Do or die
Как известно, у Ричарда II были свои отношения с Чеширом - именно оттуда были его элитные войска, именно чеширцам он доверял заслуженно и безусловно, и именно в Чешире, скорее всего, он спрятал сокровищницу, отправляясь из Бистон Кастл в свой последний ирландский поход.

читать дальшеКак все короли, которым пришлось сесть на трон в детском возрасте, Ричард II, повзрослев, оказался в контрах с баронами, привыкшими к безнаказанности времен протектората, и совершенно не готовыми сложить с себя прибранную к рукам власть перед повзрослевшим королем. В 1397 году, перед парламентом, назначенным на 17 сентября, король выслал шерифу Чешира распоряжение собрать 2000 лучников, которые должны были быть в Кингстоне-на-Темзе 15 сентября. Благодаря этому, Ричарду II удалось протолкнуть в парламенте свою волю и разделаться со своими политическими врагами, многих из которых он обоснованно считал врагами личными.
После победы, Ричард не распустил эти силы. Часть лучников стала его персональной гвардией, сопровождая короля и его двор повсюду, а большая часть вернулась домой, оставаясь на платной службе королю, с обязанностью немедленно явиться по вызову. Это было совершенно невиданной на то время практикой для Англии. Более того, гвардия Ричарда и лучники Ричарда были совершенно разными формированиями. Гвардия, носившая на ливреях знак белого оленя, была на виду. Стрелки оставались в тени, и до сих пор только предполагается, что каждый из них имел значок золотой или серебряной короны. Платили им не из казначейства, а через коннетабля Чешира из личных фондов короля. Более того, эти лучники были набраны из не то чтобы простонародья, но всё-таки из людей, стоявших на социальной лестнице ниже рыцарей и сквайров, и не обремененных родовыми приверженностями, обязанностями и вендеттами даже теоретически. Таким образом, можно сказать, что чеширские лучники были личными наемниками короля. Годовой доход этих лучников составлял £9 2s. 6d., то есть превосходил годовой доход мелкого манора.
Судя по патентам к оплате, собирали лучников как минимум к двум последним парламентам Ричарда II, и через те же патенты понятно, что численность приватной армии короля за последние два года его правления увеличилась. Тем не менее, личная гвардия Ричарда была поскромнее, всего около 300 человек, разбитых на семь групп, каждая из которых стояла раз в неделю на страже покоя короля. И была ещё одна группа в 185 человек, о роли которой историки по сей день не знают ничего конкретного, кроме того, что они не несли караул.
Строго говоря, считать наличие явной и тайной охраны, состоявшей из чеширских лучников, аргументом к наличию в Чешире тщательно спрятанной королевской сокровищницы довольно сложно. Даже с учетом того, что сокровищница существовала, потому что и двор Ричарда II был блестящим сверх воображаемого, и существует список содержимого этой сокровищницы, составленный в 1398-99 годах, длиной в 28 метров, содержащий 1206 описаний другоценностей, и некоторые описания включают целую группу драгоценностей. И что у нас сохранилось из всего этого великолепия? Только корона Анны Богемской, которую узурпировавший у Ричарда престол Генри IV подарил в качестве свадебного подарка своей дочери. Где же всё остальное?

Исторические источники говорят, что Генри IV нашел и прочие сокровища, вывез их, и обратил в деньги, которые были ему нужны. Об этом ясно писал и Адам из Аска, и хроники Дюлакра, но оба этих источника не являются незамутненными, когда речь идет о Ричарде II. В любом случае, сокровища Ричарда искали и при Тюдорах, и в 30-х годах прошлого века, и именно в колодце Бистон Кастл. Причем, в 30-е в этом колодце были найдены два пассажа, но однажды ночью установка, спускавшая исследователей в колодец, была кем-то уничтожена, после чего исследования прекратились почти немедленно. Следующая серия попыток началась буквально с 70-х годов, когда был найден третий пассаж и электронное оборудование более поздних времен сказало, что есть и четвертый, только они пусты. Сейчас уровень воды в Чешире понизился настолько, что даже такие глубокие колодцы, как в Бистон Кастл, пересохли. Тем не менее, другого сокровища, кроме монет, которые бросали туда туристы, найдено не было. Хотя, как понимаю, искали не особенно прилежно, в принципе не веря в существование какой-то тайной пещеры или замаскированного пассажа.
Впрочем, с Бистон Кастл тесно связан другой замок - Холт, законченный в 1308 году замок на реке Ди. Сам по себе этот замок интересен тем, что уходит вглубь скалы, на которой он возведен, на несколько этажей, и сейчас находится в состоянии даже не руин, а остова - его просто разнесли на строительный материал при постройке Итон Холла в XVII веке. Теперь, правда, удалось сделать реконструкцию хотя бы в изображении. Раскопки планировалось начать с 2015 году силами исключительно волонтерскими, и, как понимаю, удалось на сегодняшний день только расчистить руины от растительности и законсервировать работу средневековых каменщиков.
В 1394 году Холтом владел граф Арунделл, Ричард Фиц-Алан, отношения которого с королем дружескими не назовешь, и инициатором проблемы был именно Фиц-Алан, в жилах которого текла кровь Плантегенетов и Лузиньянов, и который явно считал себя если и не равным королю, то имеющим право вести себя как недовольный родственник. Это он ухитрился опоздать на похороны Анны Богемской, и это его король огрел посохом по голове. В конечном итоге, Ричард Фиц-Алан был казнен, и его замок конфискован. И именно в Холте Ричард II оборудовал себе хранилище ценностей, стоимость которых определяют в размерах 40 000 фунтов в монете, драгоценностях и золотой и серебряной посуде. Известно, что Генри Болингброк ухитрился проникнуть в Холт через водные ворота с отрядом в сотню человек, и обнаружить замок пустым и никем не охраняемым, так что ему осталось только взять ценности и смыться - благо вскоре запустилась цепь событий, которая привела Ричард II прямиком в руки его кузена.
Детали тех дней донес до нашего времени некий Жан Кретон, личность более чем любопытная, потому что он отчего-то совершенно свободно перемещался из лагеря короля в лагерь Болингброка со своим сопровождением (он был важной птицей во Франции, сквайром Шарля VI Французского), имея статус всего лишь праздного путешественника, то есть являясь шпионом, что не было секретом ни для кого. Похоже, что Кретону и его летописи в наше время верят со скрипом из-за одной детали: он не только утверждает, что тело Ричарда II, выставленное в церкви для того, чтобы люди могли убедиться в том, что тот действительно умер, совершенно точно не было телом короля, которого он прекрасно знал, но и обозначает человека, которого похоронили под именем Ричарда II - Ричарда Модлина ([Richard] Maudelyn), капеллана короля, который имел с королем очень похожие лицо, рост, телосложение и общую внешность.
Кретон уверенно обозначил хранилищем драгоценностей короля замок Холт. Но откуда, в таком случае, упорные разговоры о сокровищах, спрятанных в Бистоне? Перемещать ценности из одного замка в другой король мог в случае, если он ожидал неприятностей. Судя по его поведению, историки полагают, что не ожидал. Но я бы обратила внимание на Кретона, прибывшего из Франции. Поскольку Ричард был женат вторым браком на девочке Валуа, и огреб большую часть неприятностей в своей жизни потому, что не желал воевать с Францией, тогда как Болингброк был одним из "ястребов", можно себе представить, что об активности Болингброка его из Франции могли предупредить, и что Кретон был послан проследить за развитием событий на месте. В этом случае король мог подстраховаться.
Есть также версия, что Болингброк прибыл в Англию с реальным намерением вступить в права причитающегося ему наследства и примириться с королем - как он изначально и утверждал. И что только удачный набег на сокровищницу в Холте дал ему возможность изменить план и замахнуться на престол. Благо, расположение Холта было ему более чем знакомо - Генри Болингброк родился в Болингброк Кастл, имевшем тот же план, что и Холт. И вот в окрестностях Бистона говорили, что в ту ночь, когда был ограблен Холт, в Бистоне была отмечена необычная активность - то ли праздновали, то ли что-то искали. Не стоит также забывать о соляных и каменных копях, ведущих от Холта - они словно созданы для того, чтобы схоронить в них сокровища, которые, если они были, могут и находиться там по сей день, и быть найдены и тайно реализованы в течение прошедших столетий.

читать дальшеКак все короли, которым пришлось сесть на трон в детском возрасте, Ричард II, повзрослев, оказался в контрах с баронами, привыкшими к безнаказанности времен протектората, и совершенно не готовыми сложить с себя прибранную к рукам власть перед повзрослевшим королем. В 1397 году, перед парламентом, назначенным на 17 сентября, король выслал шерифу Чешира распоряжение собрать 2000 лучников, которые должны были быть в Кингстоне-на-Темзе 15 сентября. Благодаря этому, Ричарду II удалось протолкнуть в парламенте свою волю и разделаться со своими политическими врагами, многих из которых он обоснованно считал врагами личными.
После победы, Ричард не распустил эти силы. Часть лучников стала его персональной гвардией, сопровождая короля и его двор повсюду, а большая часть вернулась домой, оставаясь на платной службе королю, с обязанностью немедленно явиться по вызову. Это было совершенно невиданной на то время практикой для Англии. Более того, гвардия Ричарда и лучники Ричарда были совершенно разными формированиями. Гвардия, носившая на ливреях знак белого оленя, была на виду. Стрелки оставались в тени, и до сих пор только предполагается, что каждый из них имел значок золотой или серебряной короны. Платили им не из казначейства, а через коннетабля Чешира из личных фондов короля. Более того, эти лучники были набраны из не то чтобы простонародья, но всё-таки из людей, стоявших на социальной лестнице ниже рыцарей и сквайров, и не обремененных родовыми приверженностями, обязанностями и вендеттами даже теоретически. Таким образом, можно сказать, что чеширские лучники были личными наемниками короля. Годовой доход этих лучников составлял £9 2s. 6d., то есть превосходил годовой доход мелкого манора.
Судя по патентам к оплате, собирали лучников как минимум к двум последним парламентам Ричарда II, и через те же патенты понятно, что численность приватной армии короля за последние два года его правления увеличилась. Тем не менее, личная гвардия Ричарда была поскромнее, всего около 300 человек, разбитых на семь групп, каждая из которых стояла раз в неделю на страже покоя короля. И была ещё одна группа в 185 человек, о роли которой историки по сей день не знают ничего конкретного, кроме того, что они не несли караул.
Строго говоря, считать наличие явной и тайной охраны, состоявшей из чеширских лучников, аргументом к наличию в Чешире тщательно спрятанной королевской сокровищницы довольно сложно. Даже с учетом того, что сокровищница существовала, потому что и двор Ричарда II был блестящим сверх воображаемого, и существует список содержимого этой сокровищницы, составленный в 1398-99 годах, длиной в 28 метров, содержащий 1206 описаний другоценностей, и некоторые описания включают целую группу драгоценностей. И что у нас сохранилось из всего этого великолепия? Только корона Анны Богемской, которую узурпировавший у Ричарда престол Генри IV подарил в качестве свадебного подарка своей дочери. Где же всё остальное?

Исторические источники говорят, что Генри IV нашел и прочие сокровища, вывез их, и обратил в деньги, которые были ему нужны. Об этом ясно писал и Адам из Аска, и хроники Дюлакра, но оба этих источника не являются незамутненными, когда речь идет о Ричарде II. В любом случае, сокровища Ричарда искали и при Тюдорах, и в 30-х годах прошлого века, и именно в колодце Бистон Кастл. Причем, в 30-е в этом колодце были найдены два пассажа, но однажды ночью установка, спускавшая исследователей в колодец, была кем-то уничтожена, после чего исследования прекратились почти немедленно. Следующая серия попыток началась буквально с 70-х годов, когда был найден третий пассаж и электронное оборудование более поздних времен сказало, что есть и четвертый, только они пусты. Сейчас уровень воды в Чешире понизился настолько, что даже такие глубокие колодцы, как в Бистон Кастл, пересохли. Тем не менее, другого сокровища, кроме монет, которые бросали туда туристы, найдено не было. Хотя, как понимаю, искали не особенно прилежно, в принципе не веря в существование какой-то тайной пещеры или замаскированного пассажа.
Впрочем, с Бистон Кастл тесно связан другой замок - Холт, законченный в 1308 году замок на реке Ди. Сам по себе этот замок интересен тем, что уходит вглубь скалы, на которой он возведен, на несколько этажей, и сейчас находится в состоянии даже не руин, а остова - его просто разнесли на строительный материал при постройке Итон Холла в XVII веке. Теперь, правда, удалось сделать реконструкцию хотя бы в изображении. Раскопки планировалось начать с 2015 году силами исключительно волонтерскими, и, как понимаю, удалось на сегодняшний день только расчистить руины от растительности и законсервировать работу средневековых каменщиков.
В 1394 году Холтом владел граф Арунделл, Ричард Фиц-Алан, отношения которого с королем дружескими не назовешь, и инициатором проблемы был именно Фиц-Алан, в жилах которого текла кровь Плантегенетов и Лузиньянов, и который явно считал себя если и не равным королю, то имеющим право вести себя как недовольный родственник. Это он ухитрился опоздать на похороны Анны Богемской, и это его король огрел посохом по голове. В конечном итоге, Ричард Фиц-Алан был казнен, и его замок конфискован. И именно в Холте Ричард II оборудовал себе хранилище ценностей, стоимость которых определяют в размерах 40 000 фунтов в монете, драгоценностях и золотой и серебряной посуде. Известно, что Генри Болингброк ухитрился проникнуть в Холт через водные ворота с отрядом в сотню человек, и обнаружить замок пустым и никем не охраняемым, так что ему осталось только взять ценности и смыться - благо вскоре запустилась цепь событий, которая привела Ричард II прямиком в руки его кузена.
Детали тех дней донес до нашего времени некий Жан Кретон, личность более чем любопытная, потому что он отчего-то совершенно свободно перемещался из лагеря короля в лагерь Болингброка со своим сопровождением (он был важной птицей во Франции, сквайром Шарля VI Французского), имея статус всего лишь праздного путешественника, то есть являясь шпионом, что не было секретом ни для кого. Похоже, что Кретону и его летописи в наше время верят со скрипом из-за одной детали: он не только утверждает, что тело Ричарда II, выставленное в церкви для того, чтобы люди могли убедиться в том, что тот действительно умер, совершенно точно не было телом короля, которого он прекрасно знал, но и обозначает человека, которого похоронили под именем Ричарда II - Ричарда Модлина ([Richard] Maudelyn), капеллана короля, который имел с королем очень похожие лицо, рост, телосложение и общую внешность.
Кретон уверенно обозначил хранилищем драгоценностей короля замок Холт. Но откуда, в таком случае, упорные разговоры о сокровищах, спрятанных в Бистоне? Перемещать ценности из одного замка в другой король мог в случае, если он ожидал неприятностей. Судя по его поведению, историки полагают, что не ожидал. Но я бы обратила внимание на Кретона, прибывшего из Франции. Поскольку Ричард был женат вторым браком на девочке Валуа, и огреб большую часть неприятностей в своей жизни потому, что не желал воевать с Францией, тогда как Болингброк был одним из "ястребов", можно себе представить, что об активности Болингброка его из Франции могли предупредить, и что Кретон был послан проследить за развитием событий на месте. В этом случае король мог подстраховаться.
Есть также версия, что Болингброк прибыл в Англию с реальным намерением вступить в права причитающегося ему наследства и примириться с королем - как он изначально и утверждал. И что только удачный набег на сокровищницу в Холте дал ему возможность изменить план и замахнуться на престол. Благо, расположение Холта было ему более чем знакомо - Генри Болингброк родился в Болингброк Кастл, имевшем тот же план, что и Холт. И вот в окрестностях Бистона говорили, что в ту ночь, когда был ограблен Холт, в Бистоне была отмечена необычная активность - то ли праздновали, то ли что-то искали. Не стоит также забывать о соляных и каменных копях, ведущих от Холта - они словно созданы для того, чтобы схоронить в них сокровища, которые, если они были, могут и находиться там по сей день, и быть найдены и тайно реализованы в течение прошедших столетий.
@темы: Richard II
И еще в который раз подумалось, что теперь уже доподлинно не узнать, что же там случилось на самом деле и какими соображениями руководствовались фигуранты.
серафита, при наличии воображения можно не менее трилогии приключенческой наваять!