В статье о восстании католиков Севера против разорения монастырей наткнулась на факт о продаже одной из центральных фигур восстания и единственной казненной женщины, Маргарет Чейни (она же леди Балмер), её будущему супругу, сэру Джону Балмеру из Винтона, что в Йоркшире. Продавцом был законный на тот момент супруг Маргарет, лондонец Уильям Чейни, и дело было в 1530 году. Вообще считалось, что эта практика появилась в Англии только после 1600-го года, и была весьма обычной до самого 1857 года, когда был основан первый Суд по Разводам. Оказывается, всё началось намного раньше, хотя и вряд ли было так публично, как в XIX веке, когда муж буквально приводил жену на базарную площадь на веревке, и продавал тому, кто больше заплатит.
читать дальшеФакт звучит шокирующе, но на практике жен обычно продавали по полному их согласию, и покупателю, который уже состоял или хотел состоять с данной женщиной в отношениях. Продажа просто была самым быстрым и самым выгодным для всех легальным способом закончить неудавшийся брак. Технически такой развод легальным не был, и именно поэтому хитрые бритты изобрели способ публичной продажи жены, что легализировало переход "собственности" продавца в новые руки путем аукциона. К слову, Маргарет Чейни была продана частным порядком, так что, возможно, именно поэтому её в приговоре назвали ненастоящей леди Балмер, хотя с Джоном Балмером они поженились году эдак в 1534. Просто свидетелей её развода с Чейни не было.
Поскольку я тут не о Маргарет Чейни (о ней можно отдельно почитать в Dangerous Talk and Strange Behavior: Women and Popular Resistance to the Reforms of Henry VIII by Sharon L. Jackson), я только коротенько поясню, почему эта женщина закончила свой путь так драматично. Есть мнение, что Маргарет была внебрачной дочерью 3-го герцога Бэкингема. Против говорит её красота, которая отдельно отмечалась современниками (Стаффордов трудно назвать красивым родом), но за говорят фамильный темперамент, упертость и эгоцентричность, Стаффордам свойственные. Это она заставила своего мужа принять участие в востании, хотя было понятно, что после первого ареста и помилования им надо было бежать без оглядки от любой политической активности. В тюдоровской Англии женщин казнили за убийство, за активность в качестве фальшивомонетчиков, и за государственную измену. В принципе, таких приступников вешали-обезглавливали-четвертовали, но не женщин. Поэтому государственных преступниц, фальшивомонетчиц и убийц сжигали - правда, привязав на шею мешочек с порохом (исключения были, но крайне редко). Анна Болейн, осужденная как государственная преступница, была казнена через отсечение головы только по милости короля. Потом, как мы знаем, женщин стали вешать наравне с мужчинами.
Итак, почему английские мужья вели жену как корову на привязи на базар, и почему продавали, а жены давали на это действие согласие? Как ни странно, эта практика выросла из закона, по которому женщина, совершившая адьюльтер или в принципе вовлеченная в секретные отношения с мужчиной, наказывалась именно так: в рубашке, босая, со свечой в руках она обходила в знак покаяния свой квартал. А её любовник/возлюбленный штрафовался в пользу законного мужа или семейства, если это была незамужняя девица. Практичные бритты со временем отбросили покаянный антураж, и ежели супруги были несчастны вместе, а у жены имелся на примете другой мужчина, муж просто "продавал" супругу счастливому сопернику, и не редкость, когда троица шла обмыть сделку в ближайший паб. И есть достаточное количество зарегистрированных случаев продажи, случившихся по инициативе жены, полностью разочаровавшейся в доставшемся её муже и надеявшейся найти кого-то получше.
И да, это был обычай низших классов, которому судебная волокита была не по карману. Главной идеей был публичный отказ от данной женщины, всех прав на её имущество, и всех претензий в её адрес, а также и от всех своих обязанностей как мужа в её отношении. Иногда даже составлялся акт купли-продажи!
Аукцион проходил обычно чрезвычайно весело. Некий Джозеф Томпсон в 1832 году утверждал, что его жена родилась змеищей, и что любой здравомыслящий человек должен избегать "эту шалунью" как бешеного пса, рыкающего льва, холеру или заряженный пистолет. К несомненным достоинствам "шалуньи" он отнес умение доить коров, прекрасный голос, и умение петь во время застолий, где она была непревзойденным компаньоном. "Я предлагаю вам её со всеми недостатками и достоинствами за сумму в 50 шиллинггов", - закончил Томпсон свою речь.
Были ли случаи, когда женщин продавали, не считаясь с их чувствами, и покупали, не будучи с данной женщиной в знакомстве? Разумеется. Есть широко известная история, по сравнению с которой сказка про Золушку выглядит бледно. Когда 2-й герцог Чандос, Генри Бриджес, обедал в 1744 году по пути в Лондон на постоялом дворе "Пеликан", где стал свидетелем жестокого обращения мужа с красавицей женой - пропойца сначала побил её, а затем потащил на веревке продавать. Герцог выкупил несчастную за пол-кроны, но вовсе не кинулся в отношения очертя голову. Он отдал молодую женщину учиться и полировать манеры, а женился на ней по всем правилам после смерти её прежнего мужа, которая случилась через несколько лет. Свет новую герцогиню принял благосклонно, и она была до конца жизни счастлива и любима. Историю свою герцогиня Чандос никогда не скрывала, искренне считая её примером того, что божественное провидение может спасти человека и в минуту самого глубокого жизненного ненастья.
Впрочем, известны случаи, когда проданная жена не находила счастья со своим покупателем. Тогда она требовала снова выставить себя на аукцион. И известен почти анекдотический случай, когда женщина вернулась к своему первому мужу, после чего они прожили в полном согласии 30 лет.
Впрочем, после 1850-х общество стало активно осуждать торговлю женами, после 1901 года они практически не регистрировались, и последний случай случился в 1913 году. О колониях (Америка и Австралия) ничего не могу сказать кроме того, что обычай продавать жен переселенцы привезли с собой на новые земли. И там, вдали от закона, нюансы типа согласия продаваемой не имели никакого значения. Правда, был хороший шанс, что покупатель отличался от продавца в значительно лучшую сторону.
kate-kapella, да вот и мне не попадалось, что в первой половине 16 века уже были случаи, считалось, что началась эта веселуха только в 17-м. Думаю, не было нужды изобретать такой способ развода, потому что довольно долго в Англии решение о расторжении брака выносили гражданские суды, англичанки ведь судились по-страшному ещё со времен Завоевателя! Это где-то в конце 15 века семейные дела полностью передали экклезиастической юрисдикции, а то суды просто захлебывались.
А насчет сожжений, то у народа как-то втемяшилось в голову, что жгли ведьм. Я уже и не пытаюсь больше прокомментировать под такими утверждениями, что свои особенности были, особенно в Англии. Там-то ведьм как раз вешали при Кромвеле. А до этого (то есть, до воцарения прибабахнутого Джеймса) их существования и вовсе официально не признавали.
Melis Ash, не знаю, собирали ли. Так, кое-где задокументированы моменты. То игрок-ирландец продал свою жену на аукционе в Австралии, причем не какой-то там забубенный люмпен, и согласия жены там не спросили, но она была в такой ярости, что даже юбку до колен подняла, чтобы ножки продемонстрировать и продаться задорого - авось, с новым мужем лучше сложилось, чем с игроком. Золотоискатели иногда жен продавали. Но в тех районах с женщинами было так плохо, что обычно причиной была невозможность содержать и необходимость закупать оборудование для новой экспедиции - иначе все бы просто с голоду умерли.
Кстати, никто не спрашивает, как с детьми дело обстояло!)) А дети обычно шли в придачу к женщине, если только этот "развод" не был настолько позорным для продавца, что он назначал цену и за детей, продавая жену её любовнику (потому как это были, скорее всего, именно дети любовника, которых обманутый муж несколько лет кормил).
Tetroka, вообще фартинг! Там все стороны договорились между собой, нужно было именно провести публичную передачу прав, так сказать.
Frolicksome Women & Troublesome Wives: Wife Selling in England, by Barb Drummond
Road to Divorce: England, 1530-1987, by Lawrence Stone
Wives for Sale: An Ethnographic Study of British Popular Divorce, by Samuel Menefee
For Better, For Worse: British Marriages, 1600 to the Present, by John R. Gillis
Customs in Common: Studies in Traditional Popular Culture, by E. P. Thompson
Но вообще не сказала бы, что это - популярная для исследований тема. Наверное, источники настолько редкие и разбросанные, что тему обглодали ещё в 1980-х, когда была мощная волна изучения именно женской истории. Томпсон вот переиздана в 2018, а Драммонд вообще самиздат от того же 2018.
у народа как-то втемяшилось в голову, что жгли ведьм
Вот да, прямо до непробиваемости
Да, уж, Россия, которую мы потеряли и слава Богу.Возвращаясь к женщинам. Тут тоже ясно просматривается, что редко кто реально может себе представить условия жизни и нравы простонародья 18 века. Ужасаются вот, и всё тут, и не могут представить, что даже изъявившая согласие на аукцион из страха могла надеяться на изменения к лучшему, потому что хуже быть просто уже не могло.
Да ты что, все же почему-то видят себя среди графьев))
не могут представить, что даже изъявившая согласие на аукцион из страха могла надеяться на изменения к лучшему, потому что хуже быть просто уже не могло
Да, люди слишком плохо себе представляют, как оно было... Я вот пару лет назад "Мать" Горького перечитала. Это же такой ужас, кровь в жилах стынет. И это при том, что у героини не все так плохо, у нее сын хороший, за нее перед мужем заступался. То есть еще хуже было у других.
При этом, поместье вполне сохранилось, оно теперь принадлежит как открытый музей деревенскому совету, им его в какой-то момент продали в 1930-х за символические деньги. Я там была, и могу сказать по зданию и обстановке, что так себе усадьба, весьма скромненько. Далеко не хоромы де ла Шапелей, например, которые тоже в том районе жили. Плюс за хороших батраков помещики держались, и тогда уже по закону у них были определенные права, помещиков ограничивающие. Были и школы для детей, где преподавали или городские нанятые помещиком учителя, или (как в данном случае) барышни из усадьбы.
То есть, не сказать, чтобы вышеупомянутые дети росли в темноте и нищете. Но пропасть между сословиями и условиями жизни была невообразимая. Такая, что нация и в 21 веке хранит глухую неприязнь к "господчикам" современным, которая начала превращаться в нормальную человеческую зависть вот буквально последние года 4. Когда выросли поколения, уже не имевшие никакого касания с людьми, когда-то эту пропасть видевшими и чувствовавшими.