28 апреля 1442 года у герцога Йоркского Ричарда родился сын, Эдвард. Дело было в Руане, в Нормандии, где герцог Ричард был лейтенантом, то есть наместником короля.

Ричард Йоркский
читать дальшеСитуация вокруг трона Англии теперь выглядела так. На троне сидел своеобразный король Генрих VI, уже женатый, но все еще бездетный. И следующим за ним в линии наследования, до тех пор, пока коронованный король оставался бездетным, был его дядюшка Хэмфри, герцог Глостерский. Увы, и этот следующий наследников не имел, и когда он к 1447 году то ли умер, то ли был убит, у герцога Йоркского трон буквально замаячил перед самым носом. И у него-то был наследник. К тому моменту даже не один. Если бы не два «но».
Первое «но» звалось Генри Холланд, герцог Экзетер, который вел род от дочери Джона Гонта, Элизабет.
Элизабет Плантагенет
Все помнят, что начиная с Генриха IV Англией правили потомки Джона Гонта? Хороший был человек и личность незаурядная, да еще и красавчик, но детей у него было немало, и часть их родились до того, как Гонт на их матери женился.
Так вот, со стороны Элизабет родословная была безупречной: она была дочерью Гонта от первой жены, Бланки Ланкастерской. Правда, права, передаваемые через женскую линию мужчинам-наследниками считались более слабыми, чем права, которые передавались из поколения в поколение по мужской линии.
Бланка Ланкастерская
А по мужской линии самым близким наследником власти короля Генри VI был Эдмунд Бьюфорт, граф Сомерсет – или второе «но» в амбициозных планах герцога Йорка, если таковые имели место там и тогда. Правда, вот у Бьюфортов-то линия была подпорчена тем, что предок Сомерсета, от которого он унаследовал теоретическое право на корону, был сыном Гонта именно от той женщины, на которой Гонт женился сразу, как только судьба освободила его от второй жены, но недостаточно быстро для того, чтобы их дети были рождены в законном браке.
Катерина Свинфорд, третья жена Гонта
Поскольку Генрих IV был человеком умным, он провел через парламент билль, по которому его дети, рожденные в таких запутанных обстоятельствах, на трон притязать не будут.
По моему глубокому убеждению, лорды обычно вытряхивали из сундуков тонкости родословных со всеми возможными преференциями только в одном случае: если хотели обосновать узурпацию престола или найти повод для разжигания розни. Плюс, в случае с добрым королем Генри VI, данные рассуждения были пустым сотрясанием воздуха – потому что содержали условие «если». Если у короля не будет наследников.
Что касается Ричарда Йорка, то у него, собственно, было больше прав на трон, нежели у самого коронованного короля. Он-то происходил от брата Джона Гонта, Эдмунда Ленгли, первого герцога Йорка. И линия шла без всяких «если» - прямая, как стрела. Правда, «но» было и там: герцог Ричард получил свое теоретическое право на трон через свою мать, Анну Мортимер. То есть, по мужской линии, но через женщину. Зато какую женщину! Анна Мортимер была потомком старшего брата Джона Гонта. И это обстоятельство до определенного момента никак не выпячивалось.
Зато материальная часть наследства королевского рода в жизни Ричарда Йорка чувствовалась, и еще как! Земли в двадцати графствах Англии, титулы графа Марша, графа Кембриджа, графа Ольстера – и герцога Йорка.
Супруга его, Сесили Невилл, тоже происходила от того же Гонта – через свою мать, Джоан Бьюфорт. А Невиллы были в английской политике всегда, можно сказать, и были прочно. О герцогине потом часто говорили, что она нацелилась на Ричарда Йорка совершенно сознательно, твердо намереваясь взойти вместе с ним на трон Англии в один день, но вряд ли девочка в девять лет была настолько дальновидна. А Сесили обручили с Ричардом именно в этом возрасте, а в 14 лет обвенчали.
Подбираемся к войне Роз? )))
А генеалогическое древо есть? )))
Смотрю, теперь у Вас клубника с вишней и еще какой ягодой. Оч-чень сочно... Обожаю дизайн Вашего дайри.
Запутанно становится, когда по схеме пытаешься определить, кто кем кому приходится (троюродные племянники через жену и так далее), для этого у меня слишком гуманитарное мышление.