Do or die
Легат Отто, как оказалось, имел мандат от Святейшего престола не только в Англии, но и в Шотландии и Ирландии. И начал он с того, что в сентябре 1237 года организовал в Йорке встречу между королями Англии и Шотландии, потому что папа Григорий IX заподозрил Александра Шотландского в поползновениях нарушить мирный договор. На самом деле, дело было не в каких-то спорных территориях, а в большой части в делах семейных, о которых, тем не менее, вслух никто не говорил. Джоан, обожаемая сестра Генри III, была не слишком счастлива в Шотландии.

Фиктивное изображение Джоан
читать дальшеВо-первых, ей было всего 11 лет, когда она вышла за Александра, вполне взрослого юношу. Во-вторых, её свекровь, Ирменгарда де Бомон, доминировала и над жизнью сына, и над жизнью невестки в ещё большей мере. При дворе «выражали озабоченность», что время идет, а наследника престола почему-то не появляется. И всех бесило, что при этом расторжение брака с Джоан слишком осложнит отношения с Англией, то есть придется терпеть бесплодную королеву. Естественно, в такой атмосфере счастьем молодая женщина не фонтанировала, а просто честно исполняла роль связующего звена между двумя королевствами, и не роптала.
В 1236 года она сопровождала мужа на встречу с братом в Ньюкастл, и, похоже, между ними уже тогда состоялся откровенный разговор, так что когда Джоан прибыла в следующем году на переговоры в Йорк, она объявила мужу, что хотела бы проводить в Англии больше времени, а Генри заверил, что доходы сестре он полностью обеспечит, и отписал ей земли в Йоркшире и Хантингдоншире. А пока короли совещались (они подпишут Йоркский договор, обозначивший четкую границу), их королевы отбыли в паломничество на могилу Томаса Бекета. В Шотландию Джон больше не вернулась, и через год умерла, освободив Александра Шотландского для нового брака.
Вернувшись в Лондон, деятельный легат Отто (вообще-то Оттоне да Таненго, Отто он стал называть себя, когда имел дело с Фридрихом II и его придворными) взялся за английскую церковь, чего в свое время опасался ещё архиепископ Лэнгтон. В принципе, легат был в своем праве: 4-й Латеранский собор состоялся ещё в 1215 году, и церковь надо было реорганизовывать в соответствии с принятыми решениями, а в Англии не то что воз устоявшихся традиций не сдвинулся ни на пядь, а даже стройматериалы для этого воза ещё весело шумели зеленой листвой. Всех всё устраивало, а если и не всех и не устраивало, важность своих, исконных традиций чувствовали все. Кстати, каноны этого собора имеет смысл хотя бы бегло прочесть, потому что их ну очень часть цитируют весьма вольно: en.wikipedia.org/wiki/Fourth_Council_of_the_Lat...
Отто известил собравшихся, что он на совет в первый день не придет, а хочет, чтобы деятели церкви свободно обсудили предлагаемую им методичку. А на следующий день явился в сопровождении аж двух сотен охранников, которых он затребовал у короля. Не то чтобы легат был трусом – на его должности трусость исключалась в принцип. Но он ожидал каких-то выступлений и нападений, будучи в курсе, что условие Лэнгтона о том, что папский легат не ступит на английскую землю, пока архиепископ жив, стали трактовать как вечный запрет на вмешательство Рима в английский дела. Ну и ещё Генри III (в свойственной ему манере создавать конфликтные ситуации на ровном месте) издал указ, что совет не имеет право издавать каноны, которые могут вступить в конфликт с прерогативой королевской власти. В данном случае король пытался продемонстрировать подданным свою независимость, а Отто показывал, что король подчинится любому нелепому требованию легата.
В любом случае, на заседании лордов церковных был принят важнейший документ, получивший название конституции кардинала Отто, и определивший внутрицерковную политику в Англии на столетия. Впрочем, поскольку Отто был именно юристом, именно такого результата от него и ожидали, посылая в Англию. Главным пунктом этой конституции стал запрет на продвижение по служебной лестнице при помощи связей, а не благодаря квалификации. Была запрещена передача клерикальных должностей от отца к сыну – это широко практиковалось, хотя такие должности не были, естественно, наследственными. И, наконец, духовным чинам было решительно запрещено вступать в брак – до этого момента по данному вопросу было много толкований и неясностей.
В ходе обсуждений Уолтер де Кантилюп, епископ Вустера, высказался против запрета на плюрализм (в данном контексте это одновременное владение несколькими бенефициями), потому что в Англии было полно очень бедных приходов, которые не могли своему священнику необходимый для исполнения многих обязанностей, включавших и заботу о бедных и больных, в одиночку. Де Кантилюп также протестовал против запрета на мясо в монастырских общинах, утверждая, что монахини не смогут справляться со своей работой без надлежащей диеты, и что скудное питание нанесет вред их здоровью. Кардинал Отто едко ответил, что почему бы уважаемому прелату не написать письмо прямо папе Римскому, с требованием переосмыслить данные вопросы ещё раз. Так что разъезжались священники со своего заседания, пребывая сильно не в духе – снова король притащил на их голову чужака, который сует нос в английские дела.
Тем не менее, через год всех ожидал ещё более сильный удар – король секретно выдал свою 22-летнюю сестру Элеанор, вдову Уильяма Маршалла-младшего, за Симона де Монфора, графа Лестера. В свое время, будучи 16-летней вдовой, Элеанор дала в присутствии архиепископа Кентерберийского клятву безбрачия, собираясь в будущем стать монахиней. Но случилось так, что деверь Ричард и не подумал выделять Элеанор её вдовью долю, потому что решил выплатить долги Уильяма-младшего именно из неё. Понадобились долгие годы и горячие свары, прежде чем вопрос был решен. В результате, поскольку некоторое время Элеанор было не до монастыря, монахиней она так и не стала. А потом пришло понимание, что намерение было, в общем-то, глупым. Как и где они встретились с де Монфором – кто знает, возможно, что и при дворе у короля. Он ей просто понравился, а она ему не только просто понравилась. В конце концов, Элеанор была принцессой, и её состояние и происхождение притягивали Монфора не меньше, чем её элегантность и красота.
В дальнейшем Генри III с честным взором утверждал, что согласился на брак только потому, что де Монфор его сестру нагло соблазнил. Тем не менее, верится с трудом, что король был не курсе. Не поверил в это и его брат Ричард, который был кровно оскорблен ничтожностью нового родственничка. Ведь другие сёстры вышли замуж престижно – Джоан за короля Шотландии, а Изабелла – за императора Священной Римской империи. И только бедняжке Элеанор пришлось удовольствоваться местными графами. Ну ладно первый брак – его решил король Джон в обмен на верность Маршалла-старшего. Но де Монфор???
В общем, Ричард стал собирать войска в Кингстоне, Генри укрылся за стенами Тауэра. И после этого настал звездный час легата Отто. Зная Ричарда, весьма неравнодушного к богатству, он предложил ему своего рода компенсацию от короля – за оскорбленную гордость. На это Ричард сварливо заметил, что о подарке такой стоимости, которая может излечить его раненную гордость, кардинал не решает. Да и папа тоже не решает. Почуявший слабину легат метнулся к королю, которому откуда-то удалось вытащить аппетитный манор с землями стоимостью в 6000 фунтов, и только получив его, Ричард позволил уговорить себя не гневаться. Собственно, не тяготей король к решениям, принимаемым им сольно, за спиной у административного аппарата и советников, магнаты просто собрались бы в зале заседаний, поорали всласть – и дали бы свое добро на брак принцессы, ибо Монфор таки был из знаменитого, хоть и недостаточно родовитого семейства.
Вся эта феерия происходила в отсутствие архиепископа Кентерберийского, конечно, который под предлогом деловой встречи поехал в Рим с просьбой отозвать легата из Англии. Отто сам по себе никого не раздражал – дело свое он знал, и между фракциями политизировал привычно. Дело было в принципе. И Григорий IX не смог отмахнуться от конкретных аргументов архиепископа Эдмунда, письмо с отзывом легата он ему дал. Легат, конечно, счастлив не был – в Риме он занимался, по большей части, делами чисто юридическими, а ему была интересна политика. Слух об отзыве легата разнесся молниеносно, и его завалили хвалебными письмами от епископов, от Ричарда Корнуэльского, от самого короля… Король, впрочем, конфиденциально попросил кардинала Отто с отъездом не торопиться. И снова – за спиной всех.

Фиктивное изображение Джоан
читать дальшеВо-первых, ей было всего 11 лет, когда она вышла за Александра, вполне взрослого юношу. Во-вторых, её свекровь, Ирменгарда де Бомон, доминировала и над жизнью сына, и над жизнью невестки в ещё большей мере. При дворе «выражали озабоченность», что время идет, а наследника престола почему-то не появляется. И всех бесило, что при этом расторжение брака с Джоан слишком осложнит отношения с Англией, то есть придется терпеть бесплодную королеву. Естественно, в такой атмосфере счастьем молодая женщина не фонтанировала, а просто честно исполняла роль связующего звена между двумя королевствами, и не роптала.
В 1236 года она сопровождала мужа на встречу с братом в Ньюкастл, и, похоже, между ними уже тогда состоялся откровенный разговор, так что когда Джоан прибыла в следующем году на переговоры в Йорк, она объявила мужу, что хотела бы проводить в Англии больше времени, а Генри заверил, что доходы сестре он полностью обеспечит, и отписал ей земли в Йоркшире и Хантингдоншире. А пока короли совещались (они подпишут Йоркский договор, обозначивший четкую границу), их королевы отбыли в паломничество на могилу Томаса Бекета. В Шотландию Джон больше не вернулась, и через год умерла, освободив Александра Шотландского для нового брака.
Вернувшись в Лондон, деятельный легат Отто (вообще-то Оттоне да Таненго, Отто он стал называть себя, когда имел дело с Фридрихом II и его придворными) взялся за английскую церковь, чего в свое время опасался ещё архиепископ Лэнгтон. В принципе, легат был в своем праве: 4-й Латеранский собор состоялся ещё в 1215 году, и церковь надо было реорганизовывать в соответствии с принятыми решениями, а в Англии не то что воз устоявшихся традиций не сдвинулся ни на пядь, а даже стройматериалы для этого воза ещё весело шумели зеленой листвой. Всех всё устраивало, а если и не всех и не устраивало, важность своих, исконных традиций чувствовали все. Кстати, каноны этого собора имеет смысл хотя бы бегло прочесть, потому что их ну очень часть цитируют весьма вольно: en.wikipedia.org/wiki/Fourth_Council_of_the_Lat...
Отто известил собравшихся, что он на совет в первый день не придет, а хочет, чтобы деятели церкви свободно обсудили предлагаемую им методичку. А на следующий день явился в сопровождении аж двух сотен охранников, которых он затребовал у короля. Не то чтобы легат был трусом – на его должности трусость исключалась в принцип. Но он ожидал каких-то выступлений и нападений, будучи в курсе, что условие Лэнгтона о том, что папский легат не ступит на английскую землю, пока архиепископ жив, стали трактовать как вечный запрет на вмешательство Рима в английский дела. Ну и ещё Генри III (в свойственной ему манере создавать конфликтные ситуации на ровном месте) издал указ, что совет не имеет право издавать каноны, которые могут вступить в конфликт с прерогативой королевской власти. В данном случае король пытался продемонстрировать подданным свою независимость, а Отто показывал, что король подчинится любому нелепому требованию легата.
В любом случае, на заседании лордов церковных был принят важнейший документ, получивший название конституции кардинала Отто, и определивший внутрицерковную политику в Англии на столетия. Впрочем, поскольку Отто был именно юристом, именно такого результата от него и ожидали, посылая в Англию. Главным пунктом этой конституции стал запрет на продвижение по служебной лестнице при помощи связей, а не благодаря квалификации. Была запрещена передача клерикальных должностей от отца к сыну – это широко практиковалось, хотя такие должности не были, естественно, наследственными. И, наконец, духовным чинам было решительно запрещено вступать в брак – до этого момента по данному вопросу было много толкований и неясностей.
В ходе обсуждений Уолтер де Кантилюп, епископ Вустера, высказался против запрета на плюрализм (в данном контексте это одновременное владение несколькими бенефициями), потому что в Англии было полно очень бедных приходов, которые не могли своему священнику необходимый для исполнения многих обязанностей, включавших и заботу о бедных и больных, в одиночку. Де Кантилюп также протестовал против запрета на мясо в монастырских общинах, утверждая, что монахини не смогут справляться со своей работой без надлежащей диеты, и что скудное питание нанесет вред их здоровью. Кардинал Отто едко ответил, что почему бы уважаемому прелату не написать письмо прямо папе Римскому, с требованием переосмыслить данные вопросы ещё раз. Так что разъезжались священники со своего заседания, пребывая сильно не в духе – снова король притащил на их голову чужака, который сует нос в английские дела.
Тем не менее, через год всех ожидал ещё более сильный удар – король секретно выдал свою 22-летнюю сестру Элеанор, вдову Уильяма Маршалла-младшего, за Симона де Монфора, графа Лестера. В свое время, будучи 16-летней вдовой, Элеанор дала в присутствии архиепископа Кентерберийского клятву безбрачия, собираясь в будущем стать монахиней. Но случилось так, что деверь Ричард и не подумал выделять Элеанор её вдовью долю, потому что решил выплатить долги Уильяма-младшего именно из неё. Понадобились долгие годы и горячие свары, прежде чем вопрос был решен. В результате, поскольку некоторое время Элеанор было не до монастыря, монахиней она так и не стала. А потом пришло понимание, что намерение было, в общем-то, глупым. Как и где они встретились с де Монфором – кто знает, возможно, что и при дворе у короля. Он ей просто понравился, а она ему не только просто понравилась. В конце концов, Элеанор была принцессой, и её состояние и происхождение притягивали Монфора не меньше, чем её элегантность и красота.
В дальнейшем Генри III с честным взором утверждал, что согласился на брак только потому, что де Монфор его сестру нагло соблазнил. Тем не менее, верится с трудом, что король был не курсе. Не поверил в это и его брат Ричард, который был кровно оскорблен ничтожностью нового родственничка. Ведь другие сёстры вышли замуж престижно – Джоан за короля Шотландии, а Изабелла – за императора Священной Римской империи. И только бедняжке Элеанор пришлось удовольствоваться местными графами. Ну ладно первый брак – его решил король Джон в обмен на верность Маршалла-старшего. Но де Монфор???
В общем, Ричард стал собирать войска в Кингстоне, Генри укрылся за стенами Тауэра. И после этого настал звездный час легата Отто. Зная Ричарда, весьма неравнодушного к богатству, он предложил ему своего рода компенсацию от короля – за оскорбленную гордость. На это Ричард сварливо заметил, что о подарке такой стоимости, которая может излечить его раненную гордость, кардинал не решает. Да и папа тоже не решает. Почуявший слабину легат метнулся к королю, которому откуда-то удалось вытащить аппетитный манор с землями стоимостью в 6000 фунтов, и только получив его, Ричард позволил уговорить себя не гневаться. Собственно, не тяготей король к решениям, принимаемым им сольно, за спиной у административного аппарата и советников, магнаты просто собрались бы в зале заседаний, поорали всласть – и дали бы свое добро на брак принцессы, ибо Монфор таки был из знаменитого, хоть и недостаточно родовитого семейства.
Вся эта феерия происходила в отсутствие архиепископа Кентерберийского, конечно, который под предлогом деловой встречи поехал в Рим с просьбой отозвать легата из Англии. Отто сам по себе никого не раздражал – дело свое он знал, и между фракциями политизировал привычно. Дело было в принципе. И Григорий IX не смог отмахнуться от конкретных аргументов архиепископа Эдмунда, письмо с отзывом легата он ему дал. Легат, конечно, счастлив не был – в Риме он занимался, по большей части, делами чисто юридическими, а ему была интересна политика. Слух об отзыве легата разнесся молниеносно, и его завалили хвалебными письмами от епископов, от Ричарда Корнуэльского, от самого короля… Король, впрочем, конфиденциально попросил кардинала Отто с отъездом не торопиться. И снова – за спиной всех.
@темы: Henry III