понедельник, 22 ноября 2021
22 ноября исполняется 593 года со дня рождения 16-го графа Уорвика – Ричарда Невилла, которого в истории назвали Кингмейкером, создателем королей. В связи с этим в сентябрьском номере
Ricardian Bulletin опубликовано несколько годных статей, освежающих в памяти читателей детали биографии этого человека, и заодно напоминающих о событиях, приведших к династическим столкновениям, известным как «война кузенов» или Войны Роз. Статью
The Making of Kingmaker написал молодой (по меркам научного мира) историк Мэтью Льюис, нынешний президент Рикардианского Сообщества, а статью
The abbey where seeds of the Wars of the Roses were sown написала историк и Research Officer (начальник научно-исследовательской службы?) Рикардианского Сообщества Джоанна Лэйнсмит. Речь идет о Редингском Аббатстве, которому в этом году исполнилось 900 лет. С Аббатства я и начну.
читать дальшеИстория Редингского Аббатства началась красиво – его в 1121 году основал король Генри I. С тех пор именитых покровителей у аббатства хватало. В частности, частым гостем там был Эдвард III, потомки трёх сыновей которого стали протагонистами в Войнах Роз – Лайонел Антверп, герцог Кларенс; Джон Гонт, герцог Ланкастер; Эдмунд Лэнгли, герцог Йорк.

Лайонелл

Джон

Эдмунд
В Аббатстве проводилась церемония бракосочетания между Джоном Гонтом и Бланш Ланкастерской, через которую Гонт и получил титул. Это был брак по любви, но Бланш умерла после 9 лет брака, оставив двух дочерей и двухлетнего сына, Генри Болингброка, который в будущем и станет королем Генри IV, узурпировав трон у Ричарда II, внука Эдвард III через старшего сына короля. Тот же Джон Гонт ухитрился стать и прародителем Бьюфортов (Бофоров/Бофортов или как угодно, выбирайте из Beaufort, Beaufor, Beaufors, Beauford, Beaufore, Beauforte, Baufort, Baufor, Baufors, Bauford, Baufore, Bauforte, Bofort, Bofor, Bofors, Boford, Bofore, Boforte, Beufort, Beufor, Beufors, Beufore, Beuforte). Так получилось, что после смерти любимой жены Джон поддался той гордыне, которая была доминантной частью его характера и принесла ему массу неприятностей, и женился на дочери испанского короля, чтобы от имени жены завоевать себе трон. Трона он не завоевал, но и смириться с жизнью без любви не смог. Вот так он и ухитрился стать отцом целого выводка ребятишек от Катерины Свинфорд/Суинфорд, которым дал красивое имя Бьюфортов и статус герцогских бастардов.

Katherine de Roet Swynford
Что касается Йорков, то Редингское Аббатство было любимым аббатством Констанции Йоркской, дочери Эдмунда Лэнгли. Она даже велела там себя захоронить. Констанс стала женой Томаса Денспенсера, и не поленитесь, гляньте сюда mirrinminttu.livejournal.com/346994.html, чтобы понять, в какое времечко пришлось жить этой даме. Овдовев, Констанс все-таки получила некоторые маноры своего супруга (где-то четверть, что в данном случае было ОЧЕНЬ много), и обосновалась в Кэйвершеме, в Рединге. И, немного обождав, затеяла заговор с целью заменить ланкастерскую династию на потомков Лайонела Антверпа, герцога Кларенса, через его дочь Филиппу. Став, таким образом, первым Йорком, выступившим против Ланкастеров.

Constance of York
На 1404 год линия Лайонела была представлена двумя мальчиками, Эдмундом и Роджером Мортимерами. На Рождество 1404 года, леди Констанс отправилась провести праздник в Виндзоре – и как член королевской семьи, и как мать Ричарда ле Деспенсера, который служил тогда при королеве в качестве пажа (ему было 8 лет). Леди Констанс, судя по всему, именно тогда скопировала нужные ключи, при помощи которых один из людей леди в феврале 1405 года украл маленьких Мортимеров, и попытался увезти мальчиков к их дяде Эдмунду, который мутил воду в Уэльсе. Надо сказать, конечно, что воду Эдмунд Мортимер мутил там потому, что действия Генри IV не оставили ему выбора: сражаясь в Уэльсе за интересы короля, он попал в плен к Овэйну Глиндуру, а король и сам денег на выкуп не дал, и запретил семейству Перси (женой Хотспура-Перси была сестра Эдмунда Мортимера) этот выкуп собирать. Да ещё и прикарманил всё немалое имущество Эдмунда, от земель до посуды.

Свергнутый король и король-узурпатор
Вообще-то Генри IV был, в нормальном состоянии, человеком для своего времени довольно порядочным. Просто власть и страх её потерять действует на людей плохо, и он, отец четырех сыновей, всегда помнил, что происходит всего-то от третьего сына Эдварда III, и правит просто по праву победителя-узурпатора. Тогда как и Эдмунд Мортимер, и сыновья погибшего в Келле его старшего брата, Роджера, были потомками второго сына Эдварда III. Непонятно, на что король рассчитывал, но Эдмунд Мортимер в плену не сгинул, а женился на дочери своего захватчика. Ну и стал мутить воду против кузена, потому что так хотел его тесть. Как и следовало ожидать, ничего хорошего из всей этой истории не вышло ни для кого. С другой стороны, когда у тебя больше прав на корону чем у правящего короля, то ни о какой спокойной жизни всё равно речи быть не может, не так ли?

John B. Neagle - Junius Brutus Booth as Sir Edward Mortimer
В общем, похищение юных Эдмунда и Роджера не удалось, их перехватили у Челтенхема. В результате Констанс пришлось провести в Кенилворте остаток своей жизни (а умерла она аж в 1416 году!), но учитывая то, что она была поймана на том, что называлось государственной изменой, наказание поражает своей мягкостью. По сути, эту энергичную даму просто убрали подальше от соблазна снова во что-нибудь встрять (сэр Эдмунд, к которому она хотела отвезти его племянников, и сам умер при неясных обстоятельствах только в 1408 или 1409 году). Она припутала к своей инициативе и брата Эдварда, старшего сына Эдмунда Лэнгли, что могло иметь для того серьезные последствия, но этот оппортунист-сангвиник только руками развел: да, о планах сестры-дурищи знал, но ему и в голову не пришло, что баба не просто так языком мелет. В общем, герцога наказали на 17 недель заключения в Певенси, и всё вернулось на круги своя. К слову, на мой взгляд, 2-й герцог Йорк определенно представлял собою тип человека, который служит короне, а не какому-то конкретному человеку, что и помогало ему при любом режиме оказываться близко к очередному королю. За свою не такую уж долгую жизнь (он погиб при Азенкуре в возрасте 42 лет) Эдвард Йорк успел послужить Ричарду II, Генри IV и Генри V.

Edward of Norwich, 2nd Duke of York
Но вернемся к леди Констанс на минутку. Её дочь Изабель вышла замуж по очереди за двух Ричардов Бьючампов/Бьючемов: сначала за графа Вустера, а после его смерти – за графа Уорвика. И стала, таким образом, матерью супруги Уорвика-Кингмейкера. И тут мы плавно подошли к вопросу о том, кем был Ричард Невилл, и почему он был таким, каким был.

Мэтью Льюис считает, что Кингмейкер, прозвище, которым 16-го графа Уорвика наградили намного позже, сильно упрощает то, что в действительности происходило во время Войн Роз, и с этим утверждением трудно не согласиться. Действительно, в этом прозвище есть отзвук чего-то манипулятивного, словно граф был неким кукловодом, дергающим за ниточки, заставляя марионеток на сцене двигаться по его правилам. Но ведь в случае Уорвика это ни в коем случае не является правдой! Он не манипулировал со стороны, он сам всегда был в самой гуще событий, рискуя жизнью и благополучием.
@темы:
Англия Плантагенетов
Мари Анж, это те люди, которым по праву рождения было положено не сидеть на месте. Простые-то смертные жили, в основном, так же, как всегда жили и будут жить простые смертные: работа-дом-праздник/ярмарка-паломничество (как "заграница" нынче).
Приятно, когда есть выбор...