Do or die
«Все болезни от генов», - так это иногда выглядит в наше время. Генетика может объяснить практически всё. Где-то к той же мысли пришли и античные медики, исследующие причины появлений врождённых патологий. В начале седьмого века Исидор Севильский уже сделал обобщения из рассуждений и доводов античных предшественников, и вот что у него получилось.
«Они говорят, что дети напоминают отцов, если патернальное семя сильнее, или матерей, если сильнее матернальное семя. Сходство с обоими родителями подразумевает, что оба семени имели одинаковую силу», - писал он.

читать дальшеНапомню, что в Средние века ещё предполагали, что женщина может зачать только в том случае, если во время соития у неё вырабатывается «женское семя», которое, в свою очередь, вырабатывается только в том случае, если женщина испытывает в процессе оргазм.
Теория, о которой пишет Исидор Севильский, принадлежит Галену, и в этом случае он совершенно отходит от уважаемых античных авторитетов типа Аристотеля, который утверждал, что для продолжения рода нужно только мужское семя, а женщина всего лишь предоставляет для данной задачи свою матку, не более того. Как известно, Аристотель был ещё тем женоненавистником, но в данном случае мужчинам он оказал дурную услугу. Получалось, что если пара оставалась бездетной, то виноват в этом мужчина.
Впрочем, и теория Галена как бы давала понять, что причиной бездетности является неумение мужчины доставить своей супруге необходимое для выработки «женского семени» удовольствия.
В дальнейшем, мнения разделились. Физиологи стояли за теорию Галена, философы – за Аристотеля. Гиппократ, кстати, добавил к грузу ответственности, возлагаемому на мужчин в вопросе продолжения рода, ещё один фактор: качество спермы. Слабая сперма отца формирует слабость в потомстве. Причём, поскольку считалось, что сперма формируется во всех частях мужского тела, то напрашивался прямолинейный вывод: у ребёнка будут патологии в тех частях тела, в которых у его отца вырабатывалась слабая сперма. То есть, такое вот объяснение генетического наследования в эпоху, не знающую понятия «генокод». Не все были согласны возложить ответственность за качество потомства исключительно на мужчин. Один из учёных Салерно, где-то около 1200-го года, утверждал, что «дети рождаются похожими на своих матерей, и наследуют их патологии».
Но чем объяснить то, что у явно здоровых родителей могли появляться дети с отклонениями? Вот здесь уже ответственность возлагалась либо на дефекты матки, либо на проблемы со здоровьем (особенно, в первую треть беременности), или травмы в период вынашивания, или на неправильный процесс родов.
Любопытно, что превозносимый всеми Авиценна высказывал в некоторых случаях очень экзотические мысли. Например, при обследовании восьмилетней девочки, страдающей от карликовости, Альбертус Магнус смог предположить только одну причину, и именно её указал Авиценна: «монструозность» способа соития родителей, в результате которого только малая часть спермы отца смогла попасть в чрево матери. Как видите, регламентация «поз» при соитии – штука довольно древняя.
Наследуются ли детьми приобретённая их родителями патология? Не наследуется, аргументировал Гийом Коншский (1080-1154). Потому что «природа исправляет», как бы занимая у других частей тела отца сперму для недостающих. А вот суставные проблемы, врождённые дефекты – наследуются, так как «сперма следует комплекции мужчины, зачавшего ребёнка». Так писал де Шолиак, цитируя Авиценну.
Поскольку проблемы эмбриологии и наследственности занимали в Средние века мысли будущих родителей не менее чем в наше время, по вопросу хотели бы высказаться многие. Только нельзя тогда было вот так просто сесть, и написать свои соображения. Нужны были пруфлинки на тех, кто «умнее автора», заслуженнее, известнее, в конце концов. Это привело к появлению псевдо-галенических текстов, как минимум начиная с тринадцатого века. Авторы этих текстов писали отсебятину, ссылаясь на Галена. Самым известным из них оказался трактат De spermate, дошедший до нашего времени в 48-ми латинских манускриптах. На него, кстати, ссылались и комментировали до самой середины семнадцатого века.
Кем бы ни был автор этого текста, к вопросу продолжения рода он подошёл основательно, с пиететом к гуморальной теории. И надо отдать ему должное, он обратил внимание на то, в каком именно состоянии, в какой фазе находятся оба родителя. Причём, не только физически, но и психически. Если на момент зачатия ребёнка кто-то из родителей страдает от проблем в каком-то органе, есть большой шанс, что у ребёнка этот орган сформируется уязвимым. Если один из супругов на момент зачатия страдает от меланхолии, ребёнок, с большой вероятностью, унаследует меланхолию как склад характера. Более того, девочка будет чувствительнее к сплину, и подвержена всякого рода припадкам, а также будет глупа и не способна сдерживать свой характер.
Очень интересна попытка автора объяснить, почему у вполне нормально выглядящих и чувствующих себя родителей вдруг появляется ребёнок с деформацией. Автор говорит о «накоплении избытка жидкостей, которое меняет характер спермы, через природу матрицы, сила которой изменилась в своё время». То есть, речь идёт о накоплении генетических сбоев с материнской и отцовской стороны, которые, в результате, могут выдать генетическую деформацию у ребёнка вполне здоровых родителей. Автор также подчёркивает влияние окружающей среды – качество и состав молока, которым вскармливают ребёнка.
Если кто подумает, что разговоры о «болезнях стиля жизни» - это тема именно наших дней, то вот вам тирада по поводу дерматических заболеваний, от преподавателя практической хирургии в Монпелье, Вильяма де Конжени (1175–1225): «Многие родовитые и богатые люди страдают от них, потому что их матери жили в безделье и роскоши, что приводило к избыточности жидкостей, питающих плод. Совсем по-другому обстоит дело с детьми крестьян и бедняков, которые всегда рождаются красивыми, хотя впоследствии, от непосильной работы и плохой гигиены, они становятся уродливыми».
К концу Средневековья, сложилось довольно устойчивое мнение о том, как избежать проблем со здоровьем потомства. В первую очередь – никогда не иметь секса с супругой, находясь в состоянии стресса, раздражения и прочих негативных эмоций. Иначе, «может случиться так, что отец, который бесстрашен, силён и мудр, получит сына, который труслив, слаб и глуп. Также неразумно быть вместе, когда тело и члены находятся в плохом состоянии, то есть если отец и мать либо подавлены, либо пьяны, либо слабы, имеют плохой пульс и недостаток энергии, потому что логично предположить, что эти проблемы каким-то образом проявятся в детях. Они могут получиться деформированными, дефективными, эпилептичными, и даже не полностью сформированными», - писал в 1430-х Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Который, надо сказать, сам был превосходным образцом удачного продолжения рода, как своей атлетической формой и красотой, так и невероятными интеллектуальными талантами. «Не предпочтёт ли разумный человек остаться лучше бездетным, нежели иметь больного или безумного ребёнка?», - заключает Альберти.
«Они говорят, что дети напоминают отцов, если патернальное семя сильнее, или матерей, если сильнее матернальное семя. Сходство с обоими родителями подразумевает, что оба семени имели одинаковую силу», - писал он.

читать дальшеНапомню, что в Средние века ещё предполагали, что женщина может зачать только в том случае, если во время соития у неё вырабатывается «женское семя», которое, в свою очередь, вырабатывается только в том случае, если женщина испытывает в процессе оргазм.
Теория, о которой пишет Исидор Севильский, принадлежит Галену, и в этом случае он совершенно отходит от уважаемых античных авторитетов типа Аристотеля, который утверждал, что для продолжения рода нужно только мужское семя, а женщина всего лишь предоставляет для данной задачи свою матку, не более того. Как известно, Аристотель был ещё тем женоненавистником, но в данном случае мужчинам он оказал дурную услугу. Получалось, что если пара оставалась бездетной, то виноват в этом мужчина.
Впрочем, и теория Галена как бы давала понять, что причиной бездетности является неумение мужчины доставить своей супруге необходимое для выработки «женского семени» удовольствия.
В дальнейшем, мнения разделились. Физиологи стояли за теорию Галена, философы – за Аристотеля. Гиппократ, кстати, добавил к грузу ответственности, возлагаемому на мужчин в вопросе продолжения рода, ещё один фактор: качество спермы. Слабая сперма отца формирует слабость в потомстве. Причём, поскольку считалось, что сперма формируется во всех частях мужского тела, то напрашивался прямолинейный вывод: у ребёнка будут патологии в тех частях тела, в которых у его отца вырабатывалась слабая сперма. То есть, такое вот объяснение генетического наследования в эпоху, не знающую понятия «генокод». Не все были согласны возложить ответственность за качество потомства исключительно на мужчин. Один из учёных Салерно, где-то около 1200-го года, утверждал, что «дети рождаются похожими на своих матерей, и наследуют их патологии».
Но чем объяснить то, что у явно здоровых родителей могли появляться дети с отклонениями? Вот здесь уже ответственность возлагалась либо на дефекты матки, либо на проблемы со здоровьем (особенно, в первую треть беременности), или травмы в период вынашивания, или на неправильный процесс родов.
Любопытно, что превозносимый всеми Авиценна высказывал в некоторых случаях очень экзотические мысли. Например, при обследовании восьмилетней девочки, страдающей от карликовости, Альбертус Магнус смог предположить только одну причину, и именно её указал Авиценна: «монструозность» способа соития родителей, в результате которого только малая часть спермы отца смогла попасть в чрево матери. Как видите, регламентация «поз» при соитии – штука довольно древняя.
Наследуются ли детьми приобретённая их родителями патология? Не наследуется, аргументировал Гийом Коншский (1080-1154). Потому что «природа исправляет», как бы занимая у других частей тела отца сперму для недостающих. А вот суставные проблемы, врождённые дефекты – наследуются, так как «сперма следует комплекции мужчины, зачавшего ребёнка». Так писал де Шолиак, цитируя Авиценну.
Поскольку проблемы эмбриологии и наследственности занимали в Средние века мысли будущих родителей не менее чем в наше время, по вопросу хотели бы высказаться многие. Только нельзя тогда было вот так просто сесть, и написать свои соображения. Нужны были пруфлинки на тех, кто «умнее автора», заслуженнее, известнее, в конце концов. Это привело к появлению псевдо-галенических текстов, как минимум начиная с тринадцатого века. Авторы этих текстов писали отсебятину, ссылаясь на Галена. Самым известным из них оказался трактат De spermate, дошедший до нашего времени в 48-ми латинских манускриптах. На него, кстати, ссылались и комментировали до самой середины семнадцатого века.
Кем бы ни был автор этого текста, к вопросу продолжения рода он подошёл основательно, с пиететом к гуморальной теории. И надо отдать ему должное, он обратил внимание на то, в каком именно состоянии, в какой фазе находятся оба родителя. Причём, не только физически, но и психически. Если на момент зачатия ребёнка кто-то из родителей страдает от проблем в каком-то органе, есть большой шанс, что у ребёнка этот орган сформируется уязвимым. Если один из супругов на момент зачатия страдает от меланхолии, ребёнок, с большой вероятностью, унаследует меланхолию как склад характера. Более того, девочка будет чувствительнее к сплину, и подвержена всякого рода припадкам, а также будет глупа и не способна сдерживать свой характер.
Очень интересна попытка автора объяснить, почему у вполне нормально выглядящих и чувствующих себя родителей вдруг появляется ребёнок с деформацией. Автор говорит о «накоплении избытка жидкостей, которое меняет характер спермы, через природу матрицы, сила которой изменилась в своё время». То есть, речь идёт о накоплении генетических сбоев с материнской и отцовской стороны, которые, в результате, могут выдать генетическую деформацию у ребёнка вполне здоровых родителей. Автор также подчёркивает влияние окружающей среды – качество и состав молока, которым вскармливают ребёнка.
Если кто подумает, что разговоры о «болезнях стиля жизни» - это тема именно наших дней, то вот вам тирада по поводу дерматических заболеваний, от преподавателя практической хирургии в Монпелье, Вильяма де Конжени (1175–1225): «Многие родовитые и богатые люди страдают от них, потому что их матери жили в безделье и роскоши, что приводило к избыточности жидкостей, питающих плод. Совсем по-другому обстоит дело с детьми крестьян и бедняков, которые всегда рождаются красивыми, хотя впоследствии, от непосильной работы и плохой гигиены, они становятся уродливыми».
К концу Средневековья, сложилось довольно устойчивое мнение о том, как избежать проблем со здоровьем потомства. В первую очередь – никогда не иметь секса с супругой, находясь в состоянии стресса, раздражения и прочих негативных эмоций. Иначе, «может случиться так, что отец, который бесстрашен, силён и мудр, получит сына, который труслив, слаб и глуп. Также неразумно быть вместе, когда тело и члены находятся в плохом состоянии, то есть если отец и мать либо подавлены, либо пьяны, либо слабы, имеют плохой пульс и недостаток энергии, потому что логично предположить, что эти проблемы каким-то образом проявятся в детях. Они могут получиться деформированными, дефективными, эпилептичными, и даже не полностью сформированными», - писал в 1430-х Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Который, надо сказать, сам был превосходным образцом удачного продолжения рода, как своей атлетической формой и красотой, так и невероятными интеллектуальными талантами. «Не предпочтёт ли разумный человек остаться лучше бездетным, нежели иметь больного или безумного ребёнка?», - заключает Альберти.
@темы: "Заумь", истории о медицине
серафита, ну, неглупые ведь люди это предполагали, просто общий комплекс знаний был много меньше нынешнего.
MirrinMinttu, спасибо!
Эльвинг, плюс, мы оперируем другой терминологией. Думаю, многое зависит именно от этого. И, конечно, до генокодов они докопаться никак не могли, хотя механику процесса понимали. Перепост можно, конечно.
Что совершенно разумно. Сейчас мы знаем, что чем обильней секреции женского тела, тем больше возможности у сперматозоидов проникнуть в матку, а не бесславно сгинуть на подступе к ней.
К слову сказать, MirrinMinttu, у меня есть книга про сексуальность в Средние Века, поскольку я медиевист (посему, как ты догадываешься, твои записи про Средневековье я читаю с особым интересом). И в той книге как раз присутствуют указания одного автора двенадцатого века на то, что "тебе, муж, если хочешь ты потомства, на жену, как зверь, наваливаться нельзя". Объясняется, что муж обязан - простите за недвусмысленную сцену - тереть ладонью между бёдер жены, по меньшей мере, четверть часа, "пока она сладострастно не задышит". И только тогда приступать к делу. Не доставишь удовольствия ей - не будет наследника тебе.
Единственное, что оставлено книгой без внимания, так это: считался ли многодетный отец за первого парня на деревне? Мол, раз столько детей, то и в постели с ним задорно.
Если кому-то любопытно, то дальше говорится о гонении женщин, забеременевших в результате изнасилования.
Небольшое отступление: помню, пару-тройку лет назад в США какой-то политик обрушился с трибуны на таких женщин, заявив, что если женщине соитие противно, то и забеременеть она не сможет. Выступал он, как помнится, за запрет абортов. Заявлял, что у женского организма есть собственная "система безопасности", так что аборты в стране не нужны. Женщина не хочет - женщина не понесёт.
В тринадцатом веке его бы дружно поддержали толпы. Само изнасилование - ну что ж, плохо, грешно, но раз уж случилось... А если бедняжка забеременела, то неважно, что она сопротивлялась, что её били, силой взяли. Начиналось дело, может, и болезненно. Но - раз понесла - то в концу было ей хорошо, и, следовательно, жаловаться нечего.
Lion_Heart, да, мне тоже пришла на ум оборотная сторона. Но, полагаю, что именно в Англии, и именно в Средние века был какой-то юридический момент. Насильников ведь карали кастрацией. Во всяком случае, я помню как минимум один хорошо задокументированный скандал с соблазнённой воспитанницей в монастыре. Соблазнителя кастрировали, причём заставили это сделать соблазнённую. От потрясения у неё случился выкидыш, но как-то на этом внимания не заостряли, и о морали девицы не рассуждали. Было это изнасилованием или связью, кто знает. Да и во Франции, если вспомнить Абеляра... Хотя там-то была именно связь, но брак и вправду был против воли Элоизы. Видимо, предполагалось, что ответственность в любом случае на мужчине, как на более сильном.
Lion_Heart, да, мне тоже пришла на ум оборотная сторона. Но, полагаю, что именно в Англии, и именно в Средние века был какой-то юридический момент. Насильников ведь карали кастрацией. Во всяком случае, я помню как минимум один хорошо задокументированный скандал с соблазнённой воспитанницей в монастыре. Соблазнителя кастрировали, причём заставили это сделать соблазнённую. От потрясения у неё случился выкидыш, но как-то на этом внимания не заостряли, и о морали девицы не рассуждали. Было это изнасилованием или связью, кто знает. Да и во Франции, если вспомнить Абеляра... Хотя там-то была именно связь, но брак и вправду был против воли Элоизы. Видимо, предполагалось, что ответственность в любом случае на мужчине, как на более сильном.
Относительно Англии, полагаюсь на твои знания. Я - по Франции. И, признаться, в истории с Абеляром мне никого не жаль. Сколько бы ни старались разные рассказчики опутать эту быль кружевом романтики и запахом несчастной истинной любви, я остаюсь при своём мнении.
Видимо, предполагалось, что ответственность в любом случае на мужчине, как на более сильном.
И неожиданно вспоминается Ветхий Завет. Изложение самих идей, никак не цитаты.
После упоминаний нелёгкой женской доли, когда что ни секс - почти всё одной женщине наказание, приближаемся к завершению рассуждений:
- Если женщина была в городе, а её изнасиловали - бить (опять) её. В городе полно народу, и, позови она на помощь, кто-нибудь вмешался бы и надругательства не произошло бы. Значит, тихо кричала.
- Если женщина была в поле, а её изнасиловали - бить мужчину. В поле никого нет, и некому прийти на помощь, сколько ни кричи.
Вывод: хотите безнаказанного удовлетворения своих потребностей - чаще ходите по полям.Ветхий Завет вообще штука жестокая, поэтому о нём и постарались по-доброму забыть, если только не припирало выискать нечто неординарное, как для развода Гарри Тюдора. А по законодательству насчёт изнасилований в Англии я напишу, у меня целая книга о средневековом английском законодательстве. Тоже из серии "заумь" - полезна, но нечитабельна, если не сосредоточиться.
если только не припирало выискать нечто неординарное
Как называется твой талмуд? Я бы почитала.
zapad39,
Кстати сейчас проблемы Генри Тюдора с мужским потомством пытаются объяснить генетикой
Как у его предков обстояли дела с внутрикровными браками?
О нашем Шарле де Валуа (Карл Девятый) современники так и сказали: "Он - дитя инцеста длиной в несколько поколений. И вы ещё удивляетесь, что король сумасшедший?".