Жители городов средневековой Европы не слишком-то отличались от нас сегодняшних, поэтому все известные нам проблемы городской жизни занимали и их тоже. В частности, безопасность родной среды обитания, что требовало определенных усилий в области социальной поддержки тех, кто не мог о себе позаботиться. И тогда, как и сейчас, за этими усилиями стояли не только и не столько гуманизм, но здравый смысл. Чтобы солдаты храбро защищали город, они должны быть уверены, что город не оставит их заботами, если в процессе случится увечие. Что касается бедноты, сбежавшейся под защиту городских стен и потерявшей всё, то никому не нужны были отчаявшиеся и больные люмпены в подворотнях. Соответственно, городским властям просто приходилось обеспечивать самой неблагополучной части населения бесплатное медицинское обслуживание, способным работать - работу, а прочим - всякого рода благотворительность.

Blind beggar and his dog@BLMedieval Royal 10 E IV f. 110r (из
twitter.com/melibeus1)
читать дальше
Во Флоренции, муниципальные врачи нанимались городом. В первую очередь - для медицинской помощи пострадавшим в битве солдатам. Благодаря описанию военных действий между Флоренцией и Сиеной в 1260 году известно, что, в зависимости от степени тяжести ранения, солдат свозили либо в ближайший населенный пункт, либо транспортировали домой, где их лечение оплачивалось Флоренцией. Иногда бывало так, что пострадавший платил сам, а Флоренция затем возмещала затраты. Тут, надо заметить, ситуация была интересна ещё и тем, что недостатка во врачах не ощущалось - все хотели напрактиковаться и стать мастерами в крайне востребованном там и тогда ремесле, так что лечение переломов и раздробленных конечностей в Северной Италии было реально на высоте.
Как раз о вышеупомянутой категории населения (солдаты, рабочие, и деревенский люд, нашедший защиту за городскими стенами) озаботились власти Болоньи в 1214 году, сделав для них медицинское обслуживание бесплатным и учредив для этой цели должность городского врача. Им стал Уго из Лукки (Уго Боргоньони, уже упоминавшийся ранее), которому город платил за работу с бедными. Впрочем, мэтр Боргоньони лечил и богатых, но за деньги. Похоже, Больнья была первой в деле итальянского муниципального здравоохранения, но за ней последовали и остальные, так что в пятнадцатому веку бесплатное медицинское обслуживание бедноты стало в северных частях Италии нормой. Впрочем, постепенно ситуация как-то трансформировалась таким образом, что практикующие врачи стали оказывать бесплатную помощь уже не получая дотаций от города, а за свой счет.
И ещё одна особеность: большинство муниципальных врачей были практикующими хирургами. Доктор Мецлер считает, что это объяснялось двумя причинами: переломы и вывихи были наиболее часто встречающейся проблемой, в результате которой немедленное вмешательство врача было необходимо, и они были наиболее легко исправляемой проблемой. С моей точки зрения, есть ещё один фактор: все доктора-медики, имевшие университетское образование, были, в первую очередь, физиатрами с интересом к хирургии. Так что лечили они не только переломы, конечно. Но можно не сомневаться, что в случае хронических заболеваний внутренних органов с беднотой врач особо не возился, а вверял бедолаг заботам местных монастырей - предписания о щадящем образе жизни и режиме питания совершенно не вписывались в реалии этой части населения.
Что касается армейских врачей, учавствоваших в походах вместе с армией, и о помощи получившим ранение во время похода, материалов просто-напросто мало. Это могло означать, что медчасть в средневековых армиях была делом обычным, не стоящим особого упоминания (как и пресловутый банно-прачечный вопрос). Тем не менее, это будет только предположением, а в качестве фактов у нас всего несколько упоминаний. Так сохранилась расходная запись, согласно которой Эдвард I Английский отправил домой за королевский счет раненного в шотландском походе пажа Харви де Корнубию, выделив ему сумму и на лечение. И упоминание некоего "мастера Томаса" в письме Ральфу, епископу Чичестерскому, которое было написано раньше 1230 года. В письме мастера Томаса хвалили как чрезвычайно полезного в деле лечения ран, полученных при осаде какого-то замка, заодно рассуждая, что наличие армейских врачей реально желательно во всех походах.
Но в армии был также медицинский персонал, который именовался "хирурги-аматеры", то есть люди, умевшие лечить раны, но не имевшие профессионального образования. Похоже, что этому умению обучались, как минимум, некоторые рыцари из духовных орденов. Ги де Шолиак, в частности, аргументирует за стерилизацию бинтов и инструментов алкоголем, ссылаясь на опыт "немецких рыцарей". Во всяком случае, Вольфрам фон Эшенбах в своем «Парцифале» описывает одного героя, рыцаря Гавейна, мастером исцеления ран и знатоком целебных растений. Опять же, можно предположить, что такие рыцари-хирурги-аматёры оказывали помощь всем страждущим во время походов, бесплатно, но, опять же, редкие одиночные упоминания не дают исчерпывающей картины.
На этом месте я не могла не удивиться, почему д-р Мецлер ничего не пишет о монастырских лечебницах и о тех же орденских больницах, но дело, очевидно, в том, что её темой является инвалидность в Средневекой Европе, а не состояние медицины в целом.
@темы:
"Заумь",
истории о медицине
Надо же, бесплатную медицину для небогатых придумали уже к 15-му веку. А я наивно думала, что только к 20-му.
Другое дело, что это было добровольное дело города или врачей.
Спасибо!
читать дальше
Ходящие "жители" должны были, помимо молитв, ещё ухаживать за лежачими, помогать вести хозяйство и соблюдать массу правил. Обычно шпиталь имел целый двор с хозяйством, огородом, прачечной, скотом. Обязательно свой колодец или речка.
читать дальше
О наличии постоянных врачей в таких учереждениях я информации не встречала. А ещё туда могли поступить жителями добровольцы, отдавшие все свое хозяйство за "спокойную старость". Их там кормили, ухаживали. Но молится и солблюдать правила они тоже должны были. И спиталь это не госпиталь, не больница. Просто социальное учереждение.
Anna-23-11, а началось и вовсе в тринадцатом веке!
Anna-23-11, шпитали были в каждом городе и содержались в большей части на пожертвования горожан. Чтобы заслужить местечко в раю надо было совершать что-то богоугодное. Лучше всего строить церкви. Но и жертвовать на шпитали тоже хорошо. И город чище.