Про Французскую Волчицу сказано мало хороших слов. Я ещё не копалась в биографии Эдварда II настолько тщательно, чтобы составить свое мнение о том, каковы были на самом деле его отношения с женой. Судя по всему, он доверял ей достаточно, чтобы, себе на погибель, дать ей полномочия представлять английские интересы при дворе её отца. Тем не менее, какими бы ни были отношения между королем и королевой, Деспенсеров Изабель Французская ненавидела люто, и Элеанор де Клер она ненавидела ничуть не меньше, чем Хью.
печать Элеанор де Клерчитать дальшеВ ноябре 1326 года 34-летнюю Элеанор бросили в Тауэр. Она потеряла мужа, казненного жуткой казнью. Три её дочери, Элеанор, Джоан и Маргарет, были насильно отданы в монастыри. Старшая, Изабель, тогда была уже замужем, то есть её выдали детским браком за Ричарда Фиц-Алана, который и сам на момент женитьбы был не старше 15 лет. Учитывая, как не задался этот брак (муж полюбил другую, и потребовал расторжения брака на основании того, что его к нему принудили несовершеннолетним, а жену он никогда не любил и не хотел, и даже зачатие ребенка произошло под давлением его родителей, озабоченных продолжением рода), как-то невольно приходит в голову, что монастырь - не всегда худшая перспектива. Младшая, Элизабет, была годовалым ребенком, и поэтому тоже избежала монашеской вуали (у этой всё сложилось более чем). А старший сын и наследник Деспенсеров, Хью, продолжал сражаться в Уэльсе против войск королевы, осадившей Кайрфилли Кастл. Никто не знает толком, где был младший сын, Эдвард, которому все-таки было уже 16 лет.

Одно из фиктивных изображений Элеанор, сделанное для какой-то игры. Леди была бы в шоке от копны неухоженных волос, не убранных под приличный её статусу головной убор
В Тауэре Элеанор продержали два года. В феврале 1328 года её выпустили и даже вернули земли де Клеров. Наверное, королева Изабелла, правящая с Роджером Мортимеро от имени Эдварда III, посчитала, что Элеанор будет сидеть тихо, потому что сидеть в своем замке явно комфортнее, чем в королевском Тауэре. Тем более, что за леди пристально приглядывали, и она об этом знала. Но покорность никогда не была сильной стороной де Клеров. Не прошло и года, как королева получила известие, что леди Элеанор похищена... Уильямом де ла Зухом из Мортимера, тем самым, кто командовал арестом мужа Элеанор и осаждал её сына в Кайрфилли Кастл. Причем, всё указывало на то, что похищние было, по сути, побегом из-под надзора. Сказать, что узурпаторы запаниковали - это ничего не сказать. Не потому, что сам по себе барон де ла Зух был важен. А потому, что военные таланты барона и финансы ненавидящей королеву Элеанор могли быть поставлены на сторону молодого Эдварда III, которого парочка на троне уже мысленно приговорила. Но одно дело - убить коронованного короля, и совсем другое - усидеть на престоле после этого. Поэтому Элеанор срочно обвинили в краже драгоценностей из Тауэра (той, по-видимому, удалось переправить на волю свои же, конфискованные короной), и снова посадили в Тауэр.

Печать барона де ла Зуха
Потом королеве пришла в голову блестящая мысль, что лучше вырвать у гадюки ядовиные зубы, чем пытаться удержать её в клетке. Де Клеры (да и Деспенсеры) были в своих краях популярными лордами, и произвол по отношению к леди, носившей оба имени, ставил правящую парочку в очень неприятное положение. Поэтому в 1330-м леди Элеанор снова выпустили, но наложили штраф размером в 50 000 фунтов, которые должны были быть выплачены единовременно. По старинному закону, тем не менее, у любого должника был год на то, чтобы собрать выплату, а через год на троне уже сидел молодой король (и кузен) Эдвард III, который сначала уменьшил сумму штрафа до 10 000, потом до 5 000, но на самом деле, сумма никогда не была взыскана.
В этой истории есть ещё одна странная линия. Когда известие о похищении леди Элеанор де ла Зухом стали достоянием гласности, барон Джон де Грей де Розерфилд заявил, что он является законным мужем леди. Это можно бы было рассматривать как попытку королевы сделать брак Элеанор с де ла Зухом незаконным, если бы де Грей не продолжал настаивать на своем вплоть до представления дела в папский суд в 1333 году, который все-таки признал Элеанор де Клер женой дела Зуха. И что это было? Предполагаю, что это были титул 6-й леди Гламоргана и огромный феод в Глостершире. Или леди Элеанор, в свое время, решила не ставить всё свое будущее на одну лошадку. Дама, судя по всему, не страдала излишней нерешительностью.

изображение XV века то ли того де Грея, то ли другого
Или там все было настолько плохо?
я прошу прощения, если вопрос глупый, в эпохе ориентируюсь крайне слабо.
Спасибо вам, что рассказываете!
Мне казалось, что Изабелла с сыном первое время достаточно неплохо ладили, особенно на волне неприязни к Эдуарду II и его фавориту. Но с другой стороны, еще два-три года, и молодой король не захочет делить власть с матерью и ее любовником, что они оба, конечно же, понимали. А Роджер Мортимер тоже не собирался отказываться от достигнутого.
Отдавать власть сыну мать (и ее фаворит) не хотела. Учитывая, что они фактически были организаторами убийства отца молодого короля, Эдуарда II, а для укрепления своей власти, и его дяди Эдмунта графа Кента, ничего хорошего от законной передачи власти королю Эдуарду III они (особенно, Мортимер) ожидать не могли. Возможно, Эдуард III подозревал, что после отца и дяди он окажется третьей жертвой.
Кстати, так и вышло. Ничего хорошего Волчицу и ее любовника не ожидало. Король для приобретения законной власти вынужден был фактически организовывать путч, после чего казнил Марча по обвинению в государственной измене, а мать отправил под домашний арест.
Рыбе-Лис, лучше самой истории сюжет не напишет никто))
Рыбе-Лис, если подумать, то Войны Престолов - драматизированная компилляция из разных фигур и событий истории Англии.
Irina77, в первые года Эдварда и не спрашивали. Его и женили-то быстро, чтобы короновать и не дать власть совету. Я бы не стала безоговорочно верить во всеобщую неприязнь к Эдварду 2 и Деспенсерам - по какой-то причине, Десенсеры были дьявольски популярны в своих собственных владениях, а Эдварда 2 кто-то спас из Беркли (я об этом буду писать), и тут была такая массивная операция, что один фанат её бы не провернул. Деспенсера ненавидели родичи Эдварда 2, которые считали, что тот получает больше, чем они. А Мортимер потихоньку этих родичей стал давить, к тому же.
Atandakil,
Sarina_Amazon, очень беспокойная, как и вся её семейка. Поговаривали, что Изабелла действительно была беременна в момент путча в Ноттингеме. Потому-то ей надо было срочно избавиться от старшего сына, обвенчаться с Мортимером и сделать его консортом. Она хотела править, просто-напросто. Не сомневаюсь, что со временем Мортимер, расчистивший ей дорогу, тоже был бы убран со сцены.
alwdis, и благодаря этой истории у нас есть неисчерпаемый источник для фэнтези.
Киран, именно!
спасибо вам большое за эти исторические заметки!
Не надо, пожалуйста)) Не подавай идеи. А то вон один уже взял Войну Алой и Белой розы)
-Асфодель-, сначала он говорил о войне Роз, потом Толкином, теперь Дрюоном? Он уже сам не знает, что еще приплести для обоснуя?)
Вот думаю.... Может устроим соавторство и напишем фентези на этой основе))
Вот интересно, это действительно было реально в ее ситуации? Понятно, что введенное Филиппом V салическое право (ага, "негоже лилиям прясть"), в Англии не действовало. Но с другой стороны, это уже гос.переворот и смена династии на троне. Если как раз от законного наследника и избавятся.
Плантагенеты-то давно уже "англичане" свои в доску, несмотря на анжуйские корни. Тогда как "французские" французы Капетинги - там явно не слишком желанные товарищи (кмк). Да еще "выскочка" Мортимер. Ладно бы еще Изабель рассчитывала на поддержку своих братьев, но к тому времени они все уже умерли. Правда, оставался кузен...
Irina77, а кто сказал, что она была умной женщиной?)) Она была успешной интриганкой, но... Вот устроили она во Франции шухер с теми изменами жен братьев - и что? Ей кто-то был благодарен? Она что-то получила в результате для себя? Нет. Муж дал ей практически на откуп внешнюю политическую дипломатию, она могла бы многое сделать. Но что сделала она? Нашла гоблина-любовника, и свергла мужа. И что получила? Ссылку и домашний арест. Офигеть карьера.
Ничего бы у неё не получилось в любам случае. Нашли бы родственника по мужской линии и посадили бы на трон его. У Маргарет Бьюфорт вот тямы хватило понять свои возможности и через несколько сотен лет: женщина может править через мужчин. Не более того. Даже Элизабет I сколько крови государственные мужи выпили!
MirrinMinttu, того самого, это же изображение из манускрипта о рыцарях-основателях Ордена Подвязки. А Джон де Грей, 2-й барон Ротерфилд входил в состав основателей, как, кстати, и Роджер Мортимер, 2-й граф Марч, внук казненного Мортимера-любовника Французской волчицы.
MirrinMinttu, а правда ли, что Эдвард II заставлял Изабеллу принести присягу на верность своему фавориту Хью Диспенсеру-младшему? Тут я понимаю Изабеллу - я бы тоже взбеленилась.
И были ли у Изабеллы с Мортимером реальные основания расчитывать в своих планах на согласие младшего принца Джона участвовать в их заговоре? Хотя... его и в темную могли использовать: вот трон освободился - занимай и слушайся маму, она плохого не посоветует.
Про него не сильно много известно, но с подачи матери его делали "хранителем королевства" на время отсутствия Эдварда III в стране. Английские историки обычно называют Джона довольно преданным своему брату очень образованным молодым человеком с блестящей военной карьерой. Эдвард вёл переговоры о достойном браке брата с французским и кастильским королевскими дворами. Но вот про смерть Джона в 20-ти летнем возрасте шотландцы пишут, что это однозначно Эдварда рук дело (но им веры особенно нет - Джон с Эдвардом воевали с ними и нагадить англичанам хотя бы информационно это ж святое дело), а англичане то пишут, что он умер от лихорадки в шотландском Перте, то - от ран там же в Перте, после очередной стычки с шотландцами.