У Фиоре дей Либери и его современников само понятие «борцовская схватка» сильно отличалось от того, что подразумеваем под этим словом мы. В Средние века борцовская схватка, abrazare, подразумевала не только силу и скорость, но и умение сломать или вывихнуть руки и ноги нападающего, блокировать суставы – то есть искусство обездвижить конечности противника.
читать дальшеРазумеется, в разных ситуациях техника была разной: если в качестве самозащиты от внезапного нападения какого-нибудь сброда было остаточно разбить нападающему нос или оторвать ухо, то борьба с вооружённым и опытным противником требовала основательно тренировки, чтобы в минуту опасности рефлексы защищающегося (или нападающего) срабатывали автоматически.
Надо сказать, что Фиоре и его современники даже не обдумывали тип схватки, когда противники катаются по земле. Во-первых, по их мнению, это было ниже достоинства человека и рыцаря. Во-вторых, ситуации, которые приводили к борцовским схваткам, не были клинически чистыми состязаниями двух противников. Будешь кататься с оппонентом по земле – другой противник всадит тебе в спину нож. Противника нужно было обездвижить быстро, и так, чтобы он больше не мог принимать участия в ситуации.
Фиоре открывает каждую часть своей книги базовыми позициями, с которых начинается собственно действие. Разряд бойцовской схватки открывают слева направо «вытянутая позиция», «клык вепря», «железные врата» и «фронтальная позиция».

На иллюстрациях мастер показан в виде коронованной фигуры, студент – в виде фигуры с подвязкой, контр-мастер – это фигура с короной и подвязкой. Если на фигуре нет отличительных знаков, она, видимо, просто служит в качестве примера. На следующих двух иллюстрациях видно, что мастера учили своих студентов работать и с правой, и с левой руки. На первой иллюстрации студент выполняет нападение, собираясь швырнуть своего противника на землю – с правой руки. На следующей, контр-мастер отбивает подобное движение с левой руки.

Кен Модштейн в своем анализе учения дей Либере отмечает, что приёмы, показываемые в разделе борцовской схватки The Flower of Battle, чрезвычайно напоминают приёмы дзюдо. Например, вот это, очень быстрое движение «колесо через плечо», kata guruma, против которого, по словам Фиоре, практически нет подходящего контр-движения.

В разделе бойцовской схватки большое внимание уделяется самозащите, что неудивительно, если принять во внимание факт, что в средневековой Италии принцип «нет человека – нет проблемы» считался вполне практичным методом дипломатии. У того же Никколо д’Эсте в 1409 году на мирных переговорах был убит капитан его наёмников, Оттобуоно Терци. Причём, убит его же собственным наёмником, Муцио Аттендоло Сфорца. Переговоры происходили прямо на поле битвы, и Сфорца, предпочитающий только слегка объезженных лошадей, притворился, что его лошадь понесла. Тем не менее, на самом-то деле он лошадь контролировал, только вот Терци этого не понял – и был убит ударом кинжала. А ведь кроме подобной «дипломатии» были ещё и вендетты.
Поэтому умение защищаться при помощи подручных средств было чрезвычайно популярно – как и умение правильно напасть с кинжалом, в зависимости от того, есть на противнике доспехи или нет. Фиоре также показывает, куда нужно направлять удары. И, разумеется, как отбить атаку.

Изображение слева показывает внезапное нападение и способ защиты. А вот фигуры справа стоят в позициях, потому что ожидают нападения. Слева направо идут "железные врата" (Я хорош в латах и без, потому что могу отбить атаку не двигаясь и не вступая в борьбу, используя кинжал или не используя), "двойная железная дверь" (Я хорош в латах и без, но в латах я лучше, и с такой защитой я не могу пользоваться кинжалом), "средние железные врата, двойные и скрещенные" (Я хорош в латах, но не без них, потому что не смогу защищаться долго, хотя с такой защитой я могу отбивать удары снизу и сверху, справа и слева, с кинжалом и без), "средние железные врата, двойные" (Я лучше и сильнее остальных, и я хорош в латах и без, и я могу защищаться снизу и сверху, справа и слева), "полная железная дверь, двойная и скрещенная" (Я – как могучая крепость, и в доспехах я особенно силён, но без них я не смогу защищаться долго).
В целом, защита при нападении сводилась к нескольким целям, достичь которых нужно было в считанные секунды: отобрать у нападающего кинжал, сломать ему руки, сзять в захват, и швырнуть на землю.

Когда я занималась историческим фехтованием, нас учили обезоруживать противника борцовскими приемами; а меня лично первым делом научили вышибать противнику локтевые суставы (т.к. я, в конце концов, хрупкая девочка и в столкновении с гопореконом это подчас единственный способ сохранить целостность и неполоманность организма!)