Do or die
Поскольку историкам мало просто хладнокровно перечислять апостольские и другие исцеляющие чудеса, зафиксированные свидетелями, попытки понять их с медицинской точки зрения были, есть и будут. И, как следствие, были, есть и будут попытки рассматривать чудесно исцеленные инвалидности не как реальные физические состояния, а как некие иносказания для состояний духовных. По мнению д-ра Мецлер, это происходит из-за неспособности медицины (как современной, так и средневековой) решать проблемы инвалидностей именно медицинским путем. Соответственно, их отжимают в дальний угол под неопределенным названием «реабилитация», с глаз долой, где они становятся более социальными, нежели медицинскими случаями.



Св. Мартин делится плащом с нищим

читать дальше

@темы: "Заумь", истории о медицине

Комментарии
19.05.2020 в 19:38

Debes, ergo potes
надумал проверить, приросла ли отрубленная голова святого короля-мученика Эдмунда к телу
Ишь какой любознательный :gigi:
19.05.2020 в 20:43

Do or die
Merelena, о да! Но говорит о том, что и аббаты не были тупыми фанатиками. Хотя сильно подозреваю, что он просто хотел голову загнать кому-то в рамках программы обмена мощами. Это ж была ценность почище золота, потому что она приносила золото! Я только одного не понимаю - как? Король Эдмунд погиб в 869-м году. Леофстан стал аббатом в 1044 году. Допустим, именно тогда он решил провести инвентаризацию. Так что мы имеем 75-летние бальзамированные останки, пусть даже завернутые в саван, и в свинцовом гробу. И два мужика не смогли им голову открутить? Я допускаю, что головы там и не было, ведь с чего-то легенда о ней появилась совершенно отдельно. С другой стороны, останки святых осматривали регулярно. Этого осматривали при переносе из Лондона в 926 году, и тогда записали, что раны от стрел зажили, голова приросла, и тело выглядит телом заснувшего человека. В последний раз останки инспектировали в 1198 году. Такое в принципе может быть? Такие техники бальзамирования?

А потом реликвию спер, после битвы при Линкольне в 1217 году, наш друг Валеран де Мёлан, и увез в Тулузу:-D
19.05.2020 в 22:07

Ну так чешите за ухом Чеширского Кота...
Насчет забившей ключом крови... ну, это ж не значит, что брызнуло фонтаном, как из артерии (раз, помню, уколола палец - ну и хотела сразу выжать кровь. А оно как брызнуло фонтанчиком на добрый локоть... Офигела я тогда изрядно. Закрылось, правда, моментально - укол ведь все-таки, не надрез)? Возможно, внутри опухоли дополнительно было кровоизлияние и наполненная кровью из лопнувшего сосуда/сосудов полость - и вылилась именно та кровь. А направивший девицу за чудом врач не разобрался - может быть, это было вообще невозможно определить, а странствующему повезло вскрыть опухоль наилучшим образом.
19.05.2020 в 22:16

Do or die
tanda-mif-chgk, зависит от того, где была опухоль, конечно. Надеюсь, девица все-таки до конца излечилась. Встретившийся ей врач явно был опытнее. Может, и знал, что делал.
20.05.2020 в 13:33

Ну так чешите за ухом Чеширского Кота...
MirrinMinttu, это да. Поди пойми, что и как там было... ясно только, что опухоль была не внутренних органов, а где-то снаружи, раз ее можно было видеть и вскрыть.
20.05.2020 в 14:49

Do or die
tanda-mif-chgk, да вот без уточнений эта история, в том и проблема с этими исцелениями.
20.05.2020 в 15:31

...Такое в принципе может быть? Такие техники бальзамирования?/i>
MirrinMinttu, да, интересно. Надо поискать сведения об останках Эдварда Исповедника: что известно про их состояние и сохранность. Он хоть и жил на полтораста лет позднее, но может какие-то техники уже тогда были.
А вообще, помятуя о незавидной судьбе Леофстана, я бы в это непростое время поостереглась что-либо непочтительное про Святого Эдмунда говорить))) Между прочим, он святой покровитель при различных пандемиях!!! Во многих британских СМИ сейчас о нём вспомнили.


Кстати, пару лет назад администрация Бери-Сент-Эдмундс вознамерилась найти мощи Святого Эдмунда, спрятанные монахами во времена разрушения монастырей при Генри VIII. Ну, то, что осталось от них. Часть-то в Тулузе должна где-то быть (именно там его и признали защитником от всякой заразной заразы - он очень помог городу во время чумы). Кроме того, говорят, что и в замке Арундел что-то есть из его мощей. Предполагают, что мощи спрятали в железном ящике на месте, где сейчас в Бери-Сент-Эдмундс теннисные корты расположены, и их надо куда-то перенести, чтобы уж потом там всласть покопаться.
www.eadt.co.uk/news/could-the-reamins-of-suffol...

НО!!! Собор в немецком Аахене сейчас достал из хранилищ и срочно наводит лоск на реликварий Святой Короны, утверждая, что именно она является святой покровительницей от пандемий (и от коронавируса в том числе, естественно). Развернулись нешуточные споры: чой-то она святой патрон при заразных заболеваниях - никогда раньше за ней этого не водилось. Но немецкие святые отцы сказали - а теперь запросто может ею стать. Вон, папа Пий XII в 1958 назначил Святую Клару покровительницей телевидения и ничего - стала. И неважно, что жила в XII веке. Где это сейчас современных святых найдешь - ответственных, надёжных и проверенных?
Немецкие музейщики-хранители аахенской сокровищницы напустили на себя научный вид и, конечно, заявили, что давно планировали выставить реликварий Святой Короны, что пандемия ковида - это чистое совпадение и вообще, XXI век на дворе - вы о чем? Но мы-то зна-а-аем... А ты - "средние век-а-а, средние век-а-а..." Приспичило, сразу же всех святых на помощь призвали)))

www.mentalfloss.com/article/621871/st-corona-pa...

www.google.com/amp/s/mobile.reuters.com/article...

А Святой Эдмунд был долгое время святым покровителем Англии, пока король Эдвард III не замутил свой Орден Подвязки и не сделал Святого Георгия его покровителем, а заодно и покровителем всей Англии. В Англии периодически возникает движение за то, чтобы вернуть это звание Святому Эдмунду. Кроме того, Святой Эдмунд является святым покровителем королей. Но уже последние короли Плантагенеты про него стали подзабывать. Хотя маленького Ричарда II изобразили вместе с ним.

Эдмунд слева, со стрелой в руке.

Кстати, Святой Эдмунд и в православии почитается. Правда, он местночтимый только в Берлинской епархии, почему-то. Но если свои святые уже не справляются, то можно попросить и проверенных за рубежом. А то у нас какой-то мор среди священников идёт, аж Дивеевский монастырь со всем Дивеевым на карантин закрыли.

20.05.2020 в 18:36

Do or die
Fotheringhay, можно-можно, хуже-то точно не будет)) Правда, с символами веры та проблема, что они помогают тогда, когда в них ВЕРЯТ. А это состояние души всегда было редчайшим. Даже тогда, когда люди поголовно и нормально, но обыденно верили. Я вполне допускаю, что существуют святыни, способные практически на всё, но активировать их к действию должен человек, который ВЕРИТ. Поэтому-то святых у нас и не очень много.

А в православных церквях и монастырях не целования ли икон свою роль играют?
20.05.2020 в 18:38

Debes, ergo potes
он просто хотел голову загнать кому-то в рамках программы обмена мощами.
А вот это очень даже возможно...
20.05.2020 в 20:26

Жить - удовольствие.
чего-то оч напоминает эта проверка мощей подвиг из разряда дружеской попойки
без всякой глубокой мысли ))
20.05.2020 в 20:53

Do or die
Merelena, ещё как может!

LenaElansed, кстати, как вариант. Обмывали назначение, и потянуло на подвиги:-D
21.05.2020 в 09:06

А в православных церквях и монастырях не целования ли икон свою роль играют?
MirrinMinttu, и не только целование икон, но и причастие из одной чаши и одной ложкой на всех, целование рук священников, плюс толпы народа - был же Великий пост со множеством очень важных служб и литургий (я свою маму долго убеждала прекратить ходить в храм, слава Богу, она всё-таки вовремя осознала опасность и уже в Вербное воскресенье не пошла в церковь и своим бабкам-товаркам запретила.) Многие же священники и настоятели говорили, что по-настоящему верующий православный не заболеет, храм - святое место, там нельзя заразиться и т.п. И ругали своих прихожан за то, что они прекратили ходить на службы из-за ковида. И это даже после того, как сам Гундяев призвал оставаться дома. Что-то стало до них доходить только когда умер от вируса настоятель Елоховского собора (был до Храма Христа Спасителя кафедральным собором Москвы, т.е. очень значимый и сейчас храм) и ещё один из служителей оттуда. Видимо, с верой у наших попов, да и у верующих тоже, не очень-то хорошо.
Ничему не учатся вообще - был же в Москве Чумной бунт в XVIII веке, устроенный всякими шибко верующими придурками, когда архиепископ московский Амвросий, сообразив из-за чего в Москве запредельная смертность (1000 человек в день, считается, что умерло 57 тысяч из 160-ти тысячного населения Москвы, т.е. каждый третий. Хотя есть версии и про 80% смертей), запретил молебны перед Боголюбской иконой Божией Матери и спрятал её. Ну истинные православные его и убили и пошли громить всё - начали с монастырей и добрались до богатых домов и кабаков. Пока не прибыл граф Григорий Орлов, не навёл порядок и не вылечил Москву от чумы. Мужик действовал ну очень грамотно - просто пример во всём для наших современных чиновников. Его так и назвали потом - избавитель Москвы от чумы.
starcheolog.livejournal.com/391025.html

А по поводу останков Эдварда Исповедника - видимо, так и неизвестно,, бальзамировали ли его или нет.
читать дальше
21.05.2020 в 10:31

Do or die
Fotheringhay, просто не могу поверить, что народ, во время эпидемии чего угодно, лез в толпу, и ещё облизывал одну и ту же ложку! Ведь церковное вино не той крепости, чтобы её дезинфецировало при окунании. Да я бы и в лучшие времена на это не согласилась.

Про останки Эдмунда понятно то, что ничего не понятно - они же, вроде, в Тулузе были в те времена? Да и до сих пор, кажется, там, в Англию ведь везли только руку одну потом, когда Арунделлы какую-то там косточку себе урвали.

А вот Эдварда Исповедника бальзамировали, как и обычно бальзамировали королей.
21.05.2020 в 15:32

Ну так чешите за ухом Чеширского Кота...
MirrinMinttu, увы, идиотов полно. Еще в самом начале как раз в СПб мощи привезли - Иоанна Крестителя, что ли... так там очередь была - как в Мавзолей в советские времена. Тьфу. У нас, кстати, четко было видно - где Московский патриархат, орущий про "вера спасет", "в храме безопасно" и возмущающиеся закрытием монастырей и церквей для посещения, а где Киевский и другие конфессии, транслирующие службы онлайн и призывающие соблюдать осторожность.
21.05.2020 в 16:59

Do or die
tanda-mif-chgk, во всяком случае, у нас пасхальные службы транслировались. Ну и старые показывали. И мне кажется, что в жж я видела записи, что то же самое советовали и православной церкви. Но там ведь, видимо, всё иерархично: если начальство приказало проводить службу, ни у кого нет свободы действовать по-другому.
21.05.2020 в 18:38

Ну так чешите за ухом Чеширского Кота...
MirrinMinttu, ну вот да. Киевский патриархат, греко-католики и кто там еще есть - рекомендации учли и ограничились трансляциями. А вот Московский патриархат, как и РПЦ, вовсю распространял инфекцию :(
21.05.2020 в 20:50

Do or die
tanda-mif-chgk, читать дальше
22.05.2020 в 08:24

Ну так чешите за ухом Чеширского Кота...
MirrinMinttu, может быть. Я-то вообще не верующая, так что не вникала в такие тонкости.
22.05.2020 в 09:21

MirrinMinttu, у меня наоборот было такое ощущение, что наши приходы отбились от рук не особенно-то и послушались Патриарха, за исключением московских - оно и понятно, они ближе к начальству и их легче проконтролировать. Московские и подавляющее большинство подмосковных церквей довольно быстро закрылись. Хотя сначала попытались соблюдать дистанцию, ограничить допуск в храмы, заменили одноразовыми пластиковыми ложками эту дурацкую одну на всех "лжицу", одноразовыми ватными палочками стали мазать елей, иконы стали дезинфектором протирать, помещения с хлоркой мыть... Но поняли, что бесполезно и закрылись для прихожан. Мама говорила, что её знакомая как-то попыталась попасть в храм: "душа измаялась, хотела с Богом пообщаться". Но её в церковь категорически не пустили, хотя священники там проводили службу без прихожан. Ей даже на входе не разрешили постоять.
А вот в других городах и весях церковники поступали по своему усмотрению и даже пасхальные службы проводили как обычно, с толпой народа. В принципе, их понять тоже можно - у многих провинциальных священников вообще нет никакого дохода, кроме как от своего прихода, т.е. нет прихожан и есть нечего. А ещё надо коммунальные платежи платить и своей епархии минимум 10% отчислять от доходов (понятно, что их нет и отчислять-то нечего, т.е. их привыкшее хорошо жить начальство тоже теряет массу денег). Жены священников в основном тоже зарплату от прихода получают, а в семьях священников, как правило, ещё и много детей. Вот, наверное, дети и являются у них в семьях основными кормильцами сейчас - правительство выплачивает на них пособия. Ну может, у сельских священников ещё и огородики свои какие-нибудь есть. В Великий пост и Пасхальную неделю храмы очень хорошо посещаются, т.е. прихожане активно жертвуют "на храм", покупают свечки, заказывают всякие молебны и панихиды и т.д. Грубо говоря, довольно денежное время для церкви, а тут такое... Конечно, соблазн велик наплевать на всё и рискнуть не закрывать храмы. Справедливости ради надо сказать, что и наш Гундяев очень долго молчал, хотя сам для себя сразу же стал соблюдать все меры предосторожности. И в Питере у нас до 18 марта тоже толпы стоял, приложиться к мощам Иоанна Крестителя. Уже закрылись все московские мечети и мечети в Татарстане, все русские евреи закрыли синагоги, евангелисты ушли в он-лайн, митрополит старообрядцев Корнилий призвал воздержаться от посещения храмов (обожаю этого дядьку - с него иконы писать можно читать дальше ), а наш всё чего-то выжидал - понятно, деньги не хотел терять. Разрадился только после того, как мэр Москвы Собянин пригрозил всё прикрыть. Но смерть настоятеля Елоховского собора, видимо, повлияла сильнее. Испугался...

А в Брянске в протестантской церкви заразились сто прихожан. Пастер не отменял службы, а один из прихожан, встретив вернувшуюся из Испании мать, пришел на службу и понеслось... Пастер тоже слег в больницу - он с этим прихожанином ещё и в бане парился. Красавцы!

Кавказские республики тоже не спешили с закрытием мечетей, несмотря на то, что саудовцы закрыли Мекку и Медину... пока не умер от ковида главный муфтий Ингушетии. Но и сейчас у нас очень боятся Ураза Байрама, сам Путин обращался к мусульманам, чтобы потерпели и не устраивали застолий.

В общем, средневековье форева!
22.05.2020 в 11:09

Do or die
Fotheringhay, да нет, во времена Средневековья карантины соблюдались как раз свято. Оцепления тогда работали так, как положено.
В общем, жизненных трудностей никому не хочется, все готовы рискнуть, чтобы их избежать. Ну, к счастью, для подавляющего большинства ковид не только не смертелен, но и не опасен.
23.05.2020 в 14:49

Ну так чешите за ухом Чеширского Кота...
MirrinMinttu, кстати, например, Искандер описывает, как избегали вспышек оспы в Абхазии (ее там называли Царским Гонцом) - в рассказе "Утраты":
"Черную оспу абхазцы именуют Царским Гонцом. Непонятно, когда и откуда пришло это название. Ясно одно — оно из глубокой древности.

Однажды из дома нашего соседа Альяса, жившего повыше нас метров на двести, раздался чей-то голос:

«Эй, слушайте! Царский Гонец пришел в наш дом, Царский Гонец! Передайте людям!»

У нас в доме все взрослые выскочили во двор. Отец, мать, братья отца. И мы, детвора, ничего не понимая, побежали следом. По лицам взрослых я чувствовал, что случилось что-то необыкновенное, а что именно, не знал. Слова «Царский Гонец» для меня звучали нелепо. Что-то вроде слов из детской сказки. Лица взрослых окаменели, выражая ужас, тревогу, внимание. Они вслушивались в голос оттуда.

«Что случилось, мама, что?!» — приставал я к матери, дергая ее за рукав.

«Тише! — отмахивалась она. — Дай послушать!»

Оказалось, что сам хозяин Альяс заболел черной оспой. Отец закричал в ответ на голос оттуда, что сейчас же оседлает свою лошадь, чтобы известить о случившемся в соседнем селе.

«Кого, кого он должен известить, — спросил я, проникаясь непонятным волнением взрослых, — родственников?» Я чувствовал волнение взрослых, отчасти сам проникся им, но, конечно, не понимал, что наступает великая стихия зла, а не просто болезнь, постигшая хозяина соседнего дома.

«Нет, — сказала мама, — Царский Гонец — это страшная болезнь. Но человек, переболевший ею, если выживет, уже не может заразиться этой болезнью. Поэтому переболевшие Царским Гонцом приходят ухаживать за больным, чтобы домашние к нему не подходили и не заражались… Скоро они начнут прибывать…»

Тут раздался голос соседей, живших пониже нас. Они почувствовали какую-то особую тревогу в нашей перекличке с домом Альяса и спрашивали, что случилось. Отец ответил им и, назвав село, в которое он едет, посоветовал ехать с этой черной вестью в другое село.

Потом он поймал свою лошадь, она случайно паслась возле самого дома, и, надев на нее уздечку, ввел во двор.

На следующий день отец вернулся из соседней деревни, где рассказал о случившемся в доме Альяса. Я понял, что вот так по цепочке весть о том, что у нас появился Царский Гонец, будет передаваться из деревни в деревню.

Мать строго-настрого запретила мне подходить к дому Альяса без сопровождения взрослых, но я не выдержал и через два дня украдкой подошел к его усадьбе. Человек десять незнакомых мне людей, с лицами рябыми, как я догадался, от оспы, ходили по двору и почему-то очень громко, словно сквозь бурю случившегося, переговаривались. Двое или трое, стоя посреди двора, сжигали какую-то ветошь и домашнюю рухлядь. Мне показалось, что языки пламени, то захлебываясь от бессилия, то яростно вздымаясь, пожирают зараженные вещи. Остальные тащили из ближайшего лесна заостренные колья и вязанки свежих, очищенных от листьев ветвей рододендрона.

«Для чего это они?» — спросил я у охотника Щаадата, который, как и я, стоял возле усадьбы и следил за тем, что происходит во дворе.

«Они хотят новым плетнем обнести усадьбу», — сказал Щаадат.

«Почему новым, — спросил я, — а старый что, будут сносить?»

«Не в этом дело, — сказал охотник Щаадат, — новый плетень должен быть такой густой, чтобы даже мышка из усадьбы в деревню не могла пронести Царского Гонца… А старый плетень трогать незачем… Вон видишь дом Эсната?»

Дом Эсната стоял прямо над домом Альяса выше по горе. Я хорошо знал этот дом, бывал там.

«Конечно, — говорю, — я там бывал много раз».

«Так вот, — сказал охотник Щаадат, — сейчас там никто не живет».

«Перемерли от Царского Гонца?!» — ужаснулся я, одновременно удивляясь, что нас об этом не известили.

«Нет, — сказал Щаадат, — им велели переселиться к родственникам. Они могут заразиться, потому что на их дом ветер задувает со стороны дома Альяса».

«Они навсегда переселились?» — спросил я.

«Нет, — сказал Щаадат, — если Альяс умрет и больше никто не заразится в доме или если он выздоровеет, они вернутся в свой дом. А всех домашних Альяса и тех, что пришли навещать его, когда бывалый человек распознал его болезнь, не выпустят из дому, пока не убедятся, что они не заразились от Альяса».

...через два дня после моего подхода к дому Альяса отец сказал: «Сегодня наша очередь кормить гостей».

Оказывается, соседи по очереди каждый день приносили еду в дом Альяса. Мама зарезала четырех кур, поджарила их, напекла десяток хачапури, уложила все это в корзину, и мы пошли к дому Альяса. Мне почему-то особенно ярко видится этот солнечный день. Мы с мамой подымаемся по каменистой горной тропке. Движения мамы легкие, гибкие, она явно взволнована, может быть, самой своей миссией милосердия, может быть, потому, что должна там встретиться и говорить с чужими, незнакомыми людьми. И я, мальчишка, чувствуя ее смущение, а сам этого смущения не чувствуя, потому что уже был там, кажусь самому себе старше, а мама мне кажется моложе, чем она есть.

И вдруг чудо! Новенький плетень метров на десять снаружи от старого плетня окружает большой приусадебный участок Альяса. Он был почти готов. С противоположной стороны оставалось еще небольшое неогороженное пространство, и там возилось несколько человек, всаживая в землю колья и плотно оплетая их свежими ветвями рододендрона. Ограда плетня сходилась к новеньким воротцам с длинной выдвижной кормушкой.

Когда мы поднялись к воротцам, вслед за нами по другой тропе подошли три человека с лицами, истыканными оспой. Сколько же их в Абхазии, удивляясь, подумал я тогда. До этого я не видел ни одного человека с лицом, подпорченным оспой.

«Хватит, хватит людей!» — крикнул один из возившихся возле плетня и направился к нам.

Мама аккуратно выложила из корзины в кормушку свои приношения.

«Как больной?» — спросила она, когда человек, приближавшийся к нам, подошел к воротам.

«Пока плохо, — сказал он громко и, потянув на себя кормушку, взял в руки выложенных мамой кур и хачапури, — день и ночь елозит! Волдыри пошли по телу! Сегодня выкупали его в кислом молоке… Может, полегчает…»

«Выходит, мы не нужны?» — спросил один из тех, что стоял рядом с нами. Я заметил, что у него лицо особенно подпорчено оспой. Мне подумалось, что он от этого считает себя самым большим знатоком болезни. Но стоящий по ту сторону ворот не обратил на это внимания.

«Спасибо, уважаемые, от имени родственников! Спасибо, уважаемые, от имени нашего народа! — вдруг закричал он, придерживая руками хачапури и кур. — Спокойно идите по домам! Людей хватает!»

Он повернулся и несколько неуклюже, боясь, что наши приношения свалятся у него с рук, двинулся к дому. Мы с мамой тоже пошли к себе.

В течение месяца или чуть дольше мы еще несколько раз приносили еду, и, когда больной наконец выздоровел и никто из домашних не заразился, бригада помощников разъехалась по домам. Так, вспышка черной оспы была раздавлена в своем очаге. Народная санитария победила."

Но, конечно, это работает, когда болезнь легко распознать.
23.05.2020 в 16:35

Do or die
tanda-mif-chgk, очень интересно, спасибо.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии