вторник, 19 сентября 2023
Третий граф Пемброка, Уильям Герберт, был, конечно, фигурой колоритной, но всё больше по женской части. Он, конечно, отправлял более или менее славно свои важные обязанности министра финансов, главного камергера короля, ректора Оксфорда, и прочее, и прочее, но так долго перебирал невестами и делал детей на стороне, что умер в свои 50, не оставив законного наследника.

Он был умницей и книжником, конечно, и хорошо приложил руку к колониальной политике Англии, но его менее всего интересовали дом и семья. К счастью, у него был не менее блестящий брат Филипп, который, разделяя таланты Уильяма (но не его ученость), был по характеру совершенно другим. Вот он-то и стал перестраивать Вилтон.
читать дальше
Причем, перестраивать манор стали с истинно королевским размахом и по плану королевского архитектора, Иниго Джонса. Потому что король Джеймс I и королева Вилтон обожали, и им очень нравилось проводить там время буквально каждое лето. Когда идет речь о короле Джеймсе, подобная его привязанность вызывала, возможно, пересуды, но чего там - если Джеймс к кому-то привязывался, то уж всей душой, а Филипп попал в его ближний круг буквально на коронации. Если вспомнить, через что прошел Джеймс к тому времени, совсем не удивительно, что он прикипел к тем, кто был к нему дружелюбен в чужой для него стране. Опять же, король был, как ни странно, сам философом и поэтом, и пусть уровень его сочинений был таким как был, истинных поэтов и людей, покровительствующих поэзии, он уважал и ценил. Поэтому, кстати, и прощал 3-му графу его "проказы".
Иниго Джонс занимался в то время огромным по масштабам проектом в Гринвиче, поэтому его участие в перестройке Вилтона ограничилось тем, что он сделал архитектурный проект и нашел человека, которому можно было доверить воплощение этого проекта в жизнь - Айзека ди Куса, гасконца. В результате получилось более или менее то, что мы видим сегодня. Впоследствии это архитектурное решение будут копировать в Англии много раз. Не хочу перегружать рассказ тем, в чем не разбираюсь - архитектурными терминами. Скажу свое впечатление. В этом доме много света, во-первых. Большие, добротные окна по венецианскому стилю, причем повсюду - и в галереях тоже. В общем, по сравнению с тюдоровскими постройками этот новый стиль давал простор, свет, и видимую связь с окружающим пространством.

Я фотографировала со стороны огромного парка, так что за деревьми именно дом видно так себе (да и обычный он внешне, дыхание от восхищения не перехватывает при взгляде. Но вписывается в ландшафт просто идеально)

На фото из Вики видно лучше, что из себя представляет здание, но ракурс, имхо, невыгодный, не видна гармония с окружающим
Женился 4-й граф очень рано, в 20 лет, увидев юную Сьюзен де Вер на бале-маскараде в честь коронации Джеймса I. Возможно, по причине того, что Сьюзем была дочерью того самого 17-го графа Оксфорда, который, как многие считают, писал стихи под именем Шекспира, королевская чета приняла живое участие в этой истории, и в 1604 Сьюзен м Филипп стали супругами. Кто знает, что обо всём этом думала девушка, но Филипп обожал свою жену безмерно, до того, что на знаменитом портрете ван Дейка, где представлен он и все его дети, рядом с графом сидит именно Сьюзен, давно к тому моменту мертвая.

С этим портретом вообще много интересного. На первом плане там стоит девушка в серебристом - это Мэри Вильерс, дочь герцога Бакингема. Невесте здесь лет 13, и жениху (парень в красном, старший сын 4-го графа Чарльз) лет 16. Рядом с Чарльзом его брат Филипп, в левом углу беззаботные младшие сыновья, с книгами и собаками, как и полагается в их годы. Из них останется жив только один. А с облаков смотрят на всё это уже умершие дети 4-го графа и Сьюзен. Что касается пары новобрачных, то даже не известно, был ли этот брак, согласованный Гербертом и Вильерсом ещё при крещении Мэри, консуммирован. Насколько известно, сама Мэри не имела никакого желания выходить замуж так рано, и вскоре освободилась - её юный муж умер от оспы, как когда-то умерла и его мать. Возможно, двое младших сыновей умерли в то же время. С другой стороны стоит старшая дочь с мужем - эти были счастливой парой, и даже умерли друг за другом. Сначала Анна София (и она от оспы, представьте), а через несколько месяцев её муж, в ходе начавшейся гражданской войны, где он оказался с тестем по разные стороны.

Да-да, обласканный королем Джеймсом и королем Чарльзом I 4-й граф Пемброк взял сторону парламента. То ли дело действительно было в религии, как утверждал граф (королева была католичкой, а король во многом слушался королеву), то ли их с королем взгляды на то, что нужно стране, слишком разошлись, но начиная с 1633 года эти двое раздражали друг друга всё больше, и в 1639 году Генрберт вообще угодил в отставку. Благо, повод подвернулся. Дело в том, что Герберт по характеру был скорее милашка, и легко ладил с людьми, но начиная с него в роду явно прослеживается зафиксированная многими особенность - вспышки ярости, которые со стороны казались совершенно немотивированными. Одна из них и была использована как повод. Потом началось время маневров, в которых Герберт проявил удивительную гибкость и верность своим собственным интересам.
В 1647 в Вилтоне случился изрядный пожар - из-за какой-то оплошности в протопке комнат сгорело всё южное крыло. Тогда 4-й граф был уже очень стар, приближался в 80, хотя на активности и характере возраст никак не сказался. Он договорился о реставрации южного крыла дома всё с тем же Джонсом, но практический надзор возложил на мужа своей племянницы. Доканала Филиппа казнь Чарльза I. Он удалился в поместье, сославшись на плохое здоровье, просидел там год и тихо умер.
@темы:
Англия
А Уильяму Герберту зачем было жениться, у него был успешно размножившийся брат.