Как я уже писала, Даремский кафедрал существует более или менее в том виде, в каком его построили норманны. Про более светлую викторианскую пристройку с барельевом доярок и коровы я уже писала, но невольная ирония состоит в том, что когда женщинам резрешили учиться в университете, именно в этой пристройке было женское общежитие. Сейчас общежития находятся полностью на территории замка, а в дворовых зданиях и пристройках обосновались разные кафедры.
читать дальшеВот эта вот башня, которая находится в состоянии ремонта, уже перестраивалась... в XV веке. Башня норманнов к тому моменту сильно уже пострадала под влиянием погоды и гроз. Сейчас вот снова ремонтируют. Кажется, молнии определенно обожают кафедрал, который, по-моему - самая высшая часть городка. Реконструкция пятнадцатого века умиляет и поражает туристов, потому что она совершенно неотличима от оригинальной части кафедрала. Почему-то поражает. Наверное, каждое поколение и каждая эпоха считают себя неизмеримо более развитыми, чем поколения и эпохи предыдущие. Забавное заблуждение.
Впрочем, почти сразу, как норманны отгрохали кафедрал, им пришлось его расширять. Случилось то, что случается и по сей день - не учли местных реалий. Архитекторы-то были приглашены из Франции. Изначально, бенедиктинские монахи настояли, чтобы совсем недалеко от входа, прямо на полу была выложена темным мрамором полоса, за которую женщинам запрещалось заходить. Но это же Англия, ребята, "варварская" страна)) Страна, где женщины изначально не были в рабском положении, и где настоятельницы женских монастырей имели огромное влияние в политике. Правда, монахи Дарема оказались стойкими, и заворачивали прочь даже королев, не заметивших черту, потому как не догадывались, что она есть - в других кафедралах таких маразмов не наблюдалось, очевидно. В частности, выгнали прочь королеву Филиппу, супругу Эдварда Третьего. Скандалюка потом была знатная. Но у монахов была причина чудить - институт принцев-епископов, о которых позже. Если вкратце, то королевскую власть в Дареме признавали весьма условно.
В общем, пришлось достраивать целую часовню, которую попытались назвать женской, но название не прижилось, и её всегда называли "Галилеей". Часовня изначально планировалась более легкой и более низкой пристройкой, так что стали её строить в восточной части кафедрала. Тем не менее, строения постоянно давали трещины, пока местные не достучались до сознания архитекторов, что сам-то кафедрал стоит на скальном грунте, а вот "Галилею" они упорно пытаются строить на грунте обычном. Онижеспециалисты, как водится, уперлись намертво против мнения каких-то там цивилов, и тогда кому-то в голову пришла светлая идея объявить трещины и оседания изъявлением божьей воли. В общем, пришлось строить часовню на западной стороне.
Я в эту Галилею попала в среду, когда всё смешалось в Даремском кафедрале из-за студентов, поэтому успела тайком щелкнуть (без вспышки) несколько интересных объектов. Например, меня удивил вот этот крест:

Но он, почему-то, удивил только меня, потому что в информации по кафедралу о нем ничего. Зато есть "чего" о том, что повыше креста, и что я просто не разглядела в полутьме, и не сняла - остатки фресок на тему мучеников за веру.

С фресками получалось обычное: их зашпаклевали и забелили во времена Реформации. Когда викторианцы, в свою очередь, соскабливали эту чертову побелку, большая часть фресок погибла. Отреставрировали
Предпринятая в наши дни попытка отреставрировать оставшиеся фрески тоже не удалась - любая краска просто впитывается в стену, не оставляя следа.
Необычны для соборов такого возраста и резные аркады "Галилеи" - кто-то из архитекторов явно побывал в Испании, что не было необычным для 1170-х.
Ещё меня впечатлила вот эта гробница:

То, что на фото выглядит золотыми чайками - это свежепозолоченные нимбы на триптихе. Уж и не знаю, было ли это так задумано. На самом деле, две части из трех выглядят так:

Две потому, что снимать-то запрещено, а снято явно с того же угла, с которого и я снимала, но ещё более сзади, из-за колонны. Ещё и копирайт прилепили
Говорят, изредка кафедрал, раз в году, допускает по свои своды фотографов, но именно эта фотография углом съемки говорит о том, что сделана она нелегально.
Гробница принадлежит епископу Дарема Томасу Лэнгли. Выходец из Миддлехема, дважды канцлер Англии, служащий трех королей-Ланкастеров (Генрихов IV-VI), практически - министр иностранных дел, отлученный от церкви епископ, псевдокардинал ложного папы, невероятно высокомерная личность, но и личность невероятной энергии. Прожил, кстати, 74 года, то есть, работа его не убила))
С одной стороны, Лэнгли нагло заблокировал вход из "Галилеи" в кафедрал своей гробницей. Сделал две другие двери. С другой стороны, именно он озаботился сделать массивные укрепления западной стены кафедрала, чтобы исключить опасность того, что всё здание когда-нибудь съедет в реку.
Правда, предшественник Лэнгли, Томас Хатфилд, был не менее полон сознания собственной важности. Он встроил свою гробницу в конструкцию "епископский трон" прямо в центре кафедрала! Мало этого, высота трона превышает любой другой епископский трон в христианском мире на целых 6 дюймов. Хатфилд специально отправлял людей замерять существующие, чтобы уж точно превзойти всех.