Do or die
После того, как мы проследили зигзаги биографий людей, имеющих отношение к Третьему Крестовому, есть смысл оценить, что именно параллельно происходило в христианских государствах Святой Земли.

читать дальшеСаладин, как мы помним, умер вскоре после того, как Ричард I отправился в своё странное путешествие домой. Его брат, Малек-Адиль, сел на трон Месопотамии. Один из сыновей, Алазиз (или Альмелик аль-Азиз), провозгласил себя султаном Каира – благо, он так и так был в Египте. Другой сын, Альмелик Альмансур, стал управлять Алеппо с прилегающими областями. Амаз отошел к Альмелику Аль-Аделю. Самое странное, что эмиры Саладина не поддержали его старшего сына, Аль-Афдаля, который, по мнению историков, обладал многими качествами, свойственными его прославленному отцу. Тем не менее, он в любом случае стал султаном Дамаска, деспотом Сирии, и владыкой Палестины и Иерусалима.
Чтобы не вдаваться в подробности клановых распрей ещё и у «сарацин», ограничусь просто замечанием, что сыновей у Саладина было человек двенадцать, и что он тоже, «в лучших традициях», не потрудился оставить чётких распоряжений относительно раздела территорий между отпрысками. Собственно, мало что изменилось бы, если бы и оставил – они всё равно перегрызлись бы между собой.
Причины распрей в империи Саладина ничем не отличались от причин распрей в христианском мире – бароны или эмиры, все пытались защитить то, что имели, и прихватить новое. И, соответственно, устраивали заговоры и контр-заговоры либо вмести со своими султанами и королями, либо против них.
Брат Саладина понаблюдал некоторое время за племянниками, и когда увиденное ему совсем уж не понравилось, просто взял власть в свои руки. Вернее, эту власть ему вручили сами племянники и подданные, Малек-Адилю просто пришлось немного подождать в своей Месопотамии, пока они дозреют до мысли, что только у него достаточно авторитета и репутации для того, чтобы удержать империю Саладина от распада.
Казалось бы, грызня между противниками христианских королевств, должна была дать полезную передышку этим королевствам для укрепления своих позиций, но не тут-то было. Жозеф Франсуа Мишо (1767—1839), французский историк, мимоходом бросает одно замечание, которое лично меня страшно удивило – что Анри Шампанский вовсе не был в восторге от своего нового титула короля Иерусалима, а рассматривал нахождение в Акре скорее как ссылку, всем сердцем стремясь в Европу. Мишо работал с материалами на французском, и сам ездил в Сирию и Египет за дополнительными материалами, так что, полагаю, у него были основания для такого вывода. Ги де Лузиньян, как мы знаем, полностью сосредоточился на управлении доставшегося ему Кипра, где мутили воду не только местные бароны, но и византийцы.
Боэмунд III, сидевший в Антиохии и Триполи, пытался расширить свои владения за счёт Армении. Он заманил Рубена, царя Армении, в гости, и арестовал. В ответ, Лео/Левон Армянский, брат Рубена, пригласил Боэмунда для переговоров о мире, и арестовал, в свою очередь, его. Что самое интересное, оба договорились встретиться, имея при себе только церемониальный эскорт, и оба планировали захватить противника, устроив засаду. Лео оказался то ли быстрее, то ли удачливее, и Боэмунд был схвачен, закован в цепи, и отправлен вглубь Армении.
После этого христиане Армении и Антиохии воевали между собой, пока им не надоело, и в результате Боэмунд вернулся в Антиохию, а Рубен – в Армению, причём дочь Рубена, Аликс, была выдана за сына Боэмунда. Аликс было на момент свадьбы около 14 лет, и для неё, представьте, это был уже второй брак. По идее, было договорено, что наследник мужского рода от этого брака унаследует и Антиохию, и Армению. Кто знает, как оно было бы, не умри Раймунд IV Триполийский через три года после свадьбы, когда Аликс была беременна своим первым и единственным ребёнком - сыном, как оказалось.
Аликс, после смерти мужа и родов, отправили в Армению. Там она чрезвычайно искусно интриговала и силой, и законом, судилась даже с могущественными рыцарями Тевтонского ордена, и, в конце концов, была утверждена императором Священной Римской империи как леди Торона. Это вообще был чрезвычайно богатый на приключения период истории Армении, где за власть боролись Сибилла де Лузиньян и её дочь Изабелла, старшая дочь короля Лео, Стефания, и наша Аликс. Что самое милое, так это факт, что наследницей титула леди Торона осталась внучка Аликс, Мария Антиохская и Армянская, мама которой тоже была из Лузиньянов – Хельвис/Элоиза де Лузиньян.
А вот что касается сына Аликс, Раймунда-Рубена, то любящий дедушка Боэмунд III, всё-таки обозначил наследником своего сына, Боэмунда IV, а не внука. Разумеется, после этого потянулись долгие годы конфликтов между Арменией и Антиохией, где на коне, в конце концов, оказался именно Боэмунд IV. Раймунд-Рубен в финальной битве погиб, его матушка, Аликс, попала к плен, где провела некоторое время, отнюдь не бедствуя и энергично участвуя в региональных интригах. Успешно.
Абсолютно реальной силой в регионе были основанные именно для этой цели ещё во времена около Первого крестового рыцарские ордены. Но как-то так случилось, что за столетие, прошедшие с тех славных дней, тамплиеры и иоанниты стали слишком богатыми. И, как следствие, слишком жадными и завистливыми друг к другу. Поэтому и они не использовали распри в стане врага для укрепления позиций христиан в регионе.
Иоанниты (госпитальеры) были богаче, владея в пределах христианского мира девятнадцатью тысячами феодальных владений. У тамплиеров было таких владений «всего» девять тысяч, поэтому они были наглее и агрессивнее, не стесняясь прибегать к грубой силе против своих же собратьев-христиан. Как в случае с замком Маграт, который был построен вассалом госпитальеров в пограничной зоне. Тамплиеры решили, что замок был построен в зоне их влияния, и захватили его силой. В ответ на это, госпитальеры быстро собрали отряд, и вышибли тамплиеров из Маграта. И так оно и продолжалось. Невзирая на попытки королей Иерусалима вразумить враждующие стороны, ни даже на попытки Святейшего престола достучаться до разума своих воинов, и напомнить им, почему и для чего они находятся в Святой Земле.
Таким образом, призыв к следующему крестовому походу исходил отнюдь не от христиан, стонущих под мусульманским игом. Христиане мусульманских султанатов и эмиратов, кстати, действительно стонали, потому что им доставалось от всех враждующих сторон, но кто их слышал? Подготовка к следующему крестовому походу была инициирована из Рима, всё тем же папой Целестином III, который страстно хотел увенчать свою карьеру взятием Иерусалима.

читать дальшеСаладин, как мы помним, умер вскоре после того, как Ричард I отправился в своё странное путешествие домой. Его брат, Малек-Адиль, сел на трон Месопотамии. Один из сыновей, Алазиз (или Альмелик аль-Азиз), провозгласил себя султаном Каира – благо, он так и так был в Египте. Другой сын, Альмелик Альмансур, стал управлять Алеппо с прилегающими областями. Амаз отошел к Альмелику Аль-Аделю. Самое странное, что эмиры Саладина не поддержали его старшего сына, Аль-Афдаля, который, по мнению историков, обладал многими качествами, свойственными его прославленному отцу. Тем не менее, он в любом случае стал султаном Дамаска, деспотом Сирии, и владыкой Палестины и Иерусалима.
Чтобы не вдаваться в подробности клановых распрей ещё и у «сарацин», ограничусь просто замечанием, что сыновей у Саладина было человек двенадцать, и что он тоже, «в лучших традициях», не потрудился оставить чётких распоряжений относительно раздела территорий между отпрысками. Собственно, мало что изменилось бы, если бы и оставил – они всё равно перегрызлись бы между собой.
Причины распрей в империи Саладина ничем не отличались от причин распрей в христианском мире – бароны или эмиры, все пытались защитить то, что имели, и прихватить новое. И, соответственно, устраивали заговоры и контр-заговоры либо вмести со своими султанами и королями, либо против них.
Брат Саладина понаблюдал некоторое время за племянниками, и когда увиденное ему совсем уж не понравилось, просто взял власть в свои руки. Вернее, эту власть ему вручили сами племянники и подданные, Малек-Адилю просто пришлось немного подождать в своей Месопотамии, пока они дозреют до мысли, что только у него достаточно авторитета и репутации для того, чтобы удержать империю Саладина от распада.
Казалось бы, грызня между противниками христианских королевств, должна была дать полезную передышку этим королевствам для укрепления своих позиций, но не тут-то было. Жозеф Франсуа Мишо (1767—1839), французский историк, мимоходом бросает одно замечание, которое лично меня страшно удивило – что Анри Шампанский вовсе не был в восторге от своего нового титула короля Иерусалима, а рассматривал нахождение в Акре скорее как ссылку, всем сердцем стремясь в Европу. Мишо работал с материалами на французском, и сам ездил в Сирию и Египет за дополнительными материалами, так что, полагаю, у него были основания для такого вывода. Ги де Лузиньян, как мы знаем, полностью сосредоточился на управлении доставшегося ему Кипра, где мутили воду не только местные бароны, но и византийцы.
Боэмунд III, сидевший в Антиохии и Триполи, пытался расширить свои владения за счёт Армении. Он заманил Рубена, царя Армении, в гости, и арестовал. В ответ, Лео/Левон Армянский, брат Рубена, пригласил Боэмунда для переговоров о мире, и арестовал, в свою очередь, его. Что самое интересное, оба договорились встретиться, имея при себе только церемониальный эскорт, и оба планировали захватить противника, устроив засаду. Лео оказался то ли быстрее, то ли удачливее, и Боэмунд был схвачен, закован в цепи, и отправлен вглубь Армении.
После этого христиане Армении и Антиохии воевали между собой, пока им не надоело, и в результате Боэмунд вернулся в Антиохию, а Рубен – в Армению, причём дочь Рубена, Аликс, была выдана за сына Боэмунда. Аликс было на момент свадьбы около 14 лет, и для неё, представьте, это был уже второй брак. По идее, было договорено, что наследник мужского рода от этого брака унаследует и Антиохию, и Армению. Кто знает, как оно было бы, не умри Раймунд IV Триполийский через три года после свадьбы, когда Аликс была беременна своим первым и единственным ребёнком - сыном, как оказалось.
Аликс, после смерти мужа и родов, отправили в Армению. Там она чрезвычайно искусно интриговала и силой, и законом, судилась даже с могущественными рыцарями Тевтонского ордена, и, в конце концов, была утверждена императором Священной Римской империи как леди Торона. Это вообще был чрезвычайно богатый на приключения период истории Армении, где за власть боролись Сибилла де Лузиньян и её дочь Изабелла, старшая дочь короля Лео, Стефания, и наша Аликс. Что самое милое, так это факт, что наследницей титула леди Торона осталась внучка Аликс, Мария Антиохская и Армянская, мама которой тоже была из Лузиньянов – Хельвис/Элоиза де Лузиньян.
А вот что касается сына Аликс, Раймунда-Рубена, то любящий дедушка Боэмунд III, всё-таки обозначил наследником своего сына, Боэмунда IV, а не внука. Разумеется, после этого потянулись долгие годы конфликтов между Арменией и Антиохией, где на коне, в конце концов, оказался именно Боэмунд IV. Раймунд-Рубен в финальной битве погиб, его матушка, Аликс, попала к плен, где провела некоторое время, отнюдь не бедствуя и энергично участвуя в региональных интригах. Успешно.
Абсолютно реальной силой в регионе были основанные именно для этой цели ещё во времена около Первого крестового рыцарские ордены. Но как-то так случилось, что за столетие, прошедшие с тех славных дней, тамплиеры и иоанниты стали слишком богатыми. И, как следствие, слишком жадными и завистливыми друг к другу. Поэтому и они не использовали распри в стане врага для укрепления позиций христиан в регионе.
Иоанниты (госпитальеры) были богаче, владея в пределах христианского мира девятнадцатью тысячами феодальных владений. У тамплиеров было таких владений «всего» девять тысяч, поэтому они были наглее и агрессивнее, не стесняясь прибегать к грубой силе против своих же собратьев-христиан. Как в случае с замком Маграт, который был построен вассалом госпитальеров в пограничной зоне. Тамплиеры решили, что замок был построен в зоне их влияния, и захватили его силой. В ответ на это, госпитальеры быстро собрали отряд, и вышибли тамплиеров из Маграта. И так оно и продолжалось. Невзирая на попытки королей Иерусалима вразумить враждующие стороны, ни даже на попытки Святейшего престола достучаться до разума своих воинов, и напомнить им, почему и для чего они находятся в Святой Земле.
Таким образом, призыв к следующему крестовому походу исходил отнюдь не от христиан, стонущих под мусульманским игом. Христиане мусульманских султанатов и эмиратов, кстати, действительно стонали, потому что им доставалось от всех враждующих сторон, но кто их слышал? Подготовка к следующему крестовому походу была инициирована из Рима, всё тем же папой Целестином III, который страстно хотел увенчать свою карьеру взятием Иерусалима.
@темы: Крестоносцы
Насколько помню, таких распоряжений не оставлял никто из султанов - предполагалось, что достойнейшего из наследников изберёт сам Аллах, и посягать на его волю - святотатство. А что это выливалось в братоубийства - ну что ж, погибшие уходят в рай.