Do or die
С вашего позволения, я оставлю за рамками своего рассказа все архитектурные тонкости строительства собора. С моей точки зрения, архитектурно Глостерский кафедрал - настолько прекрасное сооружения, что описывать его с этой точки зрения должен профессионал. От себя я покажу только довольно необычную деталь - напротив обоих входов, с галереи и с улицы, в верхних частях арок, расположено изображение рассвирепевшей кошки.

читать дальшеЭто - чистой воды привет тому, что церковь вскоре назовет предрассудками. Строители верили, что кошка может отпугнуть злые силы, которые будут пытаться проникнуть в церковь аббатства, чтобы смущать прихожан и монахов. Именно поэтому долго ещё кошка будет считаться единственным подходящим для роли компаньона-любимца монахов и монахинь животным.

Забавно, что пока я ждала Алисон, штатного сотрудника кафедрала, которая должна была меня провести по "местам славы", то видела в открытую дверь, как мимо дверей продефилировала абсолютно черная кошка! Скорее всего, это была Флора, одна из двух кафедральных кошек (другую, полосаточку, зовут Бонни), обходившая дозором свои владения. И относительно первой фразы - так просто получилось, что работники кафедрала дежурят иногда, проводя экскурсии, и в то утро мне повезло, я была единственной желающей. Мы смогли не спеша обойти разные интересные места и посплетничать об Эдварде II и Генри VIII за рамками официальных мнений (и в рамках тоже).
После Серло, аббатом в Глостерском аббатстве св. Петра стал некто Питер, о котором не известно ничего интересного кроме того, что постройка и перестройка новой церкви продолжалась - в 1101 году там сгорела крыша, и был ещё один пожар, в 1122 году. Но тогда аббатом был уже Вильгельм Годемон, который является более интересной фигурой, чем занятый сугубо делами аббатства Питер. Для начала, Вильгельм Годемон был посвящен именно этому аббатству родителями, когда ему было семь лет. Тогда вообще было популярно среди рыцарей и богатых горожан посвящать детей церкви, сопровождая посвящение крупным даром. Практика была обычной в начале и середине одиннадцатого века, и как-то иссякла к началу двенадцатого, хотя, разумеется, знатные фамилии продолжали заботиться о том, чтобы остаться представленными в духовенстве, просто форма вступления на стезю изменилась. Интересующихся деталями отсылаю к книге The Monastic Order in England: A History of Its Development from the Times of St Dunstan to the Fourth Lateran Council 940-1216, Dom David Knowles (он много чего интересного по вопросу написал и о более поздних периодах, этот ученый монах-священник-историк-профессор в Кембридже).

Подсвечник из сплава меди с серебром, с гравировкой "Burden of light, work of virtue, brilliantly shining teaching preaches so that Man may not be darkened by sin", дар аббатству от аббата Питера, детали смотреть здесь: www.vam.ac.uk/content/articles/g/gloucester-can...
Пожар 1122 года знаменит тем, что начался он во время мессы: молния ударила в деревянный шпиль церкви аббатства, как раз когда дьякон затянул Jesus passing. Увы, я не знаю, что это за псалм, но, поскольку несчастье приключилось в среду 8 марта, это может быть связано с одной из служб Великого Поста (сама Пасха в том году пришлась на 26 марта).
Второй момент, которым отличилось Глостерское аббатство при Вильгельме Годемоне, было празднование даты непорочного зачатия девы Марии, и это не такой уж малозначимый момент, как может показаться. Догма о непорочном зачатии Марии стала официальной версией католической церкви только в 1854 году, когда Пий IX это огласил специальным вердиктом. Тем не менее, ряд католических церквей не согласился с тем, что папа может выносить решения по данному вопросу. Потому что единогласия, является ли зачатие Марии непорочным в принципе, или было объявлено свободным от первородного греха благодаря искуплению грехов человечества её сыном, не было со времен Отцов Церкви.

Литая купель XII века из церкви св. Джеймса в Llan Cewydd, находится в Глостерском кафедрале около семидесяти лет.
И нет, речь не идет о зачатии Иисуса Марией, а о зачатии самой Марии. Появилась ли она на свет естественным, так сказать, путем, и затем была освобождена от пятна первородного греха искуплением своего сына, или же её мать зачала Марию каким-то мистическим путем, без "помощи" первородного греха? Норманны верили именно в это, и поведение св. Анны стало ещё одним камнем преткновения между Бернардом Клервосским и норманнскими традициями, потому что Клервосский ни в коем случае не верил, что св Иоахим в рождении девы Марии не участвовал. Более того, богослов употребил слово "либидо", дав понять, что так не бывает: что либидо есть, а греха нет. Он даже не подозревал, что его сказанные в запале диспута слова через сотни лет станут целым направлением культуры поведения замужней женщины, отрицающей либидо ради спасения от первородного греха. Впрочем, большинство из них уже ничего не знали о горячих средневековых диспутах по поводу либидо св. Анны, а просто уяснили в процессе воспитания, что порядочная женщина поддерживает физическую сторону брака исключительно покоряясь несовершенству мужской природы и ради продолжения рода.

Купель, сделанная викторианцем Скоттом, стыдливо спрятана в крипте, поскольку выполнена в типичном для этого реставратора "вокзальном" стиле, категорически не сочетающимся с прочей обстановкой средневекового собора. Во времена аббатства, разумеется, никаких купелей в кафедрале не было вообще.
Особенностью Глостерского кафедрала является отсутствие так называемой "ночной лестницы", по которой монахи могли передвигаться между общежитием и церковью на ночную службу. Им приходилось идти по галереям, которые во времена Тюдоров были украшены красивыми стеклами, но в средние века никакой защиты от капризов погоды не имели.




Ну и ещё в 1134 году умер Роберт Куртгёз. Похоронили его в Аббатстве, в часовне. Где - точно не установлено. Алисон сказала "мы считаем, что он захоронен где-то здесь"

Знаменитое надгробье было установлено, скорее всего, уже при Ричарде I, собиравшимся в Третий крестовый. И надгробью этому повезло. Поскольку Роберт был героем Первого крестового, кромвелевцы его не разнесли. Правда, как я поняла, "клетка" над надгробьем - дело рук именно протестантов, отрицающих, так сказать, прямой контакт смертных с Небесами. "Чтобы не было слишком много блеска", - вздохнула Алисон.

Сравните с тем, как обошлись с надгробьем рыцаря, чью личность историки кафедрала еще не установили. Мало того, что были сбиты все геральдические знаки и украшения, так ещё и были отрублены сложенные в молитве руки. В нормальном состоянии, над такими надгробьями обычно изображали синее небо с золотыми звездами. Как видите, у войны с памятниками долгие традиции.


читать дальшеЭто - чистой воды привет тому, что церковь вскоре назовет предрассудками. Строители верили, что кошка может отпугнуть злые силы, которые будут пытаться проникнуть в церковь аббатства, чтобы смущать прихожан и монахов. Именно поэтому долго ещё кошка будет считаться единственным подходящим для роли компаньона-любимца монахов и монахинь животным.

Забавно, что пока я ждала Алисон, штатного сотрудника кафедрала, которая должна была меня провести по "местам славы", то видела в открытую дверь, как мимо дверей продефилировала абсолютно черная кошка! Скорее всего, это была Флора, одна из двух кафедральных кошек (другую, полосаточку, зовут Бонни), обходившая дозором свои владения. И относительно первой фразы - так просто получилось, что работники кафедрала дежурят иногда, проводя экскурсии, и в то утро мне повезло, я была единственной желающей. Мы смогли не спеша обойти разные интересные места и посплетничать об Эдварде II и Генри VIII за рамками официальных мнений (и в рамках тоже).
После Серло, аббатом в Глостерском аббатстве св. Петра стал некто Питер, о котором не известно ничего интересного кроме того, что постройка и перестройка новой церкви продолжалась - в 1101 году там сгорела крыша, и был ещё один пожар, в 1122 году. Но тогда аббатом был уже Вильгельм Годемон, который является более интересной фигурой, чем занятый сугубо делами аббатства Питер. Для начала, Вильгельм Годемон был посвящен именно этому аббатству родителями, когда ему было семь лет. Тогда вообще было популярно среди рыцарей и богатых горожан посвящать детей церкви, сопровождая посвящение крупным даром. Практика была обычной в начале и середине одиннадцатого века, и как-то иссякла к началу двенадцатого, хотя, разумеется, знатные фамилии продолжали заботиться о том, чтобы остаться представленными в духовенстве, просто форма вступления на стезю изменилась. Интересующихся деталями отсылаю к книге The Monastic Order in England: A History of Its Development from the Times of St Dunstan to the Fourth Lateran Council 940-1216, Dom David Knowles (он много чего интересного по вопросу написал и о более поздних периодах, этот ученый монах-священник-историк-профессор в Кембридже).

Подсвечник из сплава меди с серебром, с гравировкой "Burden of light, work of virtue, brilliantly shining teaching preaches so that Man may not be darkened by sin", дар аббатству от аббата Питера, детали смотреть здесь: www.vam.ac.uk/content/articles/g/gloucester-can...
Пожар 1122 года знаменит тем, что начался он во время мессы: молния ударила в деревянный шпиль церкви аббатства, как раз когда дьякон затянул Jesus passing. Увы, я не знаю, что это за псалм, но, поскольку несчастье приключилось в среду 8 марта, это может быть связано с одной из служб Великого Поста (сама Пасха в том году пришлась на 26 марта).
Второй момент, которым отличилось Глостерское аббатство при Вильгельме Годемоне, было празднование даты непорочного зачатия девы Марии, и это не такой уж малозначимый момент, как может показаться. Догма о непорочном зачатии Марии стала официальной версией католической церкви только в 1854 году, когда Пий IX это огласил специальным вердиктом. Тем не менее, ряд католических церквей не согласился с тем, что папа может выносить решения по данному вопросу. Потому что единогласия, является ли зачатие Марии непорочным в принципе, или было объявлено свободным от первородного греха благодаря искуплению грехов человечества её сыном, не было со времен Отцов Церкви.

Литая купель XII века из церкви св. Джеймса в Llan Cewydd, находится в Глостерском кафедрале около семидесяти лет.
И нет, речь не идет о зачатии Иисуса Марией, а о зачатии самой Марии. Появилась ли она на свет естественным, так сказать, путем, и затем была освобождена от пятна первородного греха искуплением своего сына, или же её мать зачала Марию каким-то мистическим путем, без "помощи" первородного греха? Норманны верили именно в это, и поведение св. Анны стало ещё одним камнем преткновения между Бернардом Клервосским и норманнскими традициями, потому что Клервосский ни в коем случае не верил, что св Иоахим в рождении девы Марии не участвовал. Более того, богослов употребил слово "либидо", дав понять, что так не бывает: что либидо есть, а греха нет. Он даже не подозревал, что его сказанные в запале диспута слова через сотни лет станут целым направлением культуры поведения замужней женщины, отрицающей либидо ради спасения от первородного греха. Впрочем, большинство из них уже ничего не знали о горячих средневековых диспутах по поводу либидо св. Анны, а просто уяснили в процессе воспитания, что порядочная женщина поддерживает физическую сторону брака исключительно покоряясь несовершенству мужской природы и ради продолжения рода.

Купель, сделанная викторианцем Скоттом, стыдливо спрятана в крипте, поскольку выполнена в типичном для этого реставратора "вокзальном" стиле, категорически не сочетающимся с прочей обстановкой средневекового собора. Во времена аббатства, разумеется, никаких купелей в кафедрале не было вообще.
Особенностью Глостерского кафедрала является отсутствие так называемой "ночной лестницы", по которой монахи могли передвигаться между общежитием и церковью на ночную службу. Им приходилось идти по галереям, которые во времена Тюдоров были украшены красивыми стеклами, но в средние века никакой защиты от капризов погоды не имели.




Ну и ещё в 1134 году умер Роберт Куртгёз. Похоронили его в Аббатстве, в часовне. Где - точно не установлено. Алисон сказала "мы считаем, что он захоронен где-то здесь"

Знаменитое надгробье было установлено, скорее всего, уже при Ричарде I, собиравшимся в Третий крестовый. И надгробью этому повезло. Поскольку Роберт был героем Первого крестового, кромвелевцы его не разнесли. Правда, как я поняла, "клетка" над надгробьем - дело рук именно протестантов, отрицающих, так сказать, прямой контакт смертных с Небесами. "Чтобы не было слишком много блеска", - вздохнула Алисон.

Сравните с тем, как обошлись с надгробьем рыцаря, чью личность историки кафедрала еще не установили. Мало того, что были сбиты все геральдические знаки и украшения, так ещё и были отрублены сложенные в молитве руки. В нормальном состоянии, над такими надгробьями обычно изображали синее небо с золотыми звездами. Как видите, у войны с памятниками долгие традиции.

@темы: Англия
люблю такие баги)
Я как обычно, никакой романтики
Спасибо!!!
Спасибо за рассказ!
tamsa_lt, всегда пожалуйста!
tanya-salpe, поручик Ржевский, не знающий романтики
Рыбе-Лис, он такой кружевной внутри!
Anchor,
Гэллинн, я всегда поражалась в случае этого Оливера Кромвеля - как же нужно было ненавидеть историю и культуру своей страны, чтобы так методично её уничтожать!
snou_white, это да.
Merelena, да, я и сама не знала раньше относительно момента с рождением св. Марии. Не задумывалась. А богословы вот как глубоко рыли, оказывается.
дьякон затянул Jesus passing
Со стороны молнии было весьма грубо нарушить службу во время такого вдохновенного псалма!
В коментах и слова есть.
Хотя музыка и стихи в то время были другими, авторы варианта, который сейчас в сети висит, жили в XiX веке. Но думаю, суть была та же: Иисус проходит свой путь ради нашего спасения, впусти его в свое сердце.
Music: W. Howard Doane.
Words: Fanny Crosby
..
читать дальше
однозначно))
собственно, если говорить о верующих христианах - то тут есть весьма мрачное объяснение:
Иов 36:32 Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить.
*Подсвечник восхитительный просто*