Do or die
Жизнь в монастыре св. Августина текла размеренно и неторопливо следующие несколько столетий. Собственно, решительно ничего не происходило до самого 959-го года, когда архиепископом Кентербери стал Дунстан, аббат Гластонбери.
В окружающем же мире, события развивались более чем бурно.
В Кенте, правление упомянутого в предыдущей части Эгберта I началось с хладнокровного и признанного им убийства обоих племянников. Их сестре, домне Эббе, которая была замужем за Мервалем, сыном Пенды Мерсийского, король Эгберт заплатил «деньги за кровь». По-видимому, это была немалая сумма, потому что Эбба построила на эти средства целый двойной монастырь. Ничего личного, как говорится, просто борьба за выживание между двумя ветвями династии.
Преемником Экберта стал его брат, Хлотар Кентский, правивший совместно с сыном Экберта, Эдриком. Всё шло без сюрпризов. Потом Хлотар умер, Эдрик остался единственным правителем, но тут ему на голову свалился Кэдвалла, из Уэссекса, который разорил и захватил Кент.

читать дальшеКэдвалла – это такой герой своего времени, что о нём хоть немного надо рассказать. Вообще он был изначально язычником. В молодости его за какие-то художества прогнали из Уэссекса, и он решил не ждать милостей от судьбы, а взять их силой. Собрал если и не очень большую, то очень агрессивную частную армию, вторгся в Сассекс, убил короля южных англосаксов, и, наверное, стал бы королём сам, если бы армия была побольше. Но с тем, что у него было, завоёванное место под солнцем удержать не удалось. Вице-короли (вероятно) Бертгун и Андгун Кэдваллу отогнали. Впрочем, учитывая, что он на следующий год стал королём Уэссекса, уничтожив конкурентов, может быть и так, что он ретировался из Сассекса вполне охотно и согласно своему плану.
Но он вернулся, когда стал королём. Бертгун, вероятно, горько раскаялся, что не добил Кэдваллу год назад, потому что в этой битве он погиб. Кэдвалла вообще в 686-м году развернулся. Не только завоевал Сассекс, но и Кент тоже завоевал. Сассексом он правил сам, а вот в Кент посадил своего брата, носящего вместо имени кличку Мул. Вернее, имя-то у него, вероятно, было, просто в истории его запомнили по кличке. К несчастью для Мула, жители Кента оказались ещё упрямее его. Что именно там случилось – непонятно, но в результате Мул…сгорел, и с ним ещё двенадцать человек. Поджог, очевидно. Но, к несчастью жителей Кента, Кэдвалла не собирался оставить такое вопиющее деяния безнаказанным. И, как водится при карательных экспедициях, различий между виноватыми и невиновными не делали. Досталось всем, кроме церкви - Кэдвалла построил монастырь чуть севернее Рочестера, хотя от самого Рочестера, как военного укрепления, мало что осталось, как говорят.
В том же 686-м году Кэдвалла завоевал о-в Уайт. Местный король, Арвальд, пал в битве, но два его младших брата успели бежать на материк. Их выдали Кэдвалле, который распорядился убить обоих. Предварительно окрестив, дабы спасти их души. Относительно самого о-в Уайт, у Кэдваллы был очень экстравагантный план: истребить всё население острова, и заселить его выходцами из Уэссекса. При этом, огромную часть добычи, четверть острова, он собирался отдать церкви. Будучи официально язычником, да.
Отношения правителей Уэссекса с церковью были прелюбопытными. Предшественник Кэдваллы, например, отрёкся от власти и ушёл в монастырь. Сам Кэдвалла впоследствии сделал то же, и его преемник продолжил традицию. Так что историки глубокомысленно предполагают, что «Кэдвалла, возможно, уже был христианином в душе». Ну, возможно… Хотя, в таком случае, его понимание христианских ценностей было очень своеобразным, что особенно хорошо видно на примере событий на о-ве Уайт. Поэтому очень любопытно присутствии при персоне Кэдваллы человека, который известен в истории как св. Вилфрид.

Вилфрид попал в орбиту Кэдваллы около 685-го года, когда тот напал на Сассекс. В тот момент Вилфрид находился при дворе короля Этельвелла, человека Мерсии, принявшего в Мерсии же и крещение. После смерти Этельвелла, Вилфрид остался при победители. И в том же 686-м году, когда Кэдвалла стал королём и завоевал Сассекс, Кент и о-в Вайт, Вилфрид был восстановлен на посту архиепископа Йоркского.
Почему восстановлен? О, это – особый случай. Дело в том, что Вилфрид не сработался с новым архиепископом, Теодором Кентерберийским. Теодор, скорее всего не ожидал встретить в Англии типаж, подобный Вилфриду. А Вилфрид… Возможно, он считал, что мог бы стать сам епископом Кентерберийским, если бы не досадная смерть Вигхерда именно в Риме.
Вилфрид действительно имел все шансы стать первым прелатом страны. Выходец из знатной нортумбрийской семьи, он целенаправленно начал строить себе духовную карьеру с подросткового возраста. Сначала он учился в Линдесфарне, центре обучения кельтских христиан, затем – в Кентербери, оттуда поехал в Галлию, и, наконец, в Рим. На все эти школы и вояжи у него ушло лет тринадцать, не более. В результате, Вилфрид пришёл к выводу, что кельтское христианство – это не более, чем секта, а кельтские духовники – схизматики. Вилфрид стал, по-видимому, самым молодым аббатом Англии, получив под свою руку новёхонький монастырь в Рипоне в 27-летнем возрасте.

В 664-м году, Вилфрид был выдвинут принцем Альфритом, сыном короля Освиу, на должность епископа Уэссекса. Для Вилфрида было естественным принять посвящение в сан не в Англии, а в Галлии, под крылом могущественного Агильберта. Потому что именно в этот период, с 664 по 666-й год, должность архиепископа Кентербери была открытой. По идее, рукоположить Вилфрида мог бы и кто-то из кельтских епископов, но ведь Вилфрид считал их схизматиками. То ли дело церемония в Кампьене, куда Агильберт пригласил ещё нескольких епископов!Не удивительно, что домой Вилфрид не очень-то торопился. Вполне вероятно, он кое-чего ждал.
Потому что надо же было так случиться, что именно во время отсутствия Вилфрида, Альфрит замыслил какую-то схему против отца. Что там было – неизвестно, и что сталось с этим принцем – тоже неизвестно, но явно ничего хорошего, потому что он после ссоры с Освиу просто исчез из летописей. Не исключено, что Альфрит хотел просто-напросто свергнуть папеньку, и тогда перед Вилфридом открылся бы престол Кентербери.
К сожалению для Вилфрида, Освиу не стал ждать, пока протеже его мятежного сыночка вернётся из Галлии. Он не был наивным, этот король, и скорость, с которой он подавил мятеж, говорит о том, что он мог быть в курсе планов Альфрита. Освиу поставил своего епископа в Эссекс, Чедду. Чедда был всем тем, чем не был Вилфрид. А именно, кельтским христианином до мозга костей, который и в роли епископа постоянно был в движении, появляясь то в одном городе, то в другом, объезжая самые мелкие поселения и проповедуя на каждом повороте. Несомненно, что Чедда следовал своим принципам и своему пониманию роли христианского пастыря, но, похоже, его постоянные передвижения имели и другие цели. А именно – дипломатические, согласно планам Освиу усилить альянс против Мерсии, которая досадно быстро оправилась от гибели короля Пенды.

В общем, когда Вилфрид вернулся домой, ему не осталось ничего другого, как только вернуться на своё старое место аббата в Рипон. Потому что никто в здравом уме не стал бы ссориться с Освиу. Что Вилфрид мог сделать и делал, так это терпеливо завязывать альянсы через монастыри, действующие по римскому обряду. Более того, он вполне обоснованно ездил в Мерсию и в Кент, посвящая новых священников, на что у него, в качестве посвящённого епископа, было право. Поэтому не так уж удивительно, что года через два на обозримом для Вилфрида пространстве кельтских священников практически не стало. Те, кто смог, приняли римскую линию Вилфрида, а те, кто был категорически против, пришлось уехать.
Как мы помним, Теодор, на пути в Англию, провёл зиму именно у Агильберта, который проинформировал его о делах Англии настолько подробно, насколько мог. И Теодор, заняв престол архиепископа, немедленно отправился в поездку по городам и весям, чтобы исправить те неправды, о которых ему рассказал Агильберт. Естественно, он изначально был намерен убрать с поста епископа Уэссекса Чедду, потому что Агильберт наверняка представил ему историю примером произвола со стороны короля. Но и технически Чедда был рукоположен, с точки зрения Рима, непонятно кем – каким-то епископом кельтского толка из Уэльса. Тем не менее, будучи человеком умным, Теодор, встретив Чедду, понял, что перед ним находится христианин-священник в чистейшем своём воплощении. И – подтвердил епископское достоинство Чедды. Но настоял, чтобы тот уступил епископский престол Вилфриду. Чедда и не возражал. Похоже, он был мало заинтересован в иерархических тонкостях.
Впоследствии, пути Теодора, Вилфрида и Чедды пересеклись в Мерсии, хотя и не прямо. Дело в том, что Теодор в 669-м году назначил Чедду епископом в Мерсию, где тот стал и епископом Линдси. А в 674 году преемник Освиу, король Эгфрит, напал на Мерсию, и захватил Линдси. В 676-м году Нортумбрия и Мерсия воевали снова, пока архиепископ Теодор не вмешался в ход событий самым решительным образом.
А наш Вилфрид, к тому времени, успел не то, чтобы рассориться, но сильно обострить отношения и с архиепископом, и с королём Эгфритом. Потому что оба покусились на то, что для Вилфрида было свято – на его власть. Теодор решил, что нортумбрийский епископат слишком велик для одного епископа. Может, так оно и было, но наверняка Теодор руководствовался и другими соображениями. И тем, что епископов в Англии было катастрофически мало. И тем, что власти у Вилфрида, тяготеющего к образованию вокруг себя коалиций преданных лично ему людей, стало катастрофически много.
Король же Эгфрит, старающийся изо всех сил подчинить церковь в своём королевстве себе, быстро смекнул, что принцип «разделяй и властвуй» подойдёт ему куда как больше, чем доминанта Вилфрида. И получилось так, что Эгфрит как бы поддержал Теодора, и изгнал Вилфрида из Йорка за то, что тот не пожелал подчиниться своему архиепископу.

Там были и другие нюансы, конечно, ещё более подковёрные. Например, абедисса Витби, Хильда, член королевской семьи, терпеть не могла Вилфрида. То ли чисто лично, то ли потому, что её аббатство функционировало на кельтский лад. А Эгфрит мог не простить Вилфриду тот унизительный для его королевского достоинства факт, что его жена предпочла скорее уйти в монастырь, чем делить с ним ложе, и монашескую вуаль даме дал именно Вилфрид.

Вилфрид был слишком умён, чтобы не понять, как его ловко подставили, и отправился в Рим, жаловаться. Благо, дорога была знакомой. Папой римским был тогда Агато, который решил дело в пользу Вилфрида. Но когда Вилфрид вернулся в Нортумбрию, король Эгфрит просто изумлённо вздёрнул брови, типа «какой такой папа», и посадил Вилфрида в тюрьму за незаконное возвращение. Посадил для проформы, конечно, перед вторичной высылкой. Вилфриду не оставалось ничего другого, как только основать епископский престол в Селси, западный Сассекс, и заняться обращением язычников.
В 685-м году расстановка сил изменилась. Король Эгфрит погиб в походе против пиктов, а Вилфрид невольно познакомился с Кэдваллой, и сам назначил себя духовным наставником этого странного молодого человека. Как только Кэдвалла стал королём, архиепископ Кентерберийский решил, что на самом деле у нет с Вилфридом никаких разногласий. Более того, он, Теодор, уже видит, что его на посту архиепископа сменит именно Вилфрид! Учитывая, что Кентербери находится в Кенте, который Кэдвалла покорил, решение архиепископа была мудрым.
Но, знаете, опять Судьба. Несомненно, Вилфрид был человеком выдающимся. Да, интриганом, как же без этого на подобных высотах, но умел держать удар и никогда не сдавался. Несомненно, что на должности архиепископа он был бы весьма уместен. Но – не судьба. Столько раз он пытался, столько раз казалось, что вот только ещё один шаг, и… Но нет, на этом последнем шаге всегда что-то происходило.

Альянс с Кэдваллой не стал исключением. Кэдвалла был серьёзно ранен в битвах за о-в Уайт. Каким чудом и чьим искусством он продержался до самого 688-го года – неизвестно. Но в 688-м он понял, что умирает, и отрёкся от престола. И… отправился в Рим, чтобы получить крещение от самого высшего авторитета христианства, от папы. На пути он останавливался в Сомюре, где дал денег на строительство церкви, затем – в Ломбардии, при дворе Куниперта, и, наконец, принял крещение от папы Сегриуса I. Он умер через 7 дней после крещения, в возрасте 30 лет. Бурная жизнь, что и говорить.
Что касается Вилфрида, то практически до конца своих дней ему пришлось отстаивать своё право на епископский престол Йорка. В 702-м году, в возрасте 69 лет, он снова отправился в Рим, чтобы отстоять своё титул и свои владения. В Англии, его попытались даже отлучить от церкви в его отсутствие, но снова потерпели поражение. Поставив таким способом очень хорошо заметную точку в своих раздорах с английским духовенством, Вилфрид, в очередной раз занявший престол епископа Йоркского, отказался от него добровольно, и удалился в свой монастырь в Рипоне, где и умер в 706-м году.

В окружающем же мире, события развивались более чем бурно.
В Кенте, правление упомянутого в предыдущей части Эгберта I началось с хладнокровного и признанного им убийства обоих племянников. Их сестре, домне Эббе, которая была замужем за Мервалем, сыном Пенды Мерсийского, король Эгберт заплатил «деньги за кровь». По-видимому, это была немалая сумма, потому что Эбба построила на эти средства целый двойной монастырь. Ничего личного, как говорится, просто борьба за выживание между двумя ветвями династии.
Преемником Экберта стал его брат, Хлотар Кентский, правивший совместно с сыном Экберта, Эдриком. Всё шло без сюрпризов. Потом Хлотар умер, Эдрик остался единственным правителем, но тут ему на голову свалился Кэдвалла, из Уэссекса, который разорил и захватил Кент.

читать дальшеКэдвалла – это такой герой своего времени, что о нём хоть немного надо рассказать. Вообще он был изначально язычником. В молодости его за какие-то художества прогнали из Уэссекса, и он решил не ждать милостей от судьбы, а взять их силой. Собрал если и не очень большую, то очень агрессивную частную армию, вторгся в Сассекс, убил короля южных англосаксов, и, наверное, стал бы королём сам, если бы армия была побольше. Но с тем, что у него было, завоёванное место под солнцем удержать не удалось. Вице-короли (вероятно) Бертгун и Андгун Кэдваллу отогнали. Впрочем, учитывая, что он на следующий год стал королём Уэссекса, уничтожив конкурентов, может быть и так, что он ретировался из Сассекса вполне охотно и согласно своему плану.
Но он вернулся, когда стал королём. Бертгун, вероятно, горько раскаялся, что не добил Кэдваллу год назад, потому что в этой битве он погиб. Кэдвалла вообще в 686-м году развернулся. Не только завоевал Сассекс, но и Кент тоже завоевал. Сассексом он правил сам, а вот в Кент посадил своего брата, носящего вместо имени кличку Мул. Вернее, имя-то у него, вероятно, было, просто в истории его запомнили по кличке. К несчастью для Мула, жители Кента оказались ещё упрямее его. Что именно там случилось – непонятно, но в результате Мул…сгорел, и с ним ещё двенадцать человек. Поджог, очевидно. Но, к несчастью жителей Кента, Кэдвалла не собирался оставить такое вопиющее деяния безнаказанным. И, как водится при карательных экспедициях, различий между виноватыми и невиновными не делали. Досталось всем, кроме церкви - Кэдвалла построил монастырь чуть севернее Рочестера, хотя от самого Рочестера, как военного укрепления, мало что осталось, как говорят.
В том же 686-м году Кэдвалла завоевал о-в Уайт. Местный король, Арвальд, пал в битве, но два его младших брата успели бежать на материк. Их выдали Кэдвалле, который распорядился убить обоих. Предварительно окрестив, дабы спасти их души. Относительно самого о-в Уайт, у Кэдваллы был очень экстравагантный план: истребить всё население острова, и заселить его выходцами из Уэссекса. При этом, огромную часть добычи, четверть острова, он собирался отдать церкви. Будучи официально язычником, да.
Отношения правителей Уэссекса с церковью были прелюбопытными. Предшественник Кэдваллы, например, отрёкся от власти и ушёл в монастырь. Сам Кэдвалла впоследствии сделал то же, и его преемник продолжил традицию. Так что историки глубокомысленно предполагают, что «Кэдвалла, возможно, уже был христианином в душе». Ну, возможно… Хотя, в таком случае, его понимание христианских ценностей было очень своеобразным, что особенно хорошо видно на примере событий на о-ве Уайт. Поэтому очень любопытно присутствии при персоне Кэдваллы человека, который известен в истории как св. Вилфрид.

Вилфрид попал в орбиту Кэдваллы около 685-го года, когда тот напал на Сассекс. В тот момент Вилфрид находился при дворе короля Этельвелла, человека Мерсии, принявшего в Мерсии же и крещение. После смерти Этельвелла, Вилфрид остался при победители. И в том же 686-м году, когда Кэдвалла стал королём и завоевал Сассекс, Кент и о-в Вайт, Вилфрид был восстановлен на посту архиепископа Йоркского.
Почему восстановлен? О, это – особый случай. Дело в том, что Вилфрид не сработался с новым архиепископом, Теодором Кентерберийским. Теодор, скорее всего не ожидал встретить в Англии типаж, подобный Вилфриду. А Вилфрид… Возможно, он считал, что мог бы стать сам епископом Кентерберийским, если бы не досадная смерть Вигхерда именно в Риме.
Вилфрид действительно имел все шансы стать первым прелатом страны. Выходец из знатной нортумбрийской семьи, он целенаправленно начал строить себе духовную карьеру с подросткового возраста. Сначала он учился в Линдесфарне, центре обучения кельтских христиан, затем – в Кентербери, оттуда поехал в Галлию, и, наконец, в Рим. На все эти школы и вояжи у него ушло лет тринадцать, не более. В результате, Вилфрид пришёл к выводу, что кельтское христианство – это не более, чем секта, а кельтские духовники – схизматики. Вилфрид стал, по-видимому, самым молодым аббатом Англии, получив под свою руку новёхонький монастырь в Рипоне в 27-летнем возрасте.

В 664-м году, Вилфрид был выдвинут принцем Альфритом, сыном короля Освиу, на должность епископа Уэссекса. Для Вилфрида было естественным принять посвящение в сан не в Англии, а в Галлии, под крылом могущественного Агильберта. Потому что именно в этот период, с 664 по 666-й год, должность архиепископа Кентербери была открытой. По идее, рукоположить Вилфрида мог бы и кто-то из кельтских епископов, но ведь Вилфрид считал их схизматиками. То ли дело церемония в Кампьене, куда Агильберт пригласил ещё нескольких епископов!Не удивительно, что домой Вилфрид не очень-то торопился. Вполне вероятно, он кое-чего ждал.
Потому что надо же было так случиться, что именно во время отсутствия Вилфрида, Альфрит замыслил какую-то схему против отца. Что там было – неизвестно, и что сталось с этим принцем – тоже неизвестно, но явно ничего хорошего, потому что он после ссоры с Освиу просто исчез из летописей. Не исключено, что Альфрит хотел просто-напросто свергнуть папеньку, и тогда перед Вилфридом открылся бы престол Кентербери.
К сожалению для Вилфрида, Освиу не стал ждать, пока протеже его мятежного сыночка вернётся из Галлии. Он не был наивным, этот король, и скорость, с которой он подавил мятеж, говорит о том, что он мог быть в курсе планов Альфрита. Освиу поставил своего епископа в Эссекс, Чедду. Чедда был всем тем, чем не был Вилфрид. А именно, кельтским христианином до мозга костей, который и в роли епископа постоянно был в движении, появляясь то в одном городе, то в другом, объезжая самые мелкие поселения и проповедуя на каждом повороте. Несомненно, что Чедда следовал своим принципам и своему пониманию роли христианского пастыря, но, похоже, его постоянные передвижения имели и другие цели. А именно – дипломатические, согласно планам Освиу усилить альянс против Мерсии, которая досадно быстро оправилась от гибели короля Пенды.

В общем, когда Вилфрид вернулся домой, ему не осталось ничего другого, как только вернуться на своё старое место аббата в Рипон. Потому что никто в здравом уме не стал бы ссориться с Освиу. Что Вилфрид мог сделать и делал, так это терпеливо завязывать альянсы через монастыри, действующие по римскому обряду. Более того, он вполне обоснованно ездил в Мерсию и в Кент, посвящая новых священников, на что у него, в качестве посвящённого епископа, было право. Поэтому не так уж удивительно, что года через два на обозримом для Вилфрида пространстве кельтских священников практически не стало. Те, кто смог, приняли римскую линию Вилфрида, а те, кто был категорически против, пришлось уехать.
Как мы помним, Теодор, на пути в Англию, провёл зиму именно у Агильберта, который проинформировал его о делах Англии настолько подробно, насколько мог. И Теодор, заняв престол архиепископа, немедленно отправился в поездку по городам и весям, чтобы исправить те неправды, о которых ему рассказал Агильберт. Естественно, он изначально был намерен убрать с поста епископа Уэссекса Чедду, потому что Агильберт наверняка представил ему историю примером произвола со стороны короля. Но и технически Чедда был рукоположен, с точки зрения Рима, непонятно кем – каким-то епископом кельтского толка из Уэльса. Тем не менее, будучи человеком умным, Теодор, встретив Чедду, понял, что перед ним находится христианин-священник в чистейшем своём воплощении. И – подтвердил епископское достоинство Чедды. Но настоял, чтобы тот уступил епископский престол Вилфриду. Чедда и не возражал. Похоже, он был мало заинтересован в иерархических тонкостях.
Впоследствии, пути Теодора, Вилфрида и Чедды пересеклись в Мерсии, хотя и не прямо. Дело в том, что Теодор в 669-м году назначил Чедду епископом в Мерсию, где тот стал и епископом Линдси. А в 674 году преемник Освиу, король Эгфрит, напал на Мерсию, и захватил Линдси. В 676-м году Нортумбрия и Мерсия воевали снова, пока архиепископ Теодор не вмешался в ход событий самым решительным образом.
А наш Вилфрид, к тому времени, успел не то, чтобы рассориться, но сильно обострить отношения и с архиепископом, и с королём Эгфритом. Потому что оба покусились на то, что для Вилфрида было свято – на его власть. Теодор решил, что нортумбрийский епископат слишком велик для одного епископа. Может, так оно и было, но наверняка Теодор руководствовался и другими соображениями. И тем, что епископов в Англии было катастрофически мало. И тем, что власти у Вилфрида, тяготеющего к образованию вокруг себя коалиций преданных лично ему людей, стало катастрофически много.
Король же Эгфрит, старающийся изо всех сил подчинить церковь в своём королевстве себе, быстро смекнул, что принцип «разделяй и властвуй» подойдёт ему куда как больше, чем доминанта Вилфрида. И получилось так, что Эгфрит как бы поддержал Теодора, и изгнал Вилфрида из Йорка за то, что тот не пожелал подчиниться своему архиепископу.

Там были и другие нюансы, конечно, ещё более подковёрные. Например, абедисса Витби, Хильда, член королевской семьи, терпеть не могла Вилфрида. То ли чисто лично, то ли потому, что её аббатство функционировало на кельтский лад. А Эгфрит мог не простить Вилфриду тот унизительный для его королевского достоинства факт, что его жена предпочла скорее уйти в монастырь, чем делить с ним ложе, и монашескую вуаль даме дал именно Вилфрид.

Вилфрид был слишком умён, чтобы не понять, как его ловко подставили, и отправился в Рим, жаловаться. Благо, дорога была знакомой. Папой римским был тогда Агато, который решил дело в пользу Вилфрида. Но когда Вилфрид вернулся в Нортумбрию, король Эгфрит просто изумлённо вздёрнул брови, типа «какой такой папа», и посадил Вилфрида в тюрьму за незаконное возвращение. Посадил для проформы, конечно, перед вторичной высылкой. Вилфриду не оставалось ничего другого, как только основать епископский престол в Селси, западный Сассекс, и заняться обращением язычников.
В 685-м году расстановка сил изменилась. Король Эгфрит погиб в походе против пиктов, а Вилфрид невольно познакомился с Кэдваллой, и сам назначил себя духовным наставником этого странного молодого человека. Как только Кэдвалла стал королём, архиепископ Кентерберийский решил, что на самом деле у нет с Вилфридом никаких разногласий. Более того, он, Теодор, уже видит, что его на посту архиепископа сменит именно Вилфрид! Учитывая, что Кентербери находится в Кенте, который Кэдвалла покорил, решение архиепископа была мудрым.
Но, знаете, опять Судьба. Несомненно, Вилфрид был человеком выдающимся. Да, интриганом, как же без этого на подобных высотах, но умел держать удар и никогда не сдавался. Несомненно, что на должности архиепископа он был бы весьма уместен. Но – не судьба. Столько раз он пытался, столько раз казалось, что вот только ещё один шаг, и… Но нет, на этом последнем шаге всегда что-то происходило.

Альянс с Кэдваллой не стал исключением. Кэдвалла был серьёзно ранен в битвах за о-в Уайт. Каким чудом и чьим искусством он продержался до самого 688-го года – неизвестно. Но в 688-м он понял, что умирает, и отрёкся от престола. И… отправился в Рим, чтобы получить крещение от самого высшего авторитета христианства, от папы. На пути он останавливался в Сомюре, где дал денег на строительство церкви, затем – в Ломбардии, при дворе Куниперта, и, наконец, принял крещение от папы Сегриуса I. Он умер через 7 дней после крещения, в возрасте 30 лет. Бурная жизнь, что и говорить.
Что касается Вилфрида, то практически до конца своих дней ему пришлось отстаивать своё право на епископский престол Йорка. В 702-м году, в возрасте 69 лет, он снова отправился в Рим, чтобы отстоять своё титул и свои владения. В Англии, его попытались даже отлучить от церкви в его отсутствие, но снова потерпели поражение. Поставив таким способом очень хорошо заметную точку в своих раздорах с английским духовенством, Вилфрид, в очередной раз занявший престол епископа Йоркского, отказался от него добровольно, и удалился в свой монастырь в Рипоне, где и умер в 706-м году.

@темы: Англия, Англосаксы