Do or die
Бесспорно, Турку, бывшая то официальная, то неофициальная столица Финляндии, свою славу заслуживает. Это красивый, удивительно спокойный для своих размеров, и удобный для жизни город. И кафедральный собор свою славу заслуживает. По сути, это единственный кафедральный собор страны, история и размеры которого сравнимы с соборами прочей Европы. По скандинавским средневековым масштабам, впрочем, все церкви Финляндии были большими - по той простой причине, что строили их мало, и приходы были очень большими.

читать дальшеНе секрет, что христианская религия добралась до Финляндии только в начале второго тысячелетия христианской эры. Какие-то христианские миссии тут были, но, в принципе, местное население больше было занято обеспечением себя пропитанием, чем теологическими рассуждениями. В духов верили, конечно, кое-какой пантеон сил природы существовал. Тем не менее, в долине между Аурайоки и Вяхяйоки кого только не было, от новгородских поселений до деревень викингов. Место было бойким, торговым, да и климат там мягче, чем в прочих регионах - было легче заниматься сельским хозяйством.

Эрик IX был настолько не святым, что против его "святости" возражали даже в Риме, но поскольку убили его хоть и спьяну, в пьяной потасовке, но в церкви, нынче он украшает третью печать Стокгольма, и в истории по-прежнему известен как Эрик Святой
Говорят, Эрик Святой послал в Финляндию крестовый поход, с епископом Генрихом во главе, но, знаете, судя по отрывочным историям тех времен, это был обычный завоевательский поход. Во всяком случае, земной путь епископа завершился на хуторе некоего местного Лалли, которого неосторожные чужеземцы сильно недооценили. Впрочем, об этой истории я расскажу в совсем другом месте. Здесь я её упомянула единственно потому, что этот "крестовый поход" 1155 года как бы дал в 1216 году основание Иннокентию III утвердить право Эрика X назначать в Финляндию епископов, что, на практике, означало подчинение всех миссионерских церквей Уппсальской архиепископии, а Финляндии - Швеции.
Ну и пошло-поехало. За крестом пришел меч, а за мечом - золото. То есть, в Турку стали строить крепость, туда подтянулись ганзейцы, а уж чтобы купцы не забывали о Боге, стали строить собор.

Эволюция собора с 1300-- до наших дней
Создавшаяся ситуация сильно не понравилась новгородцам, которые привыкли считать себя в Финляндии дома, хотя, видимо, старались не ссориться с местным населением. Судя по всему, новгородцам эта территория была нужна почти исключительно для обеспечения судоходства, ну и для рыбалки с охотой в какой-то степени - благо, территория была огромна, и драться за каждую шкуру или рыбину с живущими там общинами смысла не имело. А вот экспансия шведов в Финляндию в Новгороде понимания не встретила, и никакое мнение папы в далеком Риме им было в этом не указ. Так что Новгород начал прицельно воевать против шведов, и в 1318 году Турку разграбили и сожгли. Ореховский мир подписали только в 1323 году, причем инициаторами заключения мирного договора были шведы. За что за ними и признали право на уже захваченные земли, строго ограничив дальнейшее продвижение. Но на тот момент всё всех устраивало, и Турку можно было отстраивать, не опасаясь нового налета.

Коричневым отмечены территории, оставленные за шведами. Граница прошла по реке Сестре и далее по болотам, рекам и озёрам, до самого впадения реки Пюхяйоки в Ботнический залив
До постройки нового собора руки, впрочем, не доходили долго. Судя по всему, местные христиане вполне обходились епископальной церковью, которая выглядела где-то так:

Модель епископальной церкви на Коройстенниеми
Дело пошло только тогда, когда в 1338 году в Турку прибыл вновь назначенный епископ Хемминг, про которого хорошо знавшая его св. Биргитта (тогда ещё просто Биргитта Вадстенская, супруга высокородного Ульфа Гудмарссона и придворная дама королевы Бланки Намюрской) высказалась, что "Хемминг не бегает только во сне". Но, естественно, на месте он сидел и тогда, когда писал свои работы для повышения интеллекта местного духовенства. А вообще Хемминг бегал с толком - при нем кафедрал стали отстраивать в кирпиче и камне, сразу шириной в три "корабля". Почему в финской церковной архитектуре части зала, продольные и поперечные, разделенные рядами колонн, называются кораблями, я не знаю, и никто из церковных и музейных волонтеров, к которым я обращалась с вопросом, помочь мне не смог. А вообще кораблики в церквях подвешены вполне конкретно, в качестве вотивных даров. Хемминг же начал накапливать в храме сокровищницу и восстанавливать библиотеку, в которую лично внес не менее 40 книг.

Вот более или менее в той же форме и нынешний кафедрал существует

Жители Турку считали Хемминга святым ещё при его жизни, а уж после смерти стали жечь перед его изображением свечи и обращаться с молитвами. Говорят, помогал, причем настолько, что к концу 1400-х смогли послать увесистое собрание записей чудес, связанных с епископом Хеммингом, в Рим, и папа Александр IV дал в 1497 году разрешение перенести кости Хемминга в ларец для мощей, и объявил его блаженным, в связи с чем в соборе устроили невиданный по красоте праздник. Увы, святым епископу стать было не суждено - случился Густав Ваза, оторвавший своё королевство от влияния Рима в 1527 году. Начался процесс реформации церкви. Ларец вместе с прочим "хламом" перенесли в складские помещения, которые были из камня, и, таким образом, он пережил все последующие пертурбации.

В целом, в соборе 11 часовень, в которых хранится масса всякого интересного, но мы с супругом планировали большую часть дня посвятить замку Турку, и пробежали через собор сами по себе, без экскурсии. Что было, конечно, ошибкой. Финны ещё не научились делать такие же шикарные исторические сайты, как делают англичане, и информацию зачастую невозможно самостоятельно найти, а если она есть, то её трудно совместить с увиденным. Но вот хотя бы перечень часовень. Зачастую у них двойное имя, где к первоначальному, библейскому, добавлено имя либо того, кто часовню основал, либо того, кого там хоронили. К тому же все они тщательно закрыты.

1 - часовня св. Иоанна, вернее, сразу двух (и Крестителя, и Евангелиста), 1440-е
2 - часовня Тела Христова / Мауно Таваста, 1421
3 - алтарь св. Генриха и св. Эрика
4 - часовня св. Георгия / Гезеллиуса
5 - часовня королевы Каарины
6 - часовня Всех Святых, 1485
7 - часовня св. Лаврентия
8 - часовня св. Креста / Агриколы
9 - часовня Тигерстедт-Васашерна, 1600-е
10 - часовня св. Троицы / мэров
11 - часовня Душ / Стольхандске

Купель из известняка, 1400-е
1600-е были весьма турбулентными во всех странах, вставших на путь Реформации, и Финляндия исключением не была. За несколько столетий люди привыкли к определенному ритму жизни, связанному с католическими праздниками, и типу церковных служб, проводившихся по католическому обряду. Если уж совсем честно, то финские христиане из какой-нибудь затерянной в лесах глубинки молились Иисусу, Марии и святым особо не вникая в библейские сложности, как молились раньше древним богам - исключительно прося помощи и заступничества. В этом смысле проповеди и службы на латыни отлично заменяли заклинания, так как ни тех, ни других простой люд не понимал, да не очень и хотел понимать. Реформация же требовала понимания, так что Церковь вообще и кафедральная церковь в Турку ударила по обоим фронтам, и против папизма, и против народных традиций. Это было скучное время - в церковь заставляли ходить регулярно, танцевать запретили, пить запретили, бузить тоже запретили. Нарушения карались денежными штрафами и сидением в колодках либо перед церковью, либо в "оружейной" комнате-прихожей, где прихожане оставляли оружие. Мало этого, придумали ещё ежегодный экзамен на грамотность (которой ещё надо было учиться!), на знание Библии, а чтобы это знание не оставалось на уровне бессмысленной зубрежки, прихожан экзаменовали по малому катехизису Лютера - как они понимают теорию на практике. И без сданного экзамена даже разрешения на брак не давали!

В главном зале расписные стены забелили, для пастора/проповедника построили кафедру на возвышении, и понаставили скамеек в запертых загородках, где желающие посидеть должны были платить. Причем сидеть можно было теперь не абы как, семьями, а строго по статусу: впереди дворяне, за ними купцы, позади всех - крестьяне. Мужчины сидели на южной половине, женщины - на северной. И сверху на всю эту отару овечек господних взирал их пастырь, пастор. До тошноты правильная картина разбивалась, тем не менее, о горячие лбы прихожан. Все сословия старались усесться не по чину, а туда, где им было бы удобнее, лучше видно, или просто на места, сидеть на которых, по их мнению, у них было право. Прибывшие заплатившие могли обнаружить, что кто-то на их места нахально влез, и начиналась потеха. Словесные баталии зачастую переходили и в рукопашную, штраф там или не штраф. А потом "наверх" летели письменные жалобы, в результате которых порядок сидения на скамьях не раз приходилось менять.

Освобожденные от "идолов" и алтарей боковые часовни стали продавать именитым прихожанам в качестве семейных захоронений. Не то чтобы реформистская церковь была более алчной чем католическая. Но тогда как на имущество католической церкви власти посягали исключительно редко, в карман реформистской церкви они залазили регулярно. Церковь беднела, а захоронения в стенах церкви стоили многократно дороже, чем на кладбище.

Саркофаг единственного члена королевской семьи, захороненного в Финляндии - умершая в 1612 году Каарен, жена короля Эрика Вазы. Здесь же захоронены и её дети - Хенрик и Сигрид. Поскольку Сигрид в свое время вышла замуж и имела потомков, эта часовня до сих пор во владении членов семьи, отсюда и всегда свежие цветы
Летом 1713 года началось завоевание Швеции русскими войсками. Оккупация получила впоследствие название "большая ненависть", и справедливо - война есть война. Епископ Гезеллиус-младший и священники собора успели сбежать из Турку буквально последним кораблем. Их можно понять. Русские войска представления не имели о том, насколько аскетичны церкви протестантов в этом углу шведского королевства, и богатства в соборе искали усердно, даже в саркофаге королевы. Но вот генерал Густав Дуглас точно знал, что является единственным сокровищем собора. Он приказал вскрыть реликварий с мощами св. Генриха (который тоже маялся в подвальной кладовке), запаковать кости, и передать ему. Это и было сделано. То ли Дуглас действительно собирался отправить их в коллекцию Петра I, то ли планировал выгодно продать на сильно оскудевшем рынке реликвий в Европе, кто знает. Говорят даже, что судно, везущее мощи, попало в шторм и затонуло.

Финляндия перешла к России в 1809 году, а в 1827 году Турку сгорел на 3/4. Пожар начался вечером 4 сентября, и бушевал он 18 часов. Конечно же его пытались погасить, но в тот вечер было именно такое стечение обстоятельств, что ничего нельзя было сделать. Лето было сухим и жарким, и все дома были сухими. К тому же, сено для скота уже было собрано и сложено в амбары (горожане держали скотину). Шланги пожарных оказались недостаточно длинными, чтобы ими можно было качать воду из реки, а вскоре и сами пожарные просто разбежались спасать своих домашних и то добро, которое можно было ещё спасти - они просто поняли, что пожар распространится на обе стороны реки очень быстро, потому что поднялся, в довершение ко всему, ураганный ветер. Сильно пострадал и собор. Остались, конечно, невредимыми все каменные части и своды, но всё деревянное сгорело, а колокола расплавились. Отстроились, впрочем, достаточно быстро и лучше, чем было - спасибо губернатору Арсению Закревскому и лично императору, которые не пожалели ни денег, ни организационных усилий. Через всего два года собор был отстроен. Но средневековый город был потерян навсегда.

Именно в тот период Фредрик Вест (алтарная картина), Кард Веннерстрём (алтарь) и Роберт Экман (фрески) заново создали самый красивый зал церкви, её главную часовню. Поскольку он имеет полукруглую форму, фотографировать его целиком невозможно. Я не стала даже пытаться, рассчитывая разыскать профессиональные фото в сети. Нет, увы - всё кривенько-косенько, или испохаблено какой-то надписью владельца поперек. Ну, главная фреска - это Агрикола вручает Густаву Вазе переведенный на финский язык Новый Завет.

Главное, что случилось в 1900-х годах в соборе - это несколько удивительных археологических находок. Конечно, была ещё и реставрация, план которой разработал всё тот же, уже хорошо нам знакомый Армас Линдгрен. Но в данном случае, его соперник потребовал, чтобы разные проекты реставрации были оценены комиссией, и да победит лучший. Учитывая, что этот Амос Андерсон предлажил вместо обычных стекол поставить витражи, ответ можно было предугадать: ответственные лица сочли, что результат выглядел бы слишком католичненько для протестантско-лютерианской церкви, и всё ограничилось простейшими и практичнейшими поправками: пол перестелили, побелку освежили, сменили газовое освещение на электрическое, да провели центральное отопление.

Так вот, археологические находки. В ходе ремонта и реставрации в ризнице обнаружили замурованный шкаф, а в нём - череп и фрагменты костей. В дальнейшем удастся довольно точно установить, что череп и кости принадлежат кому-то с 1100-х лет. Поскольку было известно, что в кафедрале находелись реликвии св. Генриха-епископа, было логично предположить, что череп - именно Генрихов череп. Потом его услали на дополнительное обследование в Национальный музей, а там реликвии взяли да инвентаризировали в 1952 году как неофициальный дар от кафедрального собора в Турку. В Турку, к слову, тоже никто не суетился до тех пор, пока католический собор св. Генриха не обратился к ним с просьбой выделитьи им косточку святого епископа. В общем, собору удалось вернуть череп из музея только в 2007 году! Католики просимую косточку тоже получили. Остался открытым вопрос, чьи же кости завернули солдаты генералу Дугласу в 1700-х, и кто отделил от них череп, если кости всё-таки принадлежали епископу Генриху. Если принять во внимание легенду о смерти епископа, то на черепе должно быть посреждение. На найденном черепе повреждений нет. Если череп не принадлежит епископу, то зачем его так тщательно прятали? Не золотой слиток, чай.

В тех же 20-х годах обнаружили, что в реликварий епископа Хемминга было свалено некоторое количество и чужих костей. Большинство, от 1300-х, действительно принадлежали крупному пожилому мужчине. По-видимому, именно Хеммингу, поскольку это был его реликварий. Но чьими были фрагмент челюсти и костей черепа, положенные в заботливо изготовленный где-то в 1200-х футляр, обтянутый красным китайским шелком? Причем, останки тоже были с 1100-х годов. Предполагается, что они принадлежали св. Эрику-королю.

Часть костей отнесли к останкам св. Биргитты, и, заодно, найденный с ними головной убор. Почему-то Юхани Ринне, руководивший в 1920-х археологическими исследованиями, решил, что убор принадлежал именно св. Биргитте, потому что ленты на нем напомнили ему те, которые использовали члены этого монашеского отдена в одежде. Сейчас это утверждение яростно опровергается отдельными историками на основании того, что цвета не совпадают, но пока не доказано обратное, реликвия носит название пилеолуса св. Биргитты.

А вообще, в запасниках собора сохранены даже гробы с прахом далеких предков современных владельцев часовень. В частности, гробы Сигрид Вазы и её мужа Оке Тотта. А самый затейливый принадлежит принадлежит скромному председателю королевского суда. Бюрократы и тогда жили круче маршалов.


читать дальшеНе секрет, что христианская религия добралась до Финляндии только в начале второго тысячелетия христианской эры. Какие-то христианские миссии тут были, но, в принципе, местное население больше было занято обеспечением себя пропитанием, чем теологическими рассуждениями. В духов верили, конечно, кое-какой пантеон сил природы существовал. Тем не менее, в долине между Аурайоки и Вяхяйоки кого только не было, от новгородских поселений до деревень викингов. Место было бойким, торговым, да и климат там мягче, чем в прочих регионах - было легче заниматься сельским хозяйством.

Эрик IX был настолько не святым, что против его "святости" возражали даже в Риме, но поскольку убили его хоть и спьяну, в пьяной потасовке, но в церкви, нынче он украшает третью печать Стокгольма, и в истории по-прежнему известен как Эрик Святой
Говорят, Эрик Святой послал в Финляндию крестовый поход, с епископом Генрихом во главе, но, знаете, судя по отрывочным историям тех времен, это был обычный завоевательский поход. Во всяком случае, земной путь епископа завершился на хуторе некоего местного Лалли, которого неосторожные чужеземцы сильно недооценили. Впрочем, об этой истории я расскажу в совсем другом месте. Здесь я её упомянула единственно потому, что этот "крестовый поход" 1155 года как бы дал в 1216 году основание Иннокентию III утвердить право Эрика X назначать в Финляндию епископов, что, на практике, означало подчинение всех миссионерских церквей Уппсальской архиепископии, а Финляндии - Швеции.
Ну и пошло-поехало. За крестом пришел меч, а за мечом - золото. То есть, в Турку стали строить крепость, туда подтянулись ганзейцы, а уж чтобы купцы не забывали о Боге, стали строить собор.

Эволюция собора с 1300-- до наших дней
Создавшаяся ситуация сильно не понравилась новгородцам, которые привыкли считать себя в Финляндии дома, хотя, видимо, старались не ссориться с местным населением. Судя по всему, новгородцам эта территория была нужна почти исключительно для обеспечения судоходства, ну и для рыбалки с охотой в какой-то степени - благо, территория была огромна, и драться за каждую шкуру или рыбину с живущими там общинами смысла не имело. А вот экспансия шведов в Финляндию в Новгороде понимания не встретила, и никакое мнение папы в далеком Риме им было в этом не указ. Так что Новгород начал прицельно воевать против шведов, и в 1318 году Турку разграбили и сожгли. Ореховский мир подписали только в 1323 году, причем инициаторами заключения мирного договора были шведы. За что за ними и признали право на уже захваченные земли, строго ограничив дальнейшее продвижение. Но на тот момент всё всех устраивало, и Турку можно было отстраивать, не опасаясь нового налета.

Коричневым отмечены территории, оставленные за шведами. Граница прошла по реке Сестре и далее по болотам, рекам и озёрам, до самого впадения реки Пюхяйоки в Ботнический залив
До постройки нового собора руки, впрочем, не доходили долго. Судя по всему, местные христиане вполне обходились епископальной церковью, которая выглядела где-то так:

Модель епископальной церкви на Коройстенниеми
Дело пошло только тогда, когда в 1338 году в Турку прибыл вновь назначенный епископ Хемминг, про которого хорошо знавшая его св. Биргитта (тогда ещё просто Биргитта Вадстенская, супруга высокородного Ульфа Гудмарссона и придворная дама королевы Бланки Намюрской) высказалась, что "Хемминг не бегает только во сне". Но, естественно, на месте он сидел и тогда, когда писал свои работы для повышения интеллекта местного духовенства. А вообще Хемминг бегал с толком - при нем кафедрал стали отстраивать в кирпиче и камне, сразу шириной в три "корабля". Почему в финской церковной архитектуре части зала, продольные и поперечные, разделенные рядами колонн, называются кораблями, я не знаю, и никто из церковных и музейных волонтеров, к которым я обращалась с вопросом, помочь мне не смог. А вообще кораблики в церквях подвешены вполне конкретно, в качестве вотивных даров. Хемминг же начал накапливать в храме сокровищницу и восстанавливать библиотеку, в которую лично внес не менее 40 книг.

Вот более или менее в той же форме и нынешний кафедрал существует

Жители Турку считали Хемминга святым ещё при его жизни, а уж после смерти стали жечь перед его изображением свечи и обращаться с молитвами. Говорят, помогал, причем настолько, что к концу 1400-х смогли послать увесистое собрание записей чудес, связанных с епископом Хеммингом, в Рим, и папа Александр IV дал в 1497 году разрешение перенести кости Хемминга в ларец для мощей, и объявил его блаженным, в связи с чем в соборе устроили невиданный по красоте праздник. Увы, святым епископу стать было не суждено - случился Густав Ваза, оторвавший своё королевство от влияния Рима в 1527 году. Начался процесс реформации церкви. Ларец вместе с прочим "хламом" перенесли в складские помещения, которые были из камня, и, таким образом, он пережил все последующие пертурбации.

В целом, в соборе 11 часовень, в которых хранится масса всякого интересного, но мы с супругом планировали большую часть дня посвятить замку Турку, и пробежали через собор сами по себе, без экскурсии. Что было, конечно, ошибкой. Финны ещё не научились делать такие же шикарные исторические сайты, как делают англичане, и информацию зачастую невозможно самостоятельно найти, а если она есть, то её трудно совместить с увиденным. Но вот хотя бы перечень часовень. Зачастую у них двойное имя, где к первоначальному, библейскому, добавлено имя либо того, кто часовню основал, либо того, кого там хоронили. К тому же все они тщательно закрыты.

1 - часовня св. Иоанна, вернее, сразу двух (и Крестителя, и Евангелиста), 1440-е
2 - часовня Тела Христова / Мауно Таваста, 1421
3 - алтарь св. Генриха и св. Эрика
4 - часовня св. Георгия / Гезеллиуса
5 - часовня королевы Каарины
6 - часовня Всех Святых, 1485
7 - часовня св. Лаврентия
8 - часовня св. Креста / Агриколы
9 - часовня Тигерстедт-Васашерна, 1600-е
10 - часовня св. Троицы / мэров
11 - часовня Душ / Стольхандске

Купель из известняка, 1400-е
1600-е были весьма турбулентными во всех странах, вставших на путь Реформации, и Финляндия исключением не была. За несколько столетий люди привыкли к определенному ритму жизни, связанному с католическими праздниками, и типу церковных служб, проводившихся по католическому обряду. Если уж совсем честно, то финские христиане из какой-нибудь затерянной в лесах глубинки молились Иисусу, Марии и святым особо не вникая в библейские сложности, как молились раньше древним богам - исключительно прося помощи и заступничества. В этом смысле проповеди и службы на латыни отлично заменяли заклинания, так как ни тех, ни других простой люд не понимал, да не очень и хотел понимать. Реформация же требовала понимания, так что Церковь вообще и кафедральная церковь в Турку ударила по обоим фронтам, и против папизма, и против народных традиций. Это было скучное время - в церковь заставляли ходить регулярно, танцевать запретили, пить запретили, бузить тоже запретили. Нарушения карались денежными штрафами и сидением в колодках либо перед церковью, либо в "оружейной" комнате-прихожей, где прихожане оставляли оружие. Мало этого, придумали ещё ежегодный экзамен на грамотность (которой ещё надо было учиться!), на знание Библии, а чтобы это знание не оставалось на уровне бессмысленной зубрежки, прихожан экзаменовали по малому катехизису Лютера - как они понимают теорию на практике. И без сданного экзамена даже разрешения на брак не давали!

В главном зале расписные стены забелили, для пастора/проповедника построили кафедру на возвышении, и понаставили скамеек в запертых загородках, где желающие посидеть должны были платить. Причем сидеть можно было теперь не абы как, семьями, а строго по статусу: впереди дворяне, за ними купцы, позади всех - крестьяне. Мужчины сидели на южной половине, женщины - на северной. И сверху на всю эту отару овечек господних взирал их пастырь, пастор. До тошноты правильная картина разбивалась, тем не менее, о горячие лбы прихожан. Все сословия старались усесться не по чину, а туда, где им было бы удобнее, лучше видно, или просто на места, сидеть на которых, по их мнению, у них было право. Прибывшие заплатившие могли обнаружить, что кто-то на их места нахально влез, и начиналась потеха. Словесные баталии зачастую переходили и в рукопашную, штраф там или не штраф. А потом "наверх" летели письменные жалобы, в результате которых порядок сидения на скамьях не раз приходилось менять.

Освобожденные от "идолов" и алтарей боковые часовни стали продавать именитым прихожанам в качестве семейных захоронений. Не то чтобы реформистская церковь была более алчной чем католическая. Но тогда как на имущество католической церкви власти посягали исключительно редко, в карман реформистской церкви они залазили регулярно. Церковь беднела, а захоронения в стенах церкви стоили многократно дороже, чем на кладбище.

Саркофаг единственного члена королевской семьи, захороненного в Финляндии - умершая в 1612 году Каарен, жена короля Эрика Вазы. Здесь же захоронены и её дети - Хенрик и Сигрид. Поскольку Сигрид в свое время вышла замуж и имела потомков, эта часовня до сих пор во владении членов семьи, отсюда и всегда свежие цветы
Летом 1713 года началось завоевание Швеции русскими войсками. Оккупация получила впоследствие название "большая ненависть", и справедливо - война есть война. Епископ Гезеллиус-младший и священники собора успели сбежать из Турку буквально последним кораблем. Их можно понять. Русские войска представления не имели о том, насколько аскетичны церкви протестантов в этом углу шведского королевства, и богатства в соборе искали усердно, даже в саркофаге королевы. Но вот генерал Густав Дуглас точно знал, что является единственным сокровищем собора. Он приказал вскрыть реликварий с мощами св. Генриха (который тоже маялся в подвальной кладовке), запаковать кости, и передать ему. Это и было сделано. То ли Дуглас действительно собирался отправить их в коллекцию Петра I, то ли планировал выгодно продать на сильно оскудевшем рынке реликвий в Европе, кто знает. Говорят даже, что судно, везущее мощи, попало в шторм и затонуло.

Финляндия перешла к России в 1809 году, а в 1827 году Турку сгорел на 3/4. Пожар начался вечером 4 сентября, и бушевал он 18 часов. Конечно же его пытались погасить, но в тот вечер было именно такое стечение обстоятельств, что ничего нельзя было сделать. Лето было сухим и жарким, и все дома были сухими. К тому же, сено для скота уже было собрано и сложено в амбары (горожане держали скотину). Шланги пожарных оказались недостаточно длинными, чтобы ими можно было качать воду из реки, а вскоре и сами пожарные просто разбежались спасать своих домашних и то добро, которое можно было ещё спасти - они просто поняли, что пожар распространится на обе стороны реки очень быстро, потому что поднялся, в довершение ко всему, ураганный ветер. Сильно пострадал и собор. Остались, конечно, невредимыми все каменные части и своды, но всё деревянное сгорело, а колокола расплавились. Отстроились, впрочем, достаточно быстро и лучше, чем было - спасибо губернатору Арсению Закревскому и лично императору, которые не пожалели ни денег, ни организационных усилий. Через всего два года собор был отстроен. Но средневековый город был потерян навсегда.

Именно в тот период Фредрик Вест (алтарная картина), Кард Веннерстрём (алтарь) и Роберт Экман (фрески) заново создали самый красивый зал церкви, её главную часовню. Поскольку он имеет полукруглую форму, фотографировать его целиком невозможно. Я не стала даже пытаться, рассчитывая разыскать профессиональные фото в сети. Нет, увы - всё кривенько-косенько, или испохаблено какой-то надписью владельца поперек. Ну, главная фреска - это Агрикола вручает Густаву Вазе переведенный на финский язык Новый Завет.

Главное, что случилось в 1900-х годах в соборе - это несколько удивительных археологических находок. Конечно, была ещё и реставрация, план которой разработал всё тот же, уже хорошо нам знакомый Армас Линдгрен. Но в данном случае, его соперник потребовал, чтобы разные проекты реставрации были оценены комиссией, и да победит лучший. Учитывая, что этот Амос Андерсон предлажил вместо обычных стекол поставить витражи, ответ можно было предугадать: ответственные лица сочли, что результат выглядел бы слишком католичненько для протестантско-лютерианской церкви, и всё ограничилось простейшими и практичнейшими поправками: пол перестелили, побелку освежили, сменили газовое освещение на электрическое, да провели центральное отопление.

Так вот, археологические находки. В ходе ремонта и реставрации в ризнице обнаружили замурованный шкаф, а в нём - череп и фрагменты костей. В дальнейшем удастся довольно точно установить, что череп и кости принадлежат кому-то с 1100-х лет. Поскольку было известно, что в кафедрале находелись реликвии св. Генриха-епископа, было логично предположить, что череп - именно Генрихов череп. Потом его услали на дополнительное обследование в Национальный музей, а там реликвии взяли да инвентаризировали в 1952 году как неофициальный дар от кафедрального собора в Турку. В Турку, к слову, тоже никто не суетился до тех пор, пока католический собор св. Генриха не обратился к ним с просьбой выделитьи им косточку святого епископа. В общем, собору удалось вернуть череп из музея только в 2007 году! Католики просимую косточку тоже получили. Остался открытым вопрос, чьи же кости завернули солдаты генералу Дугласу в 1700-х, и кто отделил от них череп, если кости всё-таки принадлежали епископу Генриху. Если принять во внимание легенду о смерти епископа, то на черепе должно быть посреждение. На найденном черепе повреждений нет. Если череп не принадлежит епископу, то зачем его так тщательно прятали? Не золотой слиток, чай.

В тех же 20-х годах обнаружили, что в реликварий епископа Хемминга было свалено некоторое количество и чужих костей. Большинство, от 1300-х, действительно принадлежали крупному пожилому мужчине. По-видимому, именно Хеммингу, поскольку это был его реликварий. Но чьими были фрагмент челюсти и костей черепа, положенные в заботливо изготовленный где-то в 1200-х футляр, обтянутый красным китайским шелком? Причем, останки тоже были с 1100-х годов. Предполагается, что они принадлежали св. Эрику-королю.

Часть костей отнесли к останкам св. Биргитты, и, заодно, найденный с ними головной убор. Почему-то Юхани Ринне, руководивший в 1920-х археологическими исследованиями, решил, что убор принадлежал именно св. Биргитте, потому что ленты на нем напомнили ему те, которые использовали члены этого монашеского отдена в одежде. Сейчас это утверждение яростно опровергается отдельными историками на основании того, что цвета не совпадают, но пока не доказано обратное, реликвия носит название пилеолуса св. Биргитты.

А вообще, в запасниках собора сохранены даже гробы с прахом далеких предков современных владельцев часовень. В частности, гробы Сигрид Вазы и её мужа Оке Тотта. А самый затейливый принадлежит принадлежит скромному председателю королевского суда. Бюрократы и тогда жили круче маршалов.

@темы: финляндия
Не только в финской. Вон, в вики написано: "Неф, или кора́бль (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Также нефом называют часть церкви западнее средокрестия, предназначенную для мирян, в отличие от хоров (пресвитерия) для клириков. Предположительно, такое название должно было подчеркнуть значение основного пространства храма, поскольку корабль являлся одним из символов христианской церкви. Возможно, оно также отражает сходство этой части храма с перевёрнутым корпусом корабля".
По вопросу точного определения типа существуют различные точки зрения. Согласно одной из них, церковь должна иметь в плане прямоугольную форму[1]. Согласно другой, достаточно соединения друг с другом по продольной оси «запад — восток», форма в плане принципиального значения не имеет[2]. В этом случае большое количество православных храмов может быть отнесено к типу «корабль» из-за популярности расположения храма, трапезной и колокольни в одну линию.
вики
ЖЖ
и хотя я не увидела там выводы, но есть названия храмов и строительных школ вроде
дзен
вк