О том, что определенные профессии вызывают определенные заболевания, люди знали издревна. Во всяком случае, в начале седьмого века Павел Эгинский уже уверенно классифицировал, что кальцинирование легких и кровохаркание - профессиональная болезнь людей, работающих среди пыли (с камнем, металлом, в шахтах). В 1290-х, Арнольд из Виллановы писал, что не только кузнецы, но и глянцовщики, метельщики, мастера по позолоте и прочие ремесленники имеют свои профессиональные заболевания. Причем, Павел Эгинский был отнюдь не теоретиком, чьи наблюдения основывались на особенностях популяции родного городка. Этот физиатр колесил по городам, весям и странам, работая и наблюдая здесь и там. Помимо прочего, он имел громкую репутацию в среде арабов, где его, как и в Европе, не забывали на протяжении всех Средних веков. А что касается уровня, то его описание фиксации грыжи достаточно близко к современной методике.
Не смотря на утверждение Википедии, что Павел Эгинский выглядел именно так, думаю, что это - картинка шестрадцатого века с обложки его работы Epitomes iatrikes biblia hepta, или Медицинский сборник в семи книгахчитать дальшеПоколесил по свету и Арнольд из Виллановы (1240–1311), автор знаменитого «Салернского кодекса здоровья», и кучи прочих полезных трактатов, которому в Монпелье дали медицинскую кафедру, хотя к церкви он имел лишь то отношение, что первое свое образование получил в доминиканском монастыре. Это к вопросу о социальных лифтах в эпоху Средневековья. Они были, причем ведущие на самый верх, в паские дворцы - но только для исключительно одаренных детей, которых при монастырях и отбирали из толп сверстников, более или менее прилежно штурмующих искусство чтения (писать их на этом этапе не учили, большинству это искусство и не нужно было). И такому хорошему врачу как Арнольд из Виллановы дозволялось многое. Даже будучи обвиненным в ереси (влез в церковный реформистский междусобойчик и нажил врагов), он был вытащен ко двору Бонифация VIII самим папой. Да что там, трех пап лечил он, и трех королей, и был не только врачем, но и дипломатом. Очень советую этот "Салернский кодекс здоровья" хотя бы здесь: www.wysotsky.com/0009/057.htm, он до сих пор актуален:
Руки, проснувшись, омой
и глаза водою холодной,
В меру туда и сюда походи,
потянись, расправляя
Члены свои, причешись
и зубы почисти. Все это
Ум укрепляет и силу вливает
в прочие члены.
Ванну прими, а поев, походи
иль постой; охлажденья
Бойся. Источников гладь
и трава - глазам утешенье;
Утром на горы свой взор обрати,
а под вечер - на воды.
Меньше известен муниципальный врач Аугсбурга Ульрих Элленбог (1430-1499), написавший третиз об индустриальной гигиене для золотых дел мастеров, мастеров, работающих с драгоценными камнями, и прочих работающих с металлом, среди вредоносных паров. Элленбог тоже имел довольно широкий кругозор: учеба и практика в Вене, Гейдельберге, Павии, работа в Биберахе, Меммингене, Равенсбурге. Был врачом епископа в Аугсбурге и личным врачом герцога Сигизмунда Тирольского. Сын портного, кстати. Снова к вопросу о социальных лифтах и о том, существовала ли в Средние века профессиональная муниципальная медицина. О муниципальной, бесплатной медицине чуть позже будет подробнее.
Ещё одна область работы, вредоносно влиявшая на здоровье аж до самых 1960-х, была работа с текстилем. К пыли и влажности здесь добавлялась монотонная нагрузка на определенные суставы и сухожилия, а уж работа с красителями тканей добавляла свою нюансы в букет профессиональных заболеваний ткачей. Как ни странно, первое свидетельство дошедшей до нас тревоги о состоянии здоровья работников текстильного ремесла принадлежит не врачу, а поэту - Кретьену де Труа, упомянувшего убийственные условия работы, а также, особенно, о трагических условиях существования прядильщиц, заработка которых не хватало даже на сносное питание. Не вполне то, чего ожидаешь от "отца куртуазного романа", но и ему, по-видимому (как и его читателям), озабоченность социальными проблемами была не чужда. Собственно, именно его читательницы, лично занимающиеся персональной благотворительностью и своими глазами видящие, в каких условиях живут и страдают объекты этой благотворительности, могли оценить гражданскую позицию поэта. Впрочем, гильдии ткачей как максимум к пятнадцатому веку стали устраивать в ткацких мастерских комнаты, где работники периодически отдыхали и отогревались.
А другой писатель, Томас Хокклев (1368-1426) описывал профессиональные болезни переписчиков - больная спина, боли в животе, меркнущее зрение.
Собственно, уже выбор святых-покровителей каждой гильдией много говорит о том, какими профессиональными заболеваниями страдали ремесленники Средневековья. Св. Андрей, покровитель рыбаков, "отвечал" за облегчение ревматических проблем, св. Николай, покровитель лодочников и моряков - за выздоровление от простуд, лихорадки, ревматизма, подагры. Кожевенники, чьи глаза страдали от испарений материалов обработки кож, выбрали себе в покровители святого епископа Гимеру из Каркассона, который исцелял заболевания глаз и даже слепоту. А вот косари считали своим покровителем св. Вальстана, избавляющего от хромоты.
@темы:
"Заумь",
истории о медицине
мне казалось что на картинке женщина
Составителей Википедии не смутил женский портрет)
профессиональные болезни переписчиков - больная спина, боли в животе, меркнущее зрение
Со спиной и зрением понятно. Но боли в животе? Из-за сколиоза?
выбор святых-покровителей каждой гильдией много говорит о том, какими профессиональными заболеваниями страдали ремесленники Средневековья
Не рассматривала этот факт с такой точки зрения. Надо же.
Спасибо)
Может из-за запоров? Это частое продолжение сидячей работы.