Не помню, вымучивала ли я когда-нибудь текст так, как эту историю. Собственно, всё, что можно сказать по поводу аббатства, умещается в двух картинках, "до" и "после".
Так что лучше уж я расскажу, как аббатство дошло до жизни такой.
читать дальшеПосле Августина, архиепископом Кентербери стал Лаврентиус, который и достроил начатую своим предшественником церковь. Лаврентиус стал епископом необычным образом - Августин назначил его на своё место до собственной смерти, и подтвердил назначение церемониально, что категорически запрещалось каноническим законом. Лаврентиус никогда не был посвящён в сан Римом из-за этой детали. Во всяком случае, официально. Но Рим с нарушением смирился, потому что делать-то было нечего.
Лаврентиус и Эдбальд
Во-первых, напряжение с кельтскими епископами никак не желало спадать. Ругались они по любому поводу. Лаврентиус схлеснулся с местным епископом Даганом по поводу вычисления дня празднования Пасхи. Переговоры шли так трудно, что Даган не только отказался сесть за стол вместе с римскими миссионерами, но и вообще принимать пищу под одной с ними крышей. Учёны до сих пор не вполне согласны друг с другом по поводу причин, но этот конфликт действительно имел место в 606 году. То есть, в седьмом веке за прихожан боролись две христианские церкви.
Во-вторых, после смерти короля Этельберта в 616 году, его сын и наследник Эдбальд благополучно вернулся к вере предков, и римские миссионеры просто бежали из Англии. Лаврентиус остался. По его собственным словам (вернее, согласно истории, написанной Бедой Достопочтенным), он был готов махнуть на всё рукой и уехать, но во сне ему явился сам св. Пётр, отчитал хорошенько за подобную слабость, да ещё и отходил плёткой. Следы от ударов плетью остались и после сна. Лаврентиус показал их молодому королю, и тот, впечатлённый, вернулся в христианство.
Лаврентиус демонстрирует следы воспитательного сна. Рядом с Эдбальдом - его первая супруга, полагаю. Бакенбарды короля саксов и чепчик на даме-язычнице безошибочно определяют эпоху, в которую рисунок был сделан
Беда с хрониками этого Бедой Достопочтенного в том, что он родился где-то в 670-х. То есть его описания былых времён дают такую же "реалистическую" картину характеров королей прошлого, как пьесы Шекспира. Он (Беда, не Шекспир)утверждает, что Эдбальд вернулся в язычество. На основании того, что Эдбальд якобы женился на своей мачехе. Но у его отца, Этельберта, официально была только одна жена - Берта. Что, в свою очередь, могло означать что угодно. Либо никакой второй жены не было, либо она была, но не была христианкой, и брак не был заключен по христианским обрядам. Что сделало его в официальной истории недействительным. Либо, что вероятнее, после смерти жены, у Этельберта был ряд более или менее постоянных сожительниц, которые, разумеется, не оставили в истории даже имени. Я говорю "вероятнее" потому, что нет никаких данных о разногласиях Этельберта с христианскими миссионерами из Рима, которые сидели буквально у него под боком. Языческий брак крещёного короля просто не мог бы не вызвать напряжения.
Является ли то, что женщина, связанная с Этельбертом в последние годы его жизни, перешла к его сыну, доказательством того, что они оба были язычниками? Вовсе нет. Вспомним папеньку королевы Берты, Хариберта I. За ним тоже признаётся только один брак, с Ингобергой. Хотя женат он был четыре раза. И его последняя, Теодогильда, предложила себя и казну старшему из наследников мужа. Тот, правда, казну-то взял, но чересчур предприимчивую свояченицу отправил в монастырь. Не совсем без средств, надо сказать, но факт показательный. Все эти люди доказуемо были христианами.
Правда, если совсем точно, то браки подобного рода запретил только церковный собор в Туре, в 567 году. Причём, абсолютно явно в качестве попытки управлять династическими интересами европейских монархов. И совсем не факт, что эта попытка была принята всерьёз. Во всяком случае, Хариберт и ухом не повёл.
Это я к тому, что в 616 году власть Рима в вопросах, на ком жениться, была, скорее, в воображении Святейшего Престола, а не при дворах королей. Не говоря уж об Англии, большая часть населения которой радостно пребывала в язычестве, а часть христиан признавала только кельтских епископов, которые не признавали Рима. Опять же, в то время была такая волна повсеместно, что христианизацию на время отодвинули. Причина, скорее всего, была в политике. Король Эссекса, соседнего с Кентом королевства, в те же годы, погнал в шею своих христианских епископов, и вернулся в язычество. А известно что доминанта Кента несколько ослабела после смерти Этельберта. Возможно, Эдбальд искал дружественные союзы, манипулируя идеалогия под реальное положение вещей на политической арене.
Тем не менее, через некоторое время он дал себя уговорить Лаврентиусу, который не стал изобретать велосипед, а просто предложил Эдбальду то, что предложил его отцу предшественник архиепископа - брак с принцессой из Меровингов, с дочерью Теодеберта II. А Теодеберт был, между прочим, внуком той самой Брунгильды, которая, в общей сложности, так или иначе прикончила десять членов королевской семьи. Она была повинна и в смерти Теодеберта, натравив на него второго своего внука, Теодориха. Правда, к 616-му году и Теодеберт уже погиб в войне с братом, и саму Брунгильду уже казнили, и объединёнными франками правил Хлотарь II. Неплохой союзник, хотя и обладавший всеми неприятными особенностями Меровингов. Совершенно безумная династия.
В общем, за все свои подвиги, Лаврентиус несомненно заслужил канонизации, что и было сделано после его смерти.
Что касается аббатства, аббат Пётр, сменивший Августина на его посту, погиб в 607 году, во время политическом миссии во Франции - утонул. Последовавший за ним Джон тоже был из числа римских миссионеров, и был назначен аббатом архиепископом Лаврентиусом. Он управлял аббатством до 618 года. И следующий аббат, Руффиниан, и последовавший за ним Грациозус тоже были из "римлян". Занимались они, помимо прочей монастырской рутины, строительством, переносом останков предшественников в более подходящую обстановку, да производством манускриптов.
@темы: Англия
Вообще-то свояченица - это сестра жены. Теодогильда могла быть наследнику либо мачехой, либо, если наследником был брат, то невесткой.