понедельник, 10 августа 2015
Сказать, что Конрад Монферратский был счастлив – это ничего не сказать. Да, участие в провальном Третьем крестовом он принимал не слишком активное, но без свободного Тира крестоносцам пришлось бы не то, что туго, а вообще никак. Так что свою новую должность короля Иерусалима Конрад, в общем-то, заслужил. То, что для пущей убедительности своего права на корону ему пришлось украсть чужую жену, доблестного рыцаря не смущала. В конце концов, Изабелла исправно забеременела, а большего от неё и не требовалось. Что самое приятное, после его коронации из Святой земли убрались бы и понаехавшие варвары-крестоносцы, ничего не смыслящие в тонкостях местной политики, и несносный король Англии, и даже Ги де Лузиньян, которого Ричард сделал лордом Кипра.
читать дальшеВесть об избрании Конраду привёз племянник Ричарда, Анри Шампанский, который, сообщив благую весть, отправился дальше в Акру, готовить коронацию. А Конрад принялся праздновать. Дело было в его собственном Тире, так что разъезжающего с визитами будущего короля сопровождали буквально двое охранников, не более. И когда, возвращаясь с банкета у епископа Бове, Конрад Монферратский увидел сидящих по обе стороны дороги в узкий переулок двух мужчин, никакой тревожный сигнал в его несколько затуманенной винными парами голове не прозвучал. Тем более, что при его приближении мужчины встали, и один из них пошёл Конраду навстречу, протягивая какое-то письмо.
Кто знает, что было бы, если бы Конрад спешился. Возможно, его и спас бы инстинкт закалённого ветерана. Но подвыпивший Конрад, конечно, не спешился, а просто потянулся к протягиваемому письму, и не успел заметить, что второй рукой посланец выхватил нож, и погрузил его в свою жертву по самую рукоятку. Другой же, вскочив на лошадь Конрада сзади, ударил его кинжалом в бок.
Охранники, бывшие при Конраде, среагировали панически. Они набросились на убийцу, сидящего на лошади, с которой уже упал Конрад, и убили его на месте. Тот, кто протягивал письмо, успел скрыться в близлежащую церковь, из которой его, разумеется, тут же вытащили – и почему-то «потащили по улице, пока тот не умер». Никакой попытки арестовать и провести дознание проведено не было.
Это потом откуда-то пошли слухи, что оба признались в убийстве Конрада перед тем, как их убили, и что они были посланы Рашидом ад-Дином Синаном, лидером секты ассасинов, но это – ложь. Нападающих убили практически на месте преступления. Возможно потому, что их хорошо знали. Оба они были вхожи к Конраду не менее полугода, и считались верными, преданными слугами.
Естественно, мнение общественности указало прямо на Ричарда. Чтобы добавить путаницы, вскоре вынырнуло то ли настоящее, то ли подложное письмо самого Рашида ад-Дина, полностью оправдывающее Ричарда, и слухи, что перед смертью Конрад приказал не выбирать в короли Иерусалима никого, кто не был бы одобрен Ричардом Английским.
Надо сказать, что Ричард попытался довольно неуклюже перевести стрелки на Саладина, но все знали, что Конрад уже некоторое время ведёт достаточно успешные переговоры с Саладином, так что рассориться аж до заказного убийства они никак не могли. Тем более, что для Саладина убийство Конрада было бы полностью бессмысленным – свято место пусто не бывает, и влезать ради такой глупой акции в моральный долг к главарю секты, с которой Саладин очень и очень не ладил… Опять же, что ж это за прославленные ассасины, которые вдвоём не смогли на месте уложить одну жертву? Какова вероятность того, что ассасин, спасаясь, будет искать убежище в христианской церкви и знать, что церковь имеет право защиты?
А вишенкой на десерт в этой шараде была судьба Изабеллы, беременной на последнем сроке. Её без всяких церемоний выдали за Анри Шампанского уже через несколько дней: через два дня обручение, на восьмой – свадьба. Чтобы бедняге было уж совсем «весело», именно Анри Шампанский был в группе, похитившей её у первого мужа и выдавившей согласие на брак с Конрадом. Но Изабелла, конечно, снова покорилась, что ещё ей оставалось.
Кому выгодно? Непосредственно – графу Шампани, конечно. Несмотря на свою молодость (ему было 26 в 1192 году), граф Анри обладал неплохим политическим чутьём. Дело в том, что он приходился племянником не только Ричарду I, но и Филиппу II. Его матушка, Мария Французская, была дочерью отца Филиппа и матери Ричарда. И Анри возглавлял французский контингент, пока под Акру не прибыл сам Филипп. Но, как известно, Мария Французская была большой поклонницей достоинств своего сводного брата Ричарда, да и факт, что Филипп перехватил у племянника невесту, Изабель де Эно, мог оставить у Анри неприятное послевкусие.
Так или иначе, после отбытия Филиппа, Анри Шампанский стал верным сторонником Ричарда Английского. Поэтому он мог даже не сомневаться, что Ричард одобрит и то, что добрые жители Тира встретили Анри, как естественного преемника Конрада (которому он тоже был родственником), и скандально-скоропалительную женитьбу на беременной вдове Конрада. Ричард и одобрил, целиком и полностью.
По указанным в предыдущей части причинам, Ричард, конечно, мог избавиться от Конрада физически, нанять убийц, и даже озаботиться, чтобы те не смогли дать показаний. О национальности убийц, которые, как оказалось, служили Конраду, вообще ничего не говорится. Служили кем? Если взять за факт попытку скрыться в церкви, как минимум один из убийц был христианином, не так ли? Но переговоры Ричарда с ассасинами не прослеживаются даже на уровне сплетен. Они не исключаются, если Ричард искал союзников против Саладина, но, похоже, все «тайные» переговоры того периода не были тайной ни для кого, а в летописях, ни христианских, ни арабских, никаких намёков на переговоры с Ричарда с Рашидом ад-Дином Синаном нет.
Зато, как вскоре выяснилось, отношений с этой сектой были у Анри Шампанского. Во всяком случае, именно он гостил у ассасинов в их крепости, и именно он искал их союза. Разумеется, после того, как стал королём Иерусалима.
Эта загадка осталась неразгаданной. Пройдёт время, и Ричарда, по иску Леопольда Австрийского, обвинят в убийстве Конрада Монферратского. Предъявленное им оправдательное письмо от шейха ассасинов, даже современниками считалось подложным. Историк Патрик Вильямс, стоящий за версию виновности Анри Шампанского, тоже не смог доказать свою точку зрения достаточно убедительно.
@темы:
Richard I
А Анри Шампанский своё получит так или иначе — учитывая, какой дурацкой нелепой смертью он умер, тоже впору уверовать в воздаяние.
А относительно Анри, то там всё настолько нелепо (упасть с балкона!!!), что мне так и кажется, что ему помогли.
Вот-вот, тоже мысль мелькнула. А исторического Бодуэна я очень люблю, вот где был образец христианского принца, ему бы прямиком в Песнь какую-нибудь, наподобие той, что про Роланда.
Ты знаешь, вот такая нелепица... что я верю в несчастный случай. Притом что про убийство, сколь я помню, даже версий не было, хотя такое уж очевидное подозрение должно вызывать. То же самое, что со смертью единственного сына Элеоноры-младшей, кузена вот этого самого Анри Шампаньского. Уж если кому боженька назначил быть повешеным, тот не утонет, и так далее.
То есть наследного принца Кастилии? А что там такого было?
И да, версий не было про убийство. Это-то и подозрительно)))
Это да((( Какой-то мрак запредельный. Но таки род она продолжила, больше ведь некому было.
LenaElansed, и ещё как! Я не знаю, наделал ли бы чего-то серьёзного там Конрад, но Ричард, возможно, не угодил бы под суд, не было бы астрономического выкупа, и всё прочее.
TheMalcolm, не соглашусь, извините. В Америку европейцы серьёзно впёрлись практически через 400 лет. Это сильно позже. У них уже было огнестрельное оружие. А что было у индейцев?
Крестоносцы, пытавшиеся победить сарацин, сражались с цивилизацией, равной им по уровню развития, а по некоторым параметрам и превосходящей европейскую.
Да и потом, стимул завоевать Америку был офигительный: золото и серебро! Кому не досталось драгметаллов - фантастический растительный, и не только, мир Нового Света! Да там одних сильнейших природных красителей, которые в те времена подороже золота были: пау-бразил, индигофера, кампешевое дерево, кошениль и т.п. А уж когда распробовали табак и стали хлопок с сахарным тростником сажать, то... тут и "отделились".
Освобождение Гроба Господня, конечно, сильная мотивация, но ни в какое сравнение не идёт с жаждой наживы. Сарацинское добро "доставалось" очень дорого, да и сколько там того "добра" по сравнению с Америкой? Тряпки и драгоценные безделушки? А тут огромные земли, на которых можно вырастить всё, что угодно.