Иногда Альцгаймер может, оказывается, начаться ДО того, как в мозге начнутся изменения, заметные на фото.
читать дальшеГде-то год назад у одной такой начались довольно классические изменения личности, постепенная и ускоряющаяся потеря навыков, и тд. Дочь возила к гериатру, мозг сканнировали, ничего не находили, диагностировали как "неопределённую деменцию". Последний снимок только показал, что изменения произошли.
ОК, если поведение хорошо знакомого человека начинает напоминать поведение больного Альцгаймером, то, скорее всего, это с ним и есть, и надо начинать лечение, замедляющее процесс, а не терять время. А то потом удивляемся, почему это лечение совершенно не эффективно. Потому что начинаем поздно.
Как альтернатива, встречаются люди, у которых изменения в мозге, характерные для Альцгаймера, есть, а проявлений болезни в быту нет. Так что, болезнь эта интересная.
@темы:
истории о медицине
Изменения, тем не менее, легко заметить. В первую очередь, изменения характера. Когда бодрый, энергичный и по натуре весёлый человек вдруг становится постоянно вспыльчивым, причём эта вспыльчивость плохо обоснована. Типа, "вы не имеете права уезжать в отпуск и оставлять меня одну". Хотя оставляется не под открытым небом, а на руках медобслуживания на дому, и в отеле для старцев, где завтраки и ланчи, концерты и всякие кружки доступны, как и раньше. Да и внуки рядом, если что.
Начинается навязчивое привлечение внимания к своей персоне. Бесконечные звонки, например. Эта бабуля могла за сутки звонить только на наш дежурный телефон более 20 раз. Не говоря о телефонах родственников. Где-то чуть позже или одновременно начинаются страхи. Иногда - тщательно скрываемые, не озвучиваемые. Маловероятно, что заболевший поделится ими с людьми, с которыми общается постоянно. Скорее, с медиком, которого видит впервые. Наприме, что замок квартиры электронный, и "кто угодно может войти". То есть, здесь уже скрытая подозрительность к ближнему кругу, который заходит постоянно.
Начинает казаться, что предметы в квартире переставляются, что товары появляются и исчезают, то есть кто-то это делает. Что характерно, это может быть долгие годы единственной ненормальностью. В остальном человек настолько нормален и убедителен, что я лично даже проверяла возможность, что в отеле когда-то был утерян кем-то из персонала электронный универсальный ключ. До сих пор не уверена, что не был, слишком разные люди говорили, что к ним заходят посторонние. Хотя, здесь ещё такой момент у заболевания: сны смешиваются с реальностью, и воспринимаются реальностью. Мне удалось проследить формирование такого состояния дважды. В одном случае, было возможно подвести человека к осознанию того, что это был сон. В другом и подводить не стала, бабка почти не слышит, и по характеру человек самоуверенный.
Что ещё... Сбивается ритм жизни. Время для человека становится чем-то абстрактным. Он знает, что в понедельник, 28.11, в 17 часов будет концерт. Но не может соединить это знание с тем, что, к примеру, сегодня уже понедельник, 28.11, и что уже 16:30. Это происходит не у всех. Бывают случаи, когда человек, грубо говоря, имени детей не помнит, но прекрасно ориентирован во времени, и арифметические задачки щёлкает, как орехи. Но и у них ритма больше нет. Они спят и бодрствуют по своим внутренним часам, и перестают вписываться в ритм окружающего мира. Это выбешивает родственников больше всего, кстати.
Что касается родственников, то я крайне редко видела адекватное отношение. Орут, чёрт их возьми. Ругают, отчитывают, относятся, как к непослушным детям. Но человек не "впадает в детство", вот в чём дело. За всеми странностями поведения остаётся та же личность с багажом личного опыта. Просто болезнь выбивает из-под этой личности один из важнейших базовых элементов - чувство защищённости.
Но вообще кто его знает, вряд ли мы бы его смогли вообще добиться - по одним подозрениям, в очень пожилом возрасте, в местной глухой поликлинике.
А как полагается относиться? Вот с точки зрения родственника, который может забежать к больному пару раз в день - покормить и вывести гулять за руку на полчасика?
Насчет адекватного отношения родственников: тут ведь тоже проблема - они оказываются морально и физически вовлечены в заболевание близкого человека, начинает страдать их собственное здоровье, но люди за помощью для себя уже не обращаются. Фактически, они оказываются в замкнутом круге всеобщего страдания. О какой уж тут адекватности говорить...
Кстати, без обнаружения изменений в мозговых структурах не торопятся назначать лечение, потому что может быть и не Альцгеймер, а тот же мемантин только ухудшит в итоге состояние.
И неэффективность лечения не столько в запущенности, сколько в самих особенностях заболевания заключаются. Вылечить Альцгеймера не получится - только паллиатив и уход.
Nefer-Ra, позитив нужен. Ласковое расположение, приподнятое настроение, как можно больше прикосновений "широкой ладонью", поглаживаний, обниманий за плечи. Общаться лучше так же, как и раньше, до болезни. В любом случае - не сверху вниз. Никогда. И раздражения нельзя показывать. Толку никакого, а оба собеседника надолго выбиты из колеи. Не имеет смысла также доказывать человеку с деменциями, что он не прав. Лучше выслушать, что, например, кто-то ходит со своими ключами и деньги крадёт, или шоколад поедает, и предложить решение проблемы. Например, предложить поставить камеру. Тогда супостат точно на камере окажется. Или вообще зайти не посмеет, увидев предупреждение о камере. Иногда даже камеру прицепить можно. Хотя бы не настоящую. Результат всегда отличный, человек конкретно прекращает бояться.
Ну а если личность уже ушла так далеко, что связи с этим миром практически только телесные, то ласка, ласка и ласка. И забота о теле.
А. Ведьмак, это точно не деменция, потому что людей, тоскующих о прошлом (которое они иногда и не помнят тольком), масса. Людей, помешанных на "правильной" еде - ещё больше. Это, скорее проблема, с которой работает психотерапевт.
Любопытница, я пока не видела, чтобы от Мемантена или Экселона был какой-то прок. Вот то, какие они первые недели две коленца выкидывают - видела каждый раз, когда начинался курс у кого-то. Но каждый раз надеешься - вдруг???
В Финляндии особенность семейных отношений в том, что дети никогда не живут с родителями с времён окончания школы. Так что страдания тут весьма относительные, если дети продолжают жить своей жизнью и отдельно. Больные-то падают на руки муниципального ухода. Раз в неделю можно без ора принести что-то в холодильник? Всё остальное делает наша служба. Да и холодильник бы через нас затаривался, если бы родные не упирались рогом, что "мы сами". При адекватных родственниках и дементики расцветают. Там же редко когда табула раса, обычно и воспоминания есть, и поддерживать нехитрый разговор могут. Таких любимых родственниками я лично сразу вижу, у них гораздо долше сохраняется личность, чем у тех, с кем родственники общаются "через не хочу".