К весне 1464 года Эдвард IV сидел на троне достаточно прочно, и показал себя достаточно умелым правителем для того, чтобы стать практически самой видной фигурой на европейском брачном рынке. Он был молод, красив, здоров, обладал признанно весёлым характером (для друзей), вся жизнь у него была впереди. Но первым делом, как король, он был обязан обеспечить себе преемника престола, чтобы этим раз и навсегда утихомирить надежды и интриги всяких побочных ветвей семьи Плантагенетов, которых было превеликой множество по всей Европе. Проще говоря, королю была нужна супруга, и, желательно, супруга, способная принести в качестве приданного бенефиты политического союза. Так делалось всегда.
читать дальшеРазумеется, как старший сын герцога королевской крови, Эдвард уже неоднократно был объектом брачных планов, начиная с трёхлетнего возраста, когда обсуждался его брак со второй по старшинству дочерью короля Франции Шарля VII. В принципе, Шарль был вполне согласен, потому что на момент обмена посольствами англичане ещё сидели во Франции крепко. Обручение не состоялось только потому, что герцог Йорк настаивал на кандидатуре именно Магдалены, а король Шарль упёрся, что ему надо сначала выдать старшую, Иоланду, а потом уже пристраивать Магдалену. Но Иоланда в 1445 году была уже двенадцатилетней девушкой, так что было ясно, что ждать четырнадцать лет, пока жениху исполнится шестнадцать, она не будет. А Магделене было всего полтора года, подходящая пара. Ни одна сторона не уступила, так что обручение не состоялось.
Иоланда в будущем
Магдалена в будущем
В 1458 году король Генрих VI выдвинул предложение, согласно которому Эдварду была отведена роль в тройном союзе. Он, сын короля, и герцог Сомерсет были предложены в качестве женихов бургундскому дому. Предложение осталось вообще без ответа, и тогда король сделал аналогичное предложение французам, но и те не отреагировали. Очевидно, к тому времени Генрих VI уже был, как говорится, политически бывшим королём, с которым никто не считал нужным быть хотя бы вежливым.
Разумеется, уже в октябре 1461 года дипломаты зашевелились в отношении брака Эдварда, и, логично, первое предложение исходило от англичан в сторону бургундцев. Эдвард мог бы жениться на племяннице герцога Филиппа (очевидно, Маргарет). Но хитрюга Филипп только многозначительно ухмылялся и не говорил ни да, ни нет, из чего посол, лорд Венлок, отлично знавший этого типа по старым, ланкастерианским временам, сделал правильный вывод. Королевские семьи Европы в 1461 году не считали ещё Эдварда достаточно утвердившимся на троне.
Мэри Гелдернская
Варвик сделал в 1462 году оригинальное предложение разрубить Гордиев узел отношений с Шотландией браком между Эдвардом и регентом Мэри Гелдернской. Правда, Мэри имела препаршивую репутацию особы свободных нравов, и была на десяток лет старше Эдварда, но ведь союз двух королевств стоил жертв, не так ли? С точки зрения Эдварда, не так. Посольство к шотландцам послано не было. Возможно, конечно, что целью предложения Варвика было просто порождение ожиданий и надежд в Шотландии. И действительно, Мэри приблизительно в тот момент стала выказывать резкую холодность к недавним ещё дорогим союзникам-ланкастерианцам, а ведь герцог Сомерсет числился среди её любовников.
В 1464 году бургундцы дали понять, что они готовы возобновить переговоры относительно брака, Варвик сидел во Франции, ведя переговоры относительно брака, и с предложением руки и сердца сестры Изабеллы выступил король Кастилии Генри с интересным прозвищем «Импотент». Насколько известно, он сам объявил себя импотентом, чтобы аннулировать брак со своей первой женой, а за свободу надо платить, иногда и обидными кличками. Кредит нового английского короля к 1464 году определенно вырос. Сестра Изабелла была той самой Изабеллой Католичкой, которая потом выйдет замуж за Фердинанда Арагонского, и получит в зятья двух английских принцев, Артура и Генри Тюдоров, отдав свою дочь Катарину в династию узурпаторов. Поговаривали, что за её согласием стояла обида на Эдварда Плантагенета.
отвергнутая Изабелла
Эта обида кастильской принцессы не стала меньше, когда она узнала о том, что ей предпочли не принцессу, что всегда можно понять, а «простую английскую вдову». Да, где-то весной 1464 года молодой король встретил вдовую леди Элизабет Грей, урожденную Вудвилл, и скоропостижно на ней женился.
Все таки Эдуард, похоже, не понимал всей важности того, что он король, а не просто сын герцога. Даже для второго варианта свадьба с Элизабет Вудвилл не была такой уж престижной и вряд ли бы получила одобрение семьи. А на счет того, что он сотворил как король, то это, вообще, ни в какие рамки не лезет! Жениться он должен был "по политике", а потом уже мог гулять направо и налево.
Жаль, что не выгорело с Магдаленой, кстати — и партия подходящая, и вообще. Лицо простоватое, но румянец здоровый и косы роскошные. Остальные предложения, конечно, не выдерживают критики. Ну, кроме Изабеллы, но мне аж интересно делается, как бы повернулось, согласись Эдвард. И в юности Изабелла считалась красивой.
Тогда бы не было на свете Генриха Наварского, который является потомком дочери этой самой Магдалены от Gaston de Foix. ))))
Тогда бы не было на свете Генриха Наварского что сделало бы пасьянс еще интереснее, не так ли?
серафита, думаю, они бы не сошлись характерами. Изабелла привыкла куда как к большей свободе женщины в политике, чем это было бы возможно в Англии. Плюс, Изабелла, по-моему, была искренне чрезвычайно набожной, пылкой католичкой. А Эдди был "традиционным" христианином.
Интересно будет почитать. Ты будешь об это писать?
думаю, они бы не сошлись характерами.
Так в том-то и дело, что грандиозно не сошлись бы.
О, мне тоже очень интересно! Однако, невесты были многообещающие.
goblincat, ну, вот у меня немного по-другому получается насчет "многообещающие", Разве только Бона, о которой сговаривался Варвик, была бы типичной королевой.
Родственную? У них же, если бы Изабелла вышла замуж за Эдуарда, были бы совершенно одинаковые цели, вот только направлены они были бы друг против друга. Ибо каждая воевала бы за своих детей.