
Выражение
Vulnera quinque sunt medicina mei (‘the five wounds of God are my medicine’, или "пять ран Христа - моё исцеление") часто использовалось во времена английского Средневековья как обиходное заклинание. Именно оно выгравировано на этом золотом кольце пятнадцатого века, найденном в Ковентри Парк.
читать дальшеВообще это выражение повзаимствовано из прелюбопытнейшей книги, написанной где-то в 1380-х годах. Называлась эта книга Chastising of God’s Children, и была адресована женщинам - ещё одно увесистое (буквально) доказательство того, что достаточно широкая аудитория грамотных, образованных и думающих женщин в английском Средневековье в наличии имелась. Книга, помимо обычных для литературы подобного рода рассуждений о том, как нужно относиться к искушениям, страданиям и сомнениям, имела ещё один подраздел, который делает её уникальной. Она включала рассуждения о видениях.

Исследователи этой работы не находят включению темы видений в обычную воспитательную литературу того времени никакого объяснения, кроме проходящего именно в те годы диспута о том, возможно ли канонизировать Биргитту Шведскую (1303 – 373) именно на основании её видений. На этом настаивал епископ Хаэна, собравший эти видения в книгу Liber celestium revelationum Sanctae Brigidae. В 1391-м Биргитту действительно канонизировали, но без акцента на её видениях, которые, тем не менее, оказали прямое влияние на изображения Святого Семейства в религиозном искусстве вплоть до времён барокко. И эту канонизацию подтверждали затем на соборе в Констанце в 1415 году. А истинность её видений признал только Ферраро-Флорентийский собор в 1439 году. Биргитта была непростой женщиной, отсюда и диспуты, которые продолжаются до сих пор.
В средневековой Англии эта книга была принята с большим интересом. Тем более, что в те времена появилась и книга Джулианы Норичской, и вообще женские видения были если не в моде, то на слуху. Читали Откровения св. Биргитты уже в пятнадцатом веке и коммерсантка Маргарет Кемп, и герцогиня Сесили Йоркская, и многие другие, разумеется, поэтому нет ничего странного, что написанная по свежим следам дискуссии Chastising of God’s Children вызвала живейший интерес и среди церковников, и среди мирян. Оксфордец Ричард Лавенхем написал по Откровениям третиз, и то же самое сделал хронист Томас Стаббс, а Уильям Вэйнфлит, епископ Винчестера, провост Итона и основатель колледжа св. Магдалины в Оксфорде, взял выражение Vulnera quinque sunt medicina mei в качестве личного мотто, и даже повторил его дважды на западном окне восточного крыла колледжа.

В придачу к нему, Вэйнфлит организовал школу для образования хористов, которые пели в колледже и до него находились в категории слуг, и именно он пригласил в Оксфорд Ричарда III
была адресована женщинам - ещё одно увесистое (буквально) доказательство того, что достаточно широкая аудитория грамотных, образованных и думающих женщин в английском Средневековье в наличии имелась
Даже приятно от этого стало)))