лейчестер, где остается выставленным два дня на всеобщее обозрение. И потом бесцеремонно хоронится в ближайшем к реке аббатстве Грейфриарс.
Теперь пойдут уточнения, опровержения и рассуждения профессора.
Оказывается, одна из ошибок этого описания событий фактическая: Грейфриарс – не самое близкое к реке аббатство. Более того, это аббатство было в значительной мере открыто для публики, обслуживая повседневные нужды паствы. Очень неудобное место для выставления тела короля на обозрение.
Теперь о самом Тюдоре. Очень часто встречается утверждение, что Тюдор в дальнейшем указал днем начала своего царствования 21 августа 1485 года, делая этим Ричарда просто мятежником, сражавшимся со своим сувереном. Но нет никаких фактов, указывающих на то, что он это сделал. Во всех документах царствование Тюдора начинается 22 августа – со дня победы при Босуорте. Более того, такое искажение хронологии было бы в принципе бессмысленным. Тюдор не скрывал, что едет отвоевывать себе королевства, даже если его права на трон были более, чем хлипкие. Ричард был королем де-факто, даже если кто-то считал его узурпатором. Все хроники (враждебные Ричарду, других просто не сохранилось, даже если они были) именуют Ричарда королем до самой его смерти, а Тюдора – графом, до самой смерти Ричарда.
Сама история о транспортировке тела Ричарда в Лейчестер обросла деталями только в конце шестнадцатого века – благодаря Холиншеду, который мог иметь авторитет историка, а мог и просто придумать его. О Холиншеде мало что известно, кроме его историй. Разумеется, Холиншед не был свидетелем описываемых им событий, он использует труды Полидора Виргила и Кровлендские хроники. Но детали, как то кровь и грязь на теле Ричарда, в хрониках Виргила отсутствуют. Холиншед прибавил их от себя.
Виргил просто пишет, что тело Ричарда доставили во францисканское аббатство в Лейчестере, перекинутым через спину коня, и похоронили через два дня «без похоронных церемоний». Кровлендские хроники пишут: «тело Ричарда нашли среди мертвых… и доставили в Лейчестер с недостаточной гуманностью (с веревкой вокруг шеи)».
Разумеется, тело Ричарда могло быть выставлено на обозрение только по прямому приказу Тюдора, которому было необходимо, чтобы Ричард потом вдруг не «ожил» в народной молве. Но очень мало вероятно, что тело было выложено в том виде, в каком его нашли, потому что тела павших в битве зачастую опознавались только самыми близкими слугами и сквайрами, по каким-то особенностям строения. Реальная смерть в бою – вещь далекая от картинной чистоты. Например, тело Джона Говарда, герцога Норфолка, павшего в той же битве, с точностью опознать так и не смогли, и его гробница в Фрамлингтоне содержит два скелета. То есть, скорее всего тело Ричарда было обычным образом обмыто и, более того, хотя бы элементарно забальзамировано – на дворе стоял август, и Тюдор был заинтересован, чтобы как можно больше народа смогло подойти к телу его врага на достаточно близкое расстояние, чтобы опознать и убедиться.
Тем не менее, остаются очевидными следующие варварские детали обращения с трупом: отсутствие одежды, веревка вокруг шеи, и тело, перекинутое через спину коня.
Профессор утверждает, что конь – это был тот максимум уважения, которое допускал момент. «Полководцы не возили за собой гробы, отправляясь на битву – это плохо бы сказалось на моральном настрое их войск», - ехидно замечает он. Он снимает ответственность с людей Тюдора и в плане отсутствия одежды на теле Ричарда. Собственно, хорошо известно то, что вокруг сражающихся армий постоянно кружило немалое количество «стервятников», немедленно снимавших с трупов абсолютно все, имеющее хотя бы минимальную ценность. Примером тому может быть хорошо запротоколированный случай о том, как обнаружили и опознали в свое время тело графа Шрюсбери. И на нем не было ни нитки, а он пал во Франции. То, что не смогли опознать и тело хорошо известного Норфолка, тоже говорит о том, что решительно никаких помогающих опознанию предметов одежды на нем не было.
Замечания Кровлендских хроник о том, что тело короля было найдено, говорит о том, что его искали. То есть, кто-то отправил поисковую партию, состоящую, скорее всего, из наемников – как и почти все войско Тюдора. Очевидно, указав место, где искать. Какую причину для пиетета к английским трупам мог иметь иностранный сброд, собранный во Франции? Никакой. Король или нет, его просто отволокли к начальству за веревку. Так делалось всегда и везде. Ничего лично, просто практическое решение. Скорее всего, ту же веревку потом использовали для того, чтобы зафиксировать труп на спине лошади, поэтому она не была снята. Виргил так же упоминает о щите короля Ричарда, который был закреплен рядом с телом. По мнению профессора, это было той максимальной данью уважения к королевскому статусу единственного английского короля, погибшего на поле битвы, которую позволяли обстоятельства. В конце концов, у Тюдора не было ни одной причины в мире показывать себя перед будущими подданными и европейскими дворами варваром.
Если уж говорить о королях, павших в битвах, то герцог Бургундский, прикрывавший отход своих в битве у Нанси, в 1477 году, был разыскан только через два дня. Первое опознание сделала паж – по длинным ногтям, второе, более уверенное – личный врач, по шрамам. И здесь «стервятники» тоже раздели трупы полностью. Совсем уж не повезло королю Шотландии, Джеймсу IV. Мало того, что его рубашку трепетная королева Катарина Арагонская отправила своему мужу, как военную добычу, так еще и захоронить не получилось. Дело в том, что Джеймс был отлучен от церкви, и церковь похоронить его просто отказалась. Потом Большой Гарри соврал папе римскому, что король Шотландии перед смертью выказал какие-то признаки раскаяния, и разрешение на захоронение получил. Варвары? Ну, не менее варварами были и культивированные герои античности. Ахиллес привязал тело Гектора к своей колеснице, и проволок его вокруг стен Трои, прежде чем сдал Приаму для похорон.
И, наконец, выкладка тела для всеобщего обозрения. Здесь профессор видит определенную традицию. До Ричарда III, погибшего в битве, проиграв, таким образом, корону, еще три короля были насильственно убраны с трона: Эдвард II, Ричард II, и Генрих VI. Во всех трех случаях, тела были выставлены на обозрение, и захоронены без всякой церемониальности. И перезахоронены через некоторое время: Эдвард III с почестями перезахоронил отца, Генри V – Ричарда II, и сам Ричард III – Генриха VI. Такое же перезахоронение сделал и Тюдор для Ричарда III.

читать дальшеВсем известны ужасные события, связанные с перевозкой тела Ричарда III с поля битвы и его захоронением. О них в свое время написали все авторы хроник, и все рикардианцы используют их примером низости Генри Тюдора, сведшего счеты с погибшим. Не знаю, изменится ли точка зрения сейчас, когда за Тюдора неожиданно вступился самый ярый рикардианец – профессор Эшдаун-Хилл. Он просто обратил внимание на очевидное.
Итак, факты: окровавленное, обнаженное тело короля, с веревкой вокруг шеи, перебрасывается через спину лошади и доставляется в Лейчестер, где остается выставленным два дня на всеобщее обозрение. И потом бесцеремонно хоронится в ближайшем к реке аббатстве Грейфриарс.
Теперь пойдут уточнения, опровержения и рассуждения профессора.
Оказывается, одна из ошибок этого описания событий фактическая: Грейфриарс – не самое близкое к реке аббатство. Более того, это аббатство было в значительной мере открыто для публики, обслуживая повседневные нужды паствы. Очень неудобное место для выставления тела короля на обозрение.
Теперь о самом Тюдоре. Очень часто встречается утверждение, что Тюдор в дальнейшем указал днем начала своего царствования 21 августа 1485 года, делая этим Ричарда просто мятежником, сражавшимся со своим сувереном. Но нет никаких фактов, указывающих на то, что он это сделал. Во всех документах царствование Тюдора начинается 22 августа – со дня победы при Босуорте. Более того, такое искажение хронологии было бы в принципе бессмысленным. Тюдор не скрывал, что едет отвоевывать себе королевства, даже если его права на трон были более, чем хлипкие. Ричард был королем де-факто, даже если кто-то считал его узурпатором. Все хроники (враждебные Ричарду, других просто не сохранилось, даже если они были) именуют Ричарда королем до самой его смерти, а Тюдора – графом, до самой смерти Ричарда.

Сама история о транспортировке тела Ричарда в Лейчестер обросла деталями только в конце шестнадцатого века – благодаря Холиншеду, который мог иметь авторитет историка, а мог и просто придумать его. О Холиншеде мало что известно, кроме его историй. Разумеется, Холиншед не был свидетелем описываемых им событий, он использует труды Полидора Виргила и Кровлендские хроники. Но детали, как то кровь и грязь на теле Ричарда, в хрониках Виргила отсутствуют. Холиншед прибавил их от себя.
Виргил просто пишет, что тело Ричарда доставили во францисканское аббатство в Лейчестере, перекинутым через спину коня, и похоронили через два дня «без похоронных церемоний». Кровлендские хроники пишут: «тело Ричарда нашли среди мертвых… и доставили в Лейчестер с недостаточной гуманностью (с веревкой вокруг шеи)».
Разумеется, тело Ричарда могло быть выставлено на обозрение только по прямому приказу Тюдора, которому было необходимо, чтобы Ричард потом вдруг не «ожил» в народной молве. Но очень мало вероятно, что тело было выложено в том виде, в каком его нашли, потому что тела павших в битве зачастую опознавались только самыми близкими слугами и сквайрами, по каким-то особенностям строения. Реальная смерть в бою – вещь далекая от картинной чистоты. Например, тело Джона Говарда, герцога Норфолка, павшего в той же битве, с точностью опознать так и не смогли, и его гробница в Фрамлингтоне содержит два скелета. То есть, скорее всего тело Ричарда было обычным образом обмыто и, более того, хотя бы элементарно забальзамировано – на дворе стоял август, и Тюдор был заинтересован, чтобы как можно больше народа смогло подойти к телу его врага на достаточно близкое расстояние, чтобы опознать и убедиться.

Тем не менее, остаются очевидными следующие варварские детали обращения с трупом: отсутствие одежды, веревка вокруг шеи, и тело, перекинутое через спину коня.
Профессор утверждает, что конь – это был тот максимум уважения, которое допускал момент. «Полководцы не возили за собой гробы, отправляясь на битву – это плохо бы сказалось на моральном настрое их войск», - ехидно замечает он. Он снимает ответственность с людей Тюдора и в плане отсутствия одежды на теле Ричарда. Собственно, хорошо известно то, что вокруг сражающихся армий постоянно кружило немалое количество «стервятников», немедленно снимавших с трупов абсолютно все, имеющее хотя бы минимальную ценность. Примером тому может быть хорошо запротоколированный случай о том, как обнаружили и опознали в свое время тело графа Шрюсбери. И на нем не было ни нитки, а он пал во Франции. То, что не смогли опознать и тело хорошо известного Норфолка, тоже говорит о том, что решительно никаких помогающих опознанию предметов одежды на нем не было.
Замечания Кровлендских хроник о том, что тело короля было найдено, говорит о том, что его искали. То есть, кто-то отправил поисковую партию, состоящую, скорее всего, из наемников – как и почти все войско Тюдора. Очевидно, указав место, где искать. Какую причину для пиетета к английским трупам мог иметь иностранный сброд, собранный во Франции? Никакой. Король или нет, его просто отволокли к начальству за веревку. Так делалось всегда и везде. Ничего лично, просто практическое решение. Скорее всего, ту же веревку потом использовали для того, чтобы зафиксировать труп на спине лошади, поэтому она не была снята. Виргил так же упоминает о щите короля Ричарда, который был закреплен рядом с телом. По мнению профессора, это было той максимальной данью уважения к королевскому статусу единственного английского короля, погибшего на поле битвы, которую позволяли обстоятельства. В конце концов, у Тюдора не было ни одной причины в мире показывать себя перед будущими подданными и европейскими дворами варваром.
Если уж говорить о королях, павших в битвах, то герцог Бургундский, прикрывавший отход своих в битве у Нанси, в 1477 году, был разыскан только через два дня. Первое опознание сделала паж – по длинным ногтям, второе, более уверенное – личный врач, по шрамам. И здесь «стервятники» тоже раздели трупы полностью. Совсем уж не повезло королю Шотландии, Джеймсу IV. Мало того, что его рубашку трепетная королева Катарина Арагонская отправила своему мужу, как военную добычу, так еще и захоронить не получилось. Дело в том, что Джеймс был отлучен от церкви, и церковь похоронить его просто отказалась. Потом Большой Гарри соврал папе римскому, что король Шотландии перед смертью выказал какие-то признаки раскаяния, и разрешение на захоронение получил. Варвары? Ну, не менее варварами были и культивированные герои античности. Ахиллес привязал тело Гектора к своей колеснице, и проволок его вокруг стен Трои, прежде чем сдал Приаму для похорон.
И, наконец, выкладка тела для всеобщего обозрения. Здесь профессор видит определенную традицию. До Ричарда III, погибшего в битве, проиграв, таким образом, корону, еще три короля были насильственно убраны с трона: Эдвард II, Ричард II, и Генрих VI. Во всех трех случаях, тела были выставлены на обозрение, и захоронены без всякой церемониальности. И перезахоронены через некоторое время: Эдвард III с почестями перезахоронил отца, Генри V – Ричарда II, и сам Ричард III – Генриха VI. Такое же перезахоронение сделал и Тюдор для Ричарда III.
@темы: Richard III
Спасибо))
MirrinMinttu, большое спасибо. Грустная тема, но нужная. И как всегда все оооочень подробно и образно.
Насколько знаю, существуют таки традиции перевода, нет? ))
Это не претензия к автору поста, просто глаз спотыкается.
Олянка, рекомендую вот этот синтезатор речи:
Что касается перевозки тела, то, с одной стороны, трудно отрицать, что в походных условиях на парадный катафалк рассчитывать не приходится, а довезти тело на лошади, не закрепив его (верёвками, как иначе-то?) – невозможно, а с другой: можно же было найти какую-то телегу, какой-нибудь плащ, чтобы прикрыть труп. Просто для этого нужно, чтобы рядом оказался человек, которому мёртвый король не был безразличен, а таких не нашлось (что не удивительно). И потом, настораживает формулировка «с недостаточной гуманностью». В свете того, что мы и автор хроники очень по-разному воспринимаем «достаточный» уровень гуманности, как бы не было там чего похуже верёвки… Подробностей же никто не оставил, а мне даже думать неприятно ЧТО могло ужаснуть этих людей.
Что касается подробностей: кровь и грязь, в общем-то, сомнений и так не вызывали, а вот тот факт, что это, наверняка, был единственный случай, когда посторонние люди могли рассмотреть строение тела Ричарда и возможно, оставить какие-то комментарии… Если, конечно, труп не попал под копыта лошадей, тогда комментировать было нечего. Название «О смерти Ричарда III – 1» обнадёживает. Значит, будет ещё информация?
читать дальше
Олянка, всё так. Можно сказать: смена технологии, влекущая за собой смену восприятия.
Я же говорю: умом всё ясно, а сердцем этого принять невозможно: нужно всю психику себе переломать, чтобы принять как должное.
А какие у других читателей соображения относительно "недостаточной гуманности"? Я про хронику, а не про наши эмоции, если чо.
О процессе похорон будет отдельно, и о том, как строили гробницу королю.
Что касается окружающего дурдома - о, да!
Олянка, поэтому попытки "воскресить" Ричарда II были вялыми и не получили поддержки, а уж Ричарда III и не пытались. Меня удивило, что выставлялось тело короля Эдуарда II, потому что у того, как раз, послесмертие было чрезвычайно активным.
Нари, варвары - они и в 21 веке варвары, чего там.
А может и не "хило", просто Тюдоры и ко все подчистили потом? Кто знает, что там в этих хрониках было написано. Может осуждали какие-то действия пришедшей к власти "новой" династии...
Ну вот видишь, а я бы не сассоциировала, ибо не охочусь. Разное нас царапает, о чём и речь.
комментировали событие как-то хило
А почему хило-то? Налетай – подешевело. Мёртвый король не страшен, а перед новым можно выслужиться.
мэми, ну и выслужились: Виргил был штатным историком при дворе Скряги, Рэс посвятил Тюдору свою хронику, а автор Кройдонских хроник был вообще брюзгой по отношению ко всему и всем.
Очень интересно Вас читать, спасибо. Вы для меня авторитет больший, чем Эшдаун-Хилл. Потому что он, как любой ученый, отстаивает свою теорию до последнего, и это правильно, так и должно быть. Вы же просто следуете фактам, накопленным с невероятным усердием, то есть отстаиваете истину. Спасибо.
Но давайте, так сказать, пойдем логическим путем. Вы пишете, что Ричарда искала «поисковая экспедиция». По-моему, если его тело не забрали почти сразу с поля боя, то найти потом в этой мясорубке обыкновенное обобранное до нитки тело без опознавательных знаков, особенно иноземному наемнику, было практически невозможно. Тем более, если то, что нашли, и было захоронено под автостоянкой – там лица практически нет, так? Откуда было известно, по каким приметам нужно искать? Принесли кого-то, и ладно. Может, еще и награду получили. НО! Возможно, кто-то из хорошо знающих короля, как-то понял, что это не его тело, и что им всем тогда было делать? Может быть, отсюда и поспешность и небрежность похоронного обряда? Потому что знали, что не короля хоронят?
И тут у меня возник еще один интересный вопрос. У короля всегда «на себе» была личная печать, как правило, это перстень, так? Ясно, что драгоценности мародеры с мертвых тел снимали в первую очередь. Интересно, какая судьба постигла этот атрибут? Или король в битву его не надевал?