Do or die
Что интересно, та часть, которую изначально построили в 1450 - 1480-х, цела и невредима, хотя ремонтные работы в церкви проводились несколько раз. Но её расширили на север и на юг, придав помещению крестообразную форму, а средневековую часть восток-запад оставили в первоначальном виде. Разумеется, не посмотреть на такое чудо нельзя было, а заодно решили и потолкаться на осенней ярмарке 17 сентября.

С левой стороны церкви такой же выступ, как справа, это как раз и есть добавленная часть. Просто снять здание с правильного ракурса, с которого видна и правая, и левая часть, невозможно (разве что со стороны кладбища, но и там могут закрыть вид деревья), нашла фото, сделанное с дрона, где хотя бы правая достроенная часть видна
читать дальше
И вот одна из причин: со стороны входа в церковь правую "достройку" полностью закрывает звонница на три колокола, которая, кстати, тоже старая, от 1767 года, и колокола с того же времени - звенят как новенькие! Обратите внимание на оконце над входом в церковь, оно тоже родом из 1400-х
От ярмарки я многого не ожидала - в Финляндии они производят удручающее впечатление из-за малолюдности, паршивой организации, и полного отсутствия интереса со стороны горожан. Но тут было что-то невероятное. Палатки в обалденном количестве на трёх уровнях по разным направлениям (церковь стоит на весьма высоком холме), народу столько, что еле протолкнулись к самой церкви и нашли группу, к которой планировали примкнуть для экскурсии по кладбищу. Причем погода была дождливая, дождь прекратился где-то в то время, как началась экскурсия. Нам, надо сказать, с погодой вообще повезло сказочно: когда мы были на улице, светило солнце.

Я не чувствую комфортным для себя фотографировать посторонних людей, так что и не стала пиксели на больше чем одно фото переводить. Дальше был облепленный детворой прицеп, где в большущей клетке важно рылись в опилках и соломе рыжие куры, и загон с двумя невозмутимыми пони, оглаживаемыми детьми. И ещё ходили люди с собачками, у которых были платки на шее, и которых тоже можно было гладить. Где-то были и альпаки, но их, скорее всего, увели до обеда - они быстро устают в толпе и начинают нервничать. Как заметила, дети ещё и засыпали вопросами персонал около звериков, так что скучно им не было. Палатки с едой были и в другой стороне, и на этой, но уровнем ниже. Хотя народа была масса, как-то очень профессионально всех обслуживали, и ждать долго не приходилось, и места за столами люди быстро освобождали
Там между делом и обвенчали какую-то пару в церкви, между двумя лекциями))
Само по себе кладбище (оно уже закрыто от захоронений, исключение составляют "семейные" участки) довольно обычно - очень зеленое, очень чистое. Мы не заходили далеко от церкви, так что имена на памятниках были сплошь шведские - владельцы окрестных поместий старых времен, богатые ремесленники, пасторы, и всё такое. Там были скорее интересны истории за именами. Как то о парне, обучившемся на пекаря, который опоздал на пароход, отходящий из Инкоо в Америку, и остался в чужом месте без кола и двора. Но разговорился в трактире с русским коробейником по имени Лазаров, и в разговоре понял, что ему надо открыть маленькую пекарню. Коробейник от души не то ссудил его мешком муки, не то просто подарил - и дело пошло. Тут дело было в том, что в те времена хозяйки сами пекли хлеб, а не покупали, поэтому сама мысль о пекарне в деревне была заведомо абсурдной. Но наш опоздашка узнал в разговоре, что одно поместье построило свой завод, и открыл свою пекарню в заводском поселке. Сам дрова заготавливал, сам сеял и собирал урожай, сам рыбу ловил, которую солил и продавал - работы не боялся.

Вот с такой сараюшки всё и началось
А уж когда неподалеку стали прокладывать железную дорогу, он и вовсе вышел в серьезные предприниматели. Как говорили, "на пароход он опоздал, но к поезду успел". Парень носил фамилию Халме, и теперь фирма Халме производит самые вкусные в столичном регионе пирожные, расхватываемые в маркетах за несколько часов после завоза. Спасибо тебе, Эмиль Халме, за трубочки со сливками!

После обеда мы пришли в церковь, где должна была быть по ней экскурсия. Но оказалось, что это была лекция, потому как народа много, а церковь маленькая, по сути, хотя 550 человек в целом в нее помещается. Чтобы получить свою собственную церковь, жителям Эспоо пришлось в свое время похлопотать. Мало того, что на строительство церкви надо было получить разрешение, все материалы и работы были за счет ходатаев. Мало этого, надо было построить жилье для викария, выделить земли, живность и всё, потребное для жизни, а также прислугу, которая управлялась бы с этим хозяйством - тоже за счет прихода.

Лектор. Котики (их изображение) были маскотом ярмарки. Без них мыши съели бы церковь в свое время! Так что у всех волонтеров передники были украшены кисулями
Впервые увидела здесь ту же организацию мероприятий, что и в Англии - массивное использование волонтеров разных уровней, от тех, кто управлял людским потоком на дороге, до тех, кто проводил экскурсии и читал лекции. Это очень хорошо говорит о приходской работе в Эспоо, конечно.
Возвращаясь к церкви. Она имеет тем более необычный внутренний вид, что средневековая роспись, украшавшая стены и потолок с 1510 года, сохранилась в первозданном виде.

Бытовые сцены, святые, сотворение мира, доение коров, покупка лошадей, соседушка, не отягощенная моралью, и, конечно, черти рогатые, охотящиеся за грешниками
То есть, в конце 1700-х их закрыли побелкой. Не потому, что они кого-то в самом деле оскорбляли или их считали папистскими - к тому моменту протестанты рулили уже лет 200. Просто церковный комитет счел их слишком устаревшими, примитивными, и, чего уж там, слишком деревенскими для просвещенного XVIII века. Опять же, снежно-белые потолок и стены дивно осветили помещение, что было не лишним.

Ещё через 100 лет пасторы в Эспоо были из числа университетской профессуры. Просто университет им не платил зарплату, постановив, что платить им будет церковное ведомство за исполнение обязанностей пасторов. Что думала по этому поводу сама профессура, мы не знаем, но один из таких назначенных пасторов, обходя свои новые владения, заметил, что в одном углу стала облупляться штукатурка. Недовольный пастор подковырнул пласт, и, к своему изумлению, нашел под ним прекрасно сохранившуюся средневековую роспись. О своей находке он доложил, но ничего не было сделано до самых 1920-х годов, когда при ремонте церкви была снята и закрывающая роспись штукатурка. Тогда же проводящий ремонт архитектор Армас Линдгрен (да-да, тот самый, который построил для себя северную часть виллы Виттреск, и потом уехал, когда жена Элиэля Сааринена стала женой Гезеллиуса) поставил те скамейки, на которых мы по сей день сидим (раньше каждая семья ставила себе свои собственные со времен реформации).

Никогда не засыпающие прихожане, какой бы скучной проповедь ни была
Во время лекции произошло кое-что забавное. Как раз в тот момент, когда волонтер рассказывала о том, как дьявол решил использовать злую и развратную женщину, чтобы совратить с пути истинного праведного прихожанина, по проходу между рядами скамей пошла молодая женщина в костюме эдакого маскарадного Робин Гуда, адаптированного для женщины - бархатная шапочка с белым пером, мини-мини юбочка, оголенные плечики и почти оголенная грудь. Она совершенно невозмутимо прошла мимо лектора, и начала что-то осматривать и фотографировать. Она потом долго ходила вокруг, и что-то говорила как бы сама себе - видимо, влогер вела стрим)) Вон там, если присмотреться, на фоне стены видны голые ноги - это она.

Поскольку тут хорошо виден алтарь (опять же, с особенностью: вместо алтарной картины здесь витраж "Нагорная проповедь", сделанный в 1942 году), будет уместно сказать, что раньше, до расширения церкви, с северной стороны стоял ещё алтарь Девы Марии, а с южной - алтарь с покровителем прихода, св. Матфеем-евангелистом. Именно ему была посвящена церковь, и именно он считается покровителем той ярмарки, о которой здесь идет речь, потому что она проводится в его честь.
Нельзя также не заметить, что крузификс здесь очень пострадал от времени - он тоже с XV века (не известно, был он вырезан в Финляндии или где-то в другом месте), лет 150 был, после консервационных работ, в Национальном музее, и потом снова вернулся в родную церковь).

Если присмотреться, то на кирпичах, из которых сделаны колонны, видны всевозможные следы - от следа пробежавшей по сырому кирпичу собаки до следов пальцев. Кирпич со следом котика тоже есть, он хранится в музее. Невероятно - кто-то в XV веке оставил след своих пальцев, до которых ты, в XXI веке, можешь дотронуться.


Хочу ещё вернуться к алтарным картинам. Они есть, просто, убранные с парадного места, темнеют себе спокойно, и висят ещё в тёмных углах. Допустим, очередная мадонна с младенцем - это копия XVIII века с итальянской картины, но ведь "Последняя вечеря" выглядит какой-то незнакомой, и она из XVII века! Тем не менее, о них материала нет нигде. Досадно.



С левой стороны церкви такой же выступ, как справа, это как раз и есть добавленная часть. Просто снять здание с правильного ракурса, с которого видна и правая, и левая часть, невозможно (разве что со стороны кладбища, но и там могут закрыть вид деревья), нашла фото, сделанное с дрона, где хотя бы правая достроенная часть видна
читать дальше

И вот одна из причин: со стороны входа в церковь правую "достройку" полностью закрывает звонница на три колокола, которая, кстати, тоже старая, от 1767 года, и колокола с того же времени - звенят как новенькие! Обратите внимание на оконце над входом в церковь, оно тоже родом из 1400-х
От ярмарки я многого не ожидала - в Финляндии они производят удручающее впечатление из-за малолюдности, паршивой организации, и полного отсутствия интереса со стороны горожан. Но тут было что-то невероятное. Палатки в обалденном количестве на трёх уровнях по разным направлениям (церковь стоит на весьма высоком холме), народу столько, что еле протолкнулись к самой церкви и нашли группу, к которой планировали примкнуть для экскурсии по кладбищу. Причем погода была дождливая, дождь прекратился где-то в то время, как началась экскурсия. Нам, надо сказать, с погодой вообще повезло сказочно: когда мы были на улице, светило солнце.

Я не чувствую комфортным для себя фотографировать посторонних людей, так что и не стала пиксели на больше чем одно фото переводить. Дальше был облепленный детворой прицеп, где в большущей клетке важно рылись в опилках и соломе рыжие куры, и загон с двумя невозмутимыми пони, оглаживаемыми детьми. И ещё ходили люди с собачками, у которых были платки на шее, и которых тоже можно было гладить. Где-то были и альпаки, но их, скорее всего, увели до обеда - они быстро устают в толпе и начинают нервничать. Как заметила, дети ещё и засыпали вопросами персонал около звериков, так что скучно им не было. Палатки с едой были и в другой стороне, и на этой, но уровнем ниже. Хотя народа была масса, как-то очень профессионально всех обслуживали, и ждать долго не приходилось, и места за столами люди быстро освобождали
Там между делом и обвенчали какую-то пару в церкви, между двумя лекциями))
Само по себе кладбище (оно уже закрыто от захоронений, исключение составляют "семейные" участки) довольно обычно - очень зеленое, очень чистое. Мы не заходили далеко от церкви, так что имена на памятниках были сплошь шведские - владельцы окрестных поместий старых времен, богатые ремесленники, пасторы, и всё такое. Там были скорее интересны истории за именами. Как то о парне, обучившемся на пекаря, который опоздал на пароход, отходящий из Инкоо в Америку, и остался в чужом месте без кола и двора. Но разговорился в трактире с русским коробейником по имени Лазаров, и в разговоре понял, что ему надо открыть маленькую пекарню. Коробейник от души не то ссудил его мешком муки, не то просто подарил - и дело пошло. Тут дело было в том, что в те времена хозяйки сами пекли хлеб, а не покупали, поэтому сама мысль о пекарне в деревне была заведомо абсурдной. Но наш опоздашка узнал в разговоре, что одно поместье построило свой завод, и открыл свою пекарню в заводском поселке. Сам дрова заготавливал, сам сеял и собирал урожай, сам рыбу ловил, которую солил и продавал - работы не боялся.

Вот с такой сараюшки всё и началось
А уж когда неподалеку стали прокладывать железную дорогу, он и вовсе вышел в серьезные предприниматели. Как говорили, "на пароход он опоздал, но к поезду успел". Парень носил фамилию Халме, и теперь фирма Халме производит самые вкусные в столичном регионе пирожные, расхватываемые в маркетах за несколько часов после завоза. Спасибо тебе, Эмиль Халме, за трубочки со сливками!

После обеда мы пришли в церковь, где должна была быть по ней экскурсия. Но оказалось, что это была лекция, потому как народа много, а церковь маленькая, по сути, хотя 550 человек в целом в нее помещается. Чтобы получить свою собственную церковь, жителям Эспоо пришлось в свое время похлопотать. Мало того, что на строительство церкви надо было получить разрешение, все материалы и работы были за счет ходатаев. Мало этого, надо было построить жилье для викария, выделить земли, живность и всё, потребное для жизни, а также прислугу, которая управлялась бы с этим хозяйством - тоже за счет прихода.

Лектор. Котики (их изображение) были маскотом ярмарки. Без них мыши съели бы церковь в свое время! Так что у всех волонтеров передники были украшены кисулями
Впервые увидела здесь ту же организацию мероприятий, что и в Англии - массивное использование волонтеров разных уровней, от тех, кто управлял людским потоком на дороге, до тех, кто проводил экскурсии и читал лекции. Это очень хорошо говорит о приходской работе в Эспоо, конечно.
Возвращаясь к церкви. Она имеет тем более необычный внутренний вид, что средневековая роспись, украшавшая стены и потолок с 1510 года, сохранилась в первозданном виде.

Бытовые сцены, святые, сотворение мира, доение коров, покупка лошадей, соседушка, не отягощенная моралью, и, конечно, черти рогатые, охотящиеся за грешниками
То есть, в конце 1700-х их закрыли побелкой. Не потому, что они кого-то в самом деле оскорбляли или их считали папистскими - к тому моменту протестанты рулили уже лет 200. Просто церковный комитет счел их слишком устаревшими, примитивными, и, чего уж там, слишком деревенскими для просвещенного XVIII века. Опять же, снежно-белые потолок и стены дивно осветили помещение, что было не лишним.

Ещё через 100 лет пасторы в Эспоо были из числа университетской профессуры. Просто университет им не платил зарплату, постановив, что платить им будет церковное ведомство за исполнение обязанностей пасторов. Что думала по этому поводу сама профессура, мы не знаем, но один из таких назначенных пасторов, обходя свои новые владения, заметил, что в одном углу стала облупляться штукатурка. Недовольный пастор подковырнул пласт, и, к своему изумлению, нашел под ним прекрасно сохранившуюся средневековую роспись. О своей находке он доложил, но ничего не было сделано до самых 1920-х годов, когда при ремонте церкви была снята и закрывающая роспись штукатурка. Тогда же проводящий ремонт архитектор Армас Линдгрен (да-да, тот самый, который построил для себя северную часть виллы Виттреск, и потом уехал, когда жена Элиэля Сааринена стала женой Гезеллиуса) поставил те скамейки, на которых мы по сей день сидим (раньше каждая семья ставила себе свои собственные со времен реформации).

Никогда не засыпающие прихожане, какой бы скучной проповедь ни была
Во время лекции произошло кое-что забавное. Как раз в тот момент, когда волонтер рассказывала о том, как дьявол решил использовать злую и развратную женщину, чтобы совратить с пути истинного праведного прихожанина, по проходу между рядами скамей пошла молодая женщина в костюме эдакого маскарадного Робин Гуда, адаптированного для женщины - бархатная шапочка с белым пером, мини-мини юбочка, оголенные плечики и почти оголенная грудь. Она совершенно невозмутимо прошла мимо лектора, и начала что-то осматривать и фотографировать. Она потом долго ходила вокруг, и что-то говорила как бы сама себе - видимо, влогер вела стрим)) Вон там, если присмотреться, на фоне стены видны голые ноги - это она.

Поскольку тут хорошо виден алтарь (опять же, с особенностью: вместо алтарной картины здесь витраж "Нагорная проповедь", сделанный в 1942 году), будет уместно сказать, что раньше, до расширения церкви, с северной стороны стоял ещё алтарь Девы Марии, а с южной - алтарь с покровителем прихода, св. Матфеем-евангелистом. Именно ему была посвящена церковь, и именно он считается покровителем той ярмарки, о которой здесь идет речь, потому что она проводится в его честь.
Нельзя также не заметить, что крузификс здесь очень пострадал от времени - он тоже с XV века (не известно, был он вырезан в Финляндии или где-то в другом месте), лет 150 был, после консервационных работ, в Национальном музее, и потом снова вернулся в родную церковь).

Если присмотреться, то на кирпичах, из которых сделаны колонны, видны всевозможные следы - от следа пробежавшей по сырому кирпичу собаки до следов пальцев. Кирпич со следом котика тоже есть, он хранится в музее. Невероятно - кто-то в XV веке оставил след своих пальцев, до которых ты, в XXI веке, можешь дотронуться.


Хочу ещё вернуться к алтарным картинам. Они есть, просто, убранные с парадного места, темнеют себе спокойно, и висят ещё в тёмных углах. Допустим, очередная мадонна с младенцем - это копия XVIII века с итальянской картины, но ведь "Последняя вечеря" выглядит какой-то незнакомой, и она из XVII века! Тем не менее, о них материала нет нигде. Досадно.


@темы: финляндия
А мне еще интересно стало, что за "Моление о чаше" над "Тайной вечерей" висит. Поза Иисуса явно взята с картины Хоффмана 1890 года (как сказал мне поиск Яндекса), но у Хоффмана нет ни ангела, ни учеников...
чуть поправлю. Помянутая вами "Мадонна с младенцем" - копия "Святой ночи" Корреджо, а Корреджо - не 18 век, Корреджо - это конец XV - начало XVI века. Он родился через пять лет после битвы при Босворте. Возможно, сама копия была сделана в XVIII веке.
Но то, что это "очередная мадонна", сомневаться не приходится - копиями работ Корреджо напичканы храмы по всему миру.
А "Тайная вечеря" впрямь интересная. Жаль, что о ней ничего не известно((
Спасибо за рассказ о церкви, читать было сплошным удовольствием))