воскресенье, 11 января 2015
Сплошной стальной доспех для защиты тела начал проектироваться приблизительно в то же время, что и стальгые полу-наголенники. До наших дней не дошли эти ранние образцы, так что представление об этих экспериментах с доспехом можно получить, только рассматривая статуи и рисунки. Вдобавок, существует немало литературных источников, что сплошные железные пластины использовались как нагрудники уже в 1190-м году (Giraldus Cambrensis, Topographia Hibernica et Expugnatio Hibernica; Guillaume le Breton, Phillipide).
читать дальшеСледующим шагом стало создание металлических жилетов – жилетов из текстиля, покрытых большим количеством перекрывающихся металлических пластинок. Носили всю эту прелесть под сюрко, но иногда металлом на груди и спине подшивались сами сюрко. А некоторые предпочитали двойную защиту: «металлические жилеты» одевались на хауберк, под сюрко. И до самого 1340 года такая укреплённая кольчуга защищала своего владельца вполне удовлетворительно. Но потом в ход пошли длинные луки и секиры, и всё пришлось пересматривать. Кольчужный доспех, как и все эти укрепления из подшитого и нашитого металла, имел швы и состыковки, которые были его слабыми местами. Их можно было пронзить, расширить, проткнуть.

Но дело было не только в этом, а и в том, что в попытках противостоять старыми, слегка усовершенствованными методами более развитому оружию и стилю ведения сражений, рыцарь стремительно становился неуклюжим. Кожаный кафтан, стёганый подкольчужник, кольчужный хауберк, металлический жилет, и сюрко сверху. Это же луковица, а не воин. На поле же боя неуклюжесть рыцаря равнялась летальному для него исходу сражения.
Результатом поисков и экспериментов стал сплошной доспех, максимально пригнанный к фигуре.

То есть, сначала это был нагрудник, сделанный из сплошного листа. В Мюнхене сохранился один такой доспех, защищающий хозяина от шеи до пояса, покрытый красным бархатом, и продолжающийся ниже пояса в виде юбки – бархат, опять же, подшитый пятью накладывающимися друг на друга полу-обручами. Такая юбка («набрюшник», fauld) хорошо защищала бёдра с боков, и она стала неотъемлемой частью всех будущих видов доспеха. Иногда доспехи четырнадцатого века имели, помимо нагрудника, защиту для спины, иногда – нет, но в пятнадцатом веке, года эдак с 1420-го, в обиход плотно вошла кираса - доспех, защищающий и грудь, и спину.

Ножные латы состояли из наголенников, наколенников и «набедренников». Наколенник был, разумеется, открыт под коленом, иначе рыцарь не имел бы шансов вскочить на лошадь. Бедро тоже сначала защищалось только сверху, но с 1380 года «набедренник» включал в себя и более узкую пластину, защищающую бедро снизу. Ступня защищалась «сабатоном», латным башмаком, состоящим из нескольких перекрывающихся цельнометаллических пластин. Иногда сабатоны прикреплялись к наголенникам, иногда были отдельной частью доспеха.

Доспех для рук назывался наручник. Когда-то он защищал только нижнюю часть руки (наруч), но к концу четырнадцатого века этот термин применялся уже для доспеха, защищающего всю руку полностью – vambrace. Он состоял из нижней и верхней частей (lower & upper cannon), соединённых налокотником (couter). Плечо же снова защищалось несколькими накладывающимися друг на друга полосами стали. Называлась эта деталь, разумеется, сегментным наплечником (spaulder). Таким образом, незащищённым местом оставалась точка соединения руки и плеча. Конечно, большинство рыцарей предпочитали надевать сплошной доспех на кольчужный, но для дополнительной надёжности была разработана отдельная деталь, besagew – небольшой металлический диск.

Перчатки рыцаря укреплялись металлическими пластинами или рогом, или китовым усом, нашитыми сверху, уже в середине тринадцатого века, но к 1350-му году оружейники изобрели простую и надёжную форму типа «песочные часы», когда сплошной лист формировался, как нужно, защищая тыльную сторону ладони и большой палец сбоку. Этот лист потом прикреплялся к кожаной перчатке, пальцы которой были защищены перекрывающими друг друга дисками.

В Кентерберийском кафедрале сохранилась пара таких латных перчаток, когда-то принадлежавших Чёрному Принцу, причём кожа вовсе не истлела за прошедшие столетия.
Что касается шлемов, которые входили в доспех, то они напоминали шлемы норманнов – те самые, конические, но более высокие и с более низкими височными и затылочной частями. Их не надевали больше на кольчужные капюшоны. Кольчужная составляющая, бармица, свисала с нижней части шлема, закрывая подбородок, шею, и ложась на плечи.

Забрала (визоры, visors) формы имели от самой простой, как у норманнов, до достаточно причудливой, напоминающей гротескное лицо. Отличие норманнской пластины, защищающей нос, от аналогичных образцов, скажем, четырнадцатого века состояло в том, что у норманнов эта пластина была частью шлема, а вот в четырнадцатом веке её уже прикрепляли к бармице. Когда она была не нужна, то просто болталась на груди, но перед сражением, когда рыцарь поднимал её для того, чтобы зафиксировать к шлему, она автоматически поднимала бармицу так, чтобы прикрыть рот и щёки рыцаря. Легко и удобно, но вряд ли слишком эффективно в плане защиты.

Куда как надёжнее были визоры, сделанные из сплошного листа, и закрывающие лицо полностью. Когда сражение заканчивалось, их просто снимали и отдавали сквайру.
Сюрко продолжали носить до самого 1420 года, хотя это уже не были развевающиеся рубахи. Скорее они напоминали кафтаны моряков, и были украшены гербами владельцев. А около 1420 года от сюрко отказались вообще, и «рыцарь впервые за историю появился покрытым с ног до головы сияющей сталью», как пишет Окшотт.
@темы:
Medieval