понедельник, 07 января 2013
Это просто волшебно, честное слово!
07.01.2013 в 18:17
Пишет
MEG_the_grey:
Почему в мире Толкиена нет женщин?
("Time", США)
Рут Конигсберг (Ruth Davis Konigsberg)
Сейчас для многих стало очевидным то, что детям не хватает женских персонажей: фильмы компании Pixar, программы мультфильмов по утрам и даже конструктор Lego, в который они играют – разумеется, если тот или иной продукт не был создан специально для девочек, что зачастую ставит перед нами другие вопросы, касающиеся формирования стереотипов. Но я совершенно не была готова к чудовищному неравноправию полов в фильме «Хоббит», который уже три недели занимает первое место по кассовым сборам.
читать дальше
Фильм начинается с картины прелестного и уютного дома хоббита Бильбо Бэггинса. Бильбо собирается рассказать своему юному племеннику или кузену – каковы на самом деле их родственные связи, остается неясным – по имени Фродо. Мы узнаем о тяжелом положении короля гномов Торина, которого называют «сыном Трейна, внуком Трора». Драгоценное подземное царство Торина ограбил и захватил дракон, и король хочет вернуть себе его назад. Волшебник Гэндальф предлагает Бильбо помочь ему в этом предприятии, и вскоре на пороге хоббита появляется группа гномов. Все они направляются к землям, оккупированным врагами, и где-то во второй половине книги мы, наконец, встречаем персонаж, у которого отсутствует Y-хромосома, а именно принцессу эльфов в исполнении Кейт Бланшетт (Cate Blanchett), которая умеет читать мысли Гэндальфа. Хотя она появилась на экране всего на пять минут, я была настолько благодарна, что меня даже не беспокоило то, что главной чертой ее характера была интуиция. Позже я узнала, что в книге Толкиена «Хоббит» она вообще не появляется, а в сценарий фильма ее включили ради того, чтобы подчеркнуть характер 13 волосатых гномов.
Когда я была ребенком, я не читала ни «Хоббита», ни трилогию «Властелин колец», поэтому меня никогда нельзя было причислить к армии их страстных поклонников. Теперь, как мне кажется, я понимаю, почему так произошло: очевидно, Толкиен решил стереть женщин с лица Средиземья. Я считаю вполне объяснимым то, что в истории, где основное занятие персонажей – это разрубание друг друга на части, слишком много персонажей мужского пола – хотя Толкиену не нужно было придерживаться исторической точности в процессе создания своего фантастического мира. Но здесь речь идет также и о биологической точности. Состав персонажей Толкиена противоречит основам биологической репродукции: гномы-отцы порождают гномов-сыновей, хоббиты-дяди передают кольца по наследству хоббитам-племянникам. Даже если и существуют матери, дочери, тети или племянницы, в книге они не появляются. Для троллей и орков вообще характерно вегетативное размножение, в результате которого появляются особи только мужского пола, что, разумеется, очень удобно в условиях войны с гномами и эльфами.
Существуют множество людей, которые знают творчество Толкиена гораздо лучше, чем я, и они вероятнее всего будут протестовать против моей жалобы. «У Толкиена мало женщин, но все они обладают великой силой», - напомнил мне один из поклонников писателя. Другие, возможно, приведут в пример современную детскую классику, где тоже очень мало женских персонажей – начиная с «Тинтина» и заканчивая «Маппет-шоу».
Кроме того, многие считают, что это совершенно неважно, что в конечном итоге это не просто художественная литература, это фантастика. Однако Питер Джексон (Peter Jackson), режиссер «Хоббита» сказал мне: «Я считаю, что фантастика должна быть максимально реалистичной. Я не разделяю мнения о том, что фантастика не может быть реалистичной. Мне кажется, что люди должны верить в тот мир, в который они погружаются, поэтому здесь важна каждая деталь». Поэтому я думаю, что в этой межпоколенческой саге должно присутствовать нечто, настолько же значимое, как и спасение народов – независимо от того, волосатые у них ноги или нет.
@темы:
"Чтиво"
Книги, все-таки, читать нужно и полезно, прежде чем критиковать их по мотивам экранизации (своеобразной, судя по описаниям).
Фильмы, за редким исключением, книги повторяют редко, а если повторяют досконально, то, за редким исключением, плохи. Вывод: если экранизация незнакомой книги хороша. стоит прочитать книгу до того, как ее критиковать
Я прям не знаю, что сказать. Как женщина и любитель Толкина говорю.)))
Стриж_,
Matilda1, нецензурные сойдут очень хорошо)))
Да, она признает, что есть другие мнения, но свое собственное мнение про "ужас-ужас" продвигает весьма напористо.
Так мы вроде не видим гоблинов и орков в быту, только в боевке, откуда там женщинам быть? Все равно что требовать женщин у новгородских ушкуйников. Женщины дома сидят, своих разбойничков дожидаются.
С другой стороны - действительно, у Толкиена в творчестве очень мало женских персонажей. Ужас-ужас - это субъективная оценка (вы можете оценить его наоборот как прелесть-прелесть), но сам факт остается фактом.
И опять-таки, осуждать автора за субъективную оценку... как-то странно, не находите?
Я так понимаю, что в книге описано только то, что нужно для развития сюжета. Что не нужно - оставлено за кадром. Толкину быт орков был не нужен, он эпос сочинял - зачем ему бытовуха? Мы и быт других народов видим только в том объеме, который необходим конкретно для задач отряда.
Вот ежели бы он современный многотомник писал для издательства "Армада" (это я чисто для примера, сейчас все издательства одинаковые) ... вот тут ему бы не эпос заказали, а листаж, и лил бы он воду в описаниях того и сего, а также пятого и десятого.
Ни разу не видно какого-нибудь старого орка или юного орка. Орчонка, которого загнали в армию, потому что у Саурона орки кончаются, пока их Гимли с Леголасом выкашивают. Гномихи упоминаются, хотя это опять же не играет никакой роли для сюжета, а орчихи нет. Поэтому я тоже уверена была и уверена сейчас, что оппоненты Братства размножаются вегетативно, такое впечатление складывается выборочным фокусом автора. Ну, кроме пауков.
Может, он историю энтов отдельно сочинил, а потом выкидывать жалко было. Кстати, а кто-нибудь читал черновики, которые Кристофер Толкин издавал? Их ведь на русский так и не перевели, а кто знает, что там было в вариантах...
Кстати, с орками и гоблинами не все понятно, потому что они произведены чародейством, мало ли что там может быть...
3 тома из 12... это слезы. Их вообще надо было по уму сразу переводить, как они на английском выходили. Чем думали наши издатели - я вообще не понимаю и никогда не пойму.
.Lira, Ну, там в письмах в основном не о личном, а переписка с читателями и с издателями.
И еще оттуда же про орчих: "орки-женщины нигде мной не упоминаются, но это не значит, что их не было вовсе. Ведь мы знаем орков как воинов, а мирная жизнь для нас осталась сокрытой". "я представил по крайней мере орков как уже существовавших реальных созданий, которых Темный Властелин, используя все свое могущество, переделал и исказил, но не произвел. "
Но это ладно.
Но самое забавное, что за это возмущение женщину осуждают... женщины. Показательно. Весьма.
Странно ожидать обилие женских персонажей в чисто мужской истории, даже не знаю, куда их можно было бы добавить, учитывая отсутствие любовных линий
То есть женские персонажи годятся только на это? На "любовную линию"?
Позабавили.
Никто не относится к женщинам так презрительно, как сами женщины.
Сто пудов по деньгам не договорились с оригинальным издательством. А ведь фанаты бы все смели из магазинов. Зато какую-нибудь макулатуру издают пудами.
А вам хотелось бы женщин-воительниц в бронелифчиках?