Do or die
Остаемся в Англии, где года эдак до 1000-го Рождество, конечно, праздником в рамках церковных было, но далеко не на первом месте. Главным праздником года должна была стать разумеется, Пасха с её центральной идеей для христианства как философии. Но не сложилось. Охотно верящие в чудеса и неограниченные возможности богов принимать любой облик прихожане просто не смогли понять, как мёртвый человек мог ожить, да ещё и вознестись в таком виде на небеса. Пасхальная мистерия, в которую церковь с энтузиазмом затолкала слишком много слишком сложного, осталась понятой лишь частично и упрощенно. Охватить её полностью мог только хорошо подкованный где-набудь в Парижском университете теолог, но не рядовые Джон и Мэри из пограничной деревушки на десяток дворов. Вот рождение младенца Иисуса в хлеву они понимали хорошо, и загоревшуюся в небе звезду, и мудрецов, принесших дары, и, разумеется, то, что земная дева родила сына Богу.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/-cUk2.jpg)
Возможно, вы обратите внимание и на то, что хлев у нормальных хозяев никогда не был грязным дощатым сарайчиком. Хлев зачастую мог быть чище и основательнее, чем дом, в котором жили люди
читать дальшеЦерковь среагировала на реалии очень быстро, и с 1000-го года Рождество стало доминантой средневекового календаря. Ожидать его начинали сразу после 11 ноября, когда был день святого Мартина, и период получил название "40 дней святого Мартина". Личностью он был легендарной, и в народе очень популярной - это он был тем офицером, который разрезал свой плащ, чтобы спасти от холода нищего. На 11 ноября как раз приходился день его похорон.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/BFiXZ.jpg)
Вообще, если бы св. Мартин не был личностью исторической, его стоило бы придумать. Офицер и сын офицера, он знал жизнь. И он был не просто верующим человеком, он был пронизан верой, и действительно видел своей задачей донести её до понимания простого народа, язык и менталитет которого он знал.
Ну а непосредственно после Рождества начинался период, называемый Святки, или Двенадцать дней рождества, на который приходились многие важные праздники - день св. Стефана, покровителя лошадей и лошадников на 26 декабря, когда устраивались не вполне одобряемые церковью скачки. Строго до церковного двора, разумеется, и в стремлении припасть к святыням, а вовсе не для того, чтобы узнать, чья лошадь лучше. Лошадей в тот день благословляли, как же без этого.
На следующий день благославляли вино, это был день Иоанна Богослова. А где благословляли, там и потребляли.
Потом, в качестве паузы в безудержном веселье, шел День избиения младенцев 28 декабря - день памяти детей, убитых по приказу царя Ирода Великого, который всполошился после того, как мудрецы объявили о рождении царя царей. Чтобы не рисковать короной, Ирод приказал просто истребить всех младенцев в Вифлееме, причем называются числа совершенно невозможные, десятки тысяч. При том, что въедливые ученые подсчитали максимально возможное число младенцев в небольшом городе, и пришли к выводу, что их не могло быть больше 20. В таком деле и один слишком много, но скорее всего никакого Избиения всё-таки не было, а царю Ироду просто аукнулось убийство его собственных сыновей: Антипатра, Александра и Аристобула, которые, правда, на день смерти были уже далеко не младенцами. В любом случае, в этот день скорбят обо всех слабых, притесняемых сильными.
В канун Нового года, на 31.12, тоже существует традиция всенощной, но, признаться, эта традиция не взлетела. Народ хотел провожать старый год светскими песнями, танцами, винными возлияниями и сытной едой - в память о всем том хорошем, что было, и в надежде, что Новый год окажется не хуже. А если окажется хуже, то хотя бы будет чего вспомнить о том, как славно погуляли. Впрочем, как видно по этой открытки, подразумевалось, что гуляли не просто так, а во имя христианских ценностей и любви к ближнему.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/-p2lY.jpg)
Обрезание Господне праздновали 1 января. В наше время, породившее совершенно серьезные требования активистов и общественности запретить проведение обрезаний в больничных условиях, так как это можно приравлять к изувечиванию тела, все уже забыли, что этот древний иудейский обычай и христианская церковь праздновала в честь важнейшей особенности Иисуса - того, что он был человеком, рожденным человеческой женщиной, плоть от плоти людской. И был рожден в еврейский род с его традициями, хотя в философском смысле Сын Бога национальности и не имел и принадлежал всему человечеству. Даже тем, кто о нем и не слышал.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/vZZ1g.jpg)
В этот же день отмечалось Торжество Пресвятой Богородицы - земной женщины, через которую людям был дан путь к Спасению.
В какой-то момент нелепые споры о возможности девственной беременности полностью забили смысл вопроса, и о Марии стали говорить вообще как можно меньше, но когда-то она рассматривалась практически центральной фигурой в коммуникации между людьми и её сыном, который хоть и был человеком, был при этом Богом, то есть существом не вполне своим, к которому можно обратиться не только в храме и не только по торжественному поводу. То ли дело Царица Небесная или Госпожа наша (Our Lady), которая уж точно человек, и людей понимает не только с их парадной стороны. Народ девственные беременности не волновали. В их мифах и сказках девы беременели от божеств и через туман, и через съеденный плод, а то и просто выкупавшись в каком-нибудь чудесном источнике. Божества потому и всемогущи, что могут всё.
Что касается средневековых рождественско-новогодных традиций, то подарки были, пожалуй, наиболее животрепещущей - как и сейчас. Для начала, церковь дарения подарков на Рождество изначально не одобряла, и понятно, почему. Из желания как-то дистанционировать благолепное Рождество от языческого Йоля. Не получилось. И в хижинах, и во дворцах все 12 дней рождественских праздников были связаны с дарением. Причем, как дарители, так и одариваемые весьма внимательно оценивали ценность подарка, который должен был соответствовать как минимум "среднему по раёну", но желательно превышать. Другое дело, что одаривали люди друг друга по разным дням. Кто-то на Рождество, кто-то в канун Нового года, а кто-то и только на Двенадцатую ночь. Существовал даже обычай дарить что-то на каждый день Святок!
Вообще день после Рождества, 26.12, когда в современной Англии распаковывают подарки, в Средние века рассматривался как день инверсии удачи - именно так в те времена многие рассматривали то, что сейчас называется благотворительностью. Потому что христианская помощь больным и обделенным - это долг повседневный, но вот собственное благосостояние - это совсем другое. Ничто не дается просто так, все это знали. Значит, часть данного тебе удачей надо отдать другим, поделиться этой удачей с ними. Эдакий налог на сохранение средней концентрации счастья. В общем, в этот день богатые соседи и начальство одаривали бедных соседей и подчиненных маленькими глиняными горшочками с монетами, которые туда бросали через маленькое отверстие. Чтобы достать подарок, горшочек приходилось разбивать. Называли такие горшочки piggies, чушечки - традиция, из которой выросли свиньи-копилки.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/kkjTF.jpg)
А ещё традиционным подарком считались mince pies - пирожки, которые тогда имели прямоугольную форму, символизирующую колыбель младенца Иисуса. Начиняли пироги тринадцатью ингредиентами (12 апостолов и Иисус) - измельченным мясом, сухофруктами, орехами, залитыми медом для консервации, и сдобренными жиром. Вообще, начинка обычно готовилась по ходу подготовок к праздникам, сохранялась в такой заливке в глиняных горшочках не хуже современной тушенки, но наши с вами современники, хранящие в холодильниках всё, начиная с помидоров и заканчивая гуталином, почему-то вообразили, что начинка заправлялась корицей, мускатным орехом и гвоздикой для того, чтобы забить душок портящегося мяса. На самом же деле, пряности символизировали подарки трех мудрецов, пришедших поклониться младенцу Иисусу.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/M-Dd1.jpg)
В викторианскую эпоху пирожки сильно уменьшились в размерах, стали круглыми, очень сладкими, и их стали делать в чисто фруктовой версии. Сейчас настоящие mince pies снова вошли в моду у кулинаров. Считается, что если съедать один такой пирожок в каждый из Двенадцати дней - это у счастью на весь год.
В целом, посылать друг другу подарки съедобные было хорошим тоном. Лорд мог послать арендаторам, жене, невесте, или просто пригожей соседке дичь или часть туши оленя, человек победнее - гуся. Вино и эль принимались с радостью. Бедняки радовали друг друга хотя бы корзинкой яблок и орехов. По мере достатка, в дом покупались ткани для пошива новых одежд, во дворцах дарили украшения. И никому в здравом уме не приходило в голову подарить ближнему какую-нибудь завалявшуюся в чулане дрянь - зачем сердить своей скаредностью леди Удачу?
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/GKwoH.jpg)
Продолжалась традиция Wassailing - слово слишком сложного понятия, чтобы перевести его однозначно. В общем смысле это проявление доброй воли, благословение, слегка даже самая что ни на есть языческая магия, рождественский бонус, пиар... Всё зависело от обстоятельств. На деревне народ шел в первый день Святок в поместье местного лорда шумной толпой, он выходил к ним с большой чашей горячего пряного эля или сидра (зависело от региона) со словами "waes hael" (что-то вроде "будьте здравы!"), на что ему отвечали "drink hael" ("чтоб пилось хорошо"), и начиналось веселье.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/PhsSM.jpg)
В городе группки молодежи ходили от дома к дому с чашей горячего пунша, распевая хозяевам:
"Love and joy come to you,
and to you your wassail to;
and God bless you and send you
a happy New Year",
после чего продолжали: "now give us some figgy pudding, and we won’t go until we’ve got some". В общем, колядовали. Говорят, что так получила начало традиция каролинга. Изначально энтузиасты попытались исполнять религиозные рождественские гимны на старый лад - с хороводами и весело, что отвлекало прихожан в церкви и сильно сбивало пафос момента торжественной службы. Так что в церквях такие обычаи забанили, и жаждущая веселья молодежь стала просто ходить по городу, от дома к дому.
Там, где благосостояние людей зависело от садов, они ходили от одного сада к другому с превеликим шумом и звоном, чтобы разбудить дух дерева и разогнать всякую недобрую нечисть, и совершали возливания сидра к самой красивой яблоне, или вешали ей на ветвь небольшой пудинг, смоченный в сидре, напевая при этом:
"Apple tree, apple tree we all come to wassail thee,
Bear this year and next year to bloom and blow,
Hat fulls, cap fulls, three cornered sacks fills…"
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/93oLe.jpg)
И, наконец, непременным атрибутом Двенадцати дней были небольшие спектакли-мистерии на рождественскую тему. Их ставили и гильдии, и городские управы, и труппы странствующих актеров, но существовали и литургические мистерии, которые представляли прямо в церкви. Говорят, первую такую поставил сам св. Франциск в Греччо, в канун Рождества 1223 года, когда отслужил мессу прямо перед построенной у алтаря сценой стойла, где были настоящие животные, живые люди в образе библейских персонажей, и даже младенец был настоящим (хотя чаще всего используют в наши дни куклу, всё-таки, ибо младенцы имеют привычку громогласно в происходящем участвовать). Не было диковинкой и то, что в стойло помещали не только персонажей канона, но и других, никакого отношения к истории не имеющих, но смотрящихся живописно.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/Kn4zi.jpg)
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/-cUk2.jpg)
Возможно, вы обратите внимание и на то, что хлев у нормальных хозяев никогда не был грязным дощатым сарайчиком. Хлев зачастую мог быть чище и основательнее, чем дом, в котором жили люди
читать дальшеЦерковь среагировала на реалии очень быстро, и с 1000-го года Рождество стало доминантой средневекового календаря. Ожидать его начинали сразу после 11 ноября, когда был день святого Мартина, и период получил название "40 дней святого Мартина". Личностью он был легендарной, и в народе очень популярной - это он был тем офицером, который разрезал свой плащ, чтобы спасти от холода нищего. На 11 ноября как раз приходился день его похорон.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/BFiXZ.jpg)
Вообще, если бы св. Мартин не был личностью исторической, его стоило бы придумать. Офицер и сын офицера, он знал жизнь. И он был не просто верующим человеком, он был пронизан верой, и действительно видел своей задачей донести её до понимания простого народа, язык и менталитет которого он знал.
Ну а непосредственно после Рождества начинался период, называемый Святки, или Двенадцать дней рождества, на который приходились многие важные праздники - день св. Стефана, покровителя лошадей и лошадников на 26 декабря, когда устраивались не вполне одобряемые церковью скачки. Строго до церковного двора, разумеется, и в стремлении припасть к святыням, а вовсе не для того, чтобы узнать, чья лошадь лучше. Лошадей в тот день благословляли, как же без этого.
На следующий день благославляли вино, это был день Иоанна Богослова. А где благословляли, там и потребляли.
Потом, в качестве паузы в безудержном веселье, шел День избиения младенцев 28 декабря - день памяти детей, убитых по приказу царя Ирода Великого, который всполошился после того, как мудрецы объявили о рождении царя царей. Чтобы не рисковать короной, Ирод приказал просто истребить всех младенцев в Вифлееме, причем называются числа совершенно невозможные, десятки тысяч. При том, что въедливые ученые подсчитали максимально возможное число младенцев в небольшом городе, и пришли к выводу, что их не могло быть больше 20. В таком деле и один слишком много, но скорее всего никакого Избиения всё-таки не было, а царю Ироду просто аукнулось убийство его собственных сыновей: Антипатра, Александра и Аристобула, которые, правда, на день смерти были уже далеко не младенцами. В любом случае, в этот день скорбят обо всех слабых, притесняемых сильными.
В канун Нового года, на 31.12, тоже существует традиция всенощной, но, признаться, эта традиция не взлетела. Народ хотел провожать старый год светскими песнями, танцами, винными возлияниями и сытной едой - в память о всем том хорошем, что было, и в надежде, что Новый год окажется не хуже. А если окажется хуже, то хотя бы будет чего вспомнить о том, как славно погуляли. Впрочем, как видно по этой открытки, подразумевалось, что гуляли не просто так, а во имя христианских ценностей и любви к ближнему.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/-p2lY.jpg)
Обрезание Господне праздновали 1 января. В наше время, породившее совершенно серьезные требования активистов и общественности запретить проведение обрезаний в больничных условиях, так как это можно приравлять к изувечиванию тела, все уже забыли, что этот древний иудейский обычай и христианская церковь праздновала в честь важнейшей особенности Иисуса - того, что он был человеком, рожденным человеческой женщиной, плоть от плоти людской. И был рожден в еврейский род с его традициями, хотя в философском смысле Сын Бога национальности и не имел и принадлежал всему человечеству. Даже тем, кто о нем и не слышал.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/vZZ1g.jpg)
В этот же день отмечалось Торжество Пресвятой Богородицы - земной женщины, через которую людям был дан путь к Спасению.
В какой-то момент нелепые споры о возможности девственной беременности полностью забили смысл вопроса, и о Марии стали говорить вообще как можно меньше, но когда-то она рассматривалась практически центральной фигурой в коммуникации между людьми и её сыном, который хоть и был человеком, был при этом Богом, то есть существом не вполне своим, к которому можно обратиться не только в храме и не только по торжественному поводу. То ли дело Царица Небесная или Госпожа наша (Our Lady), которая уж точно человек, и людей понимает не только с их парадной стороны. Народ девственные беременности не волновали. В их мифах и сказках девы беременели от божеств и через туман, и через съеденный плод, а то и просто выкупавшись в каком-нибудь чудесном источнике. Божества потому и всемогущи, что могут всё.
Что касается средневековых рождественско-новогодных традиций, то подарки были, пожалуй, наиболее животрепещущей - как и сейчас. Для начала, церковь дарения подарков на Рождество изначально не одобряла, и понятно, почему. Из желания как-то дистанционировать благолепное Рождество от языческого Йоля. Не получилось. И в хижинах, и во дворцах все 12 дней рождественских праздников были связаны с дарением. Причем, как дарители, так и одариваемые весьма внимательно оценивали ценность подарка, который должен был соответствовать как минимум "среднему по раёну", но желательно превышать. Другое дело, что одаривали люди друг друга по разным дням. Кто-то на Рождество, кто-то в канун Нового года, а кто-то и только на Двенадцатую ночь. Существовал даже обычай дарить что-то на каждый день Святок!
Вообще день после Рождества, 26.12, когда в современной Англии распаковывают подарки, в Средние века рассматривался как день инверсии удачи - именно так в те времена многие рассматривали то, что сейчас называется благотворительностью. Потому что христианская помощь больным и обделенным - это долг повседневный, но вот собственное благосостояние - это совсем другое. Ничто не дается просто так, все это знали. Значит, часть данного тебе удачей надо отдать другим, поделиться этой удачей с ними. Эдакий налог на сохранение средней концентрации счастья. В общем, в этот день богатые соседи и начальство одаривали бедных соседей и подчиненных маленькими глиняными горшочками с монетами, которые туда бросали через маленькое отверстие. Чтобы достать подарок, горшочек приходилось разбивать. Называли такие горшочки piggies, чушечки - традиция, из которой выросли свиньи-копилки.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/kkjTF.jpg)
А ещё традиционным подарком считались mince pies - пирожки, которые тогда имели прямоугольную форму, символизирующую колыбель младенца Иисуса. Начиняли пироги тринадцатью ингредиентами (12 апостолов и Иисус) - измельченным мясом, сухофруктами, орехами, залитыми медом для консервации, и сдобренными жиром. Вообще, начинка обычно готовилась по ходу подготовок к праздникам, сохранялась в такой заливке в глиняных горшочках не хуже современной тушенки, но наши с вами современники, хранящие в холодильниках всё, начиная с помидоров и заканчивая гуталином, почему-то вообразили, что начинка заправлялась корицей, мускатным орехом и гвоздикой для того, чтобы забить душок портящегося мяса. На самом же деле, пряности символизировали подарки трех мудрецов, пришедших поклониться младенцу Иисусу.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/M-Dd1.jpg)
В викторианскую эпоху пирожки сильно уменьшились в размерах, стали круглыми, очень сладкими, и их стали делать в чисто фруктовой версии. Сейчас настоящие mince pies снова вошли в моду у кулинаров. Считается, что если съедать один такой пирожок в каждый из Двенадцати дней - это у счастью на весь год.
В целом, посылать друг другу подарки съедобные было хорошим тоном. Лорд мог послать арендаторам, жене, невесте, или просто пригожей соседке дичь или часть туши оленя, человек победнее - гуся. Вино и эль принимались с радостью. Бедняки радовали друг друга хотя бы корзинкой яблок и орехов. По мере достатка, в дом покупались ткани для пошива новых одежд, во дворцах дарили украшения. И никому в здравом уме не приходило в голову подарить ближнему какую-нибудь завалявшуюся в чулане дрянь - зачем сердить своей скаредностью леди Удачу?
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/GKwoH.jpg)
Продолжалась традиция Wassailing - слово слишком сложного понятия, чтобы перевести его однозначно. В общем смысле это проявление доброй воли, благословение, слегка даже самая что ни на есть языческая магия, рождественский бонус, пиар... Всё зависело от обстоятельств. На деревне народ шел в первый день Святок в поместье местного лорда шумной толпой, он выходил к ним с большой чашей горячего пряного эля или сидра (зависело от региона) со словами "waes hael" (что-то вроде "будьте здравы!"), на что ему отвечали "drink hael" ("чтоб пилось хорошо"), и начиналось веселье.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/PhsSM.jpg)
В городе группки молодежи ходили от дома к дому с чашей горячего пунша, распевая хозяевам:
"Love and joy come to you,
and to you your wassail to;
and God bless you and send you
a happy New Year",
после чего продолжали: "now give us some figgy pudding, and we won’t go until we’ve got some". В общем, колядовали. Говорят, что так получила начало традиция каролинга. Изначально энтузиасты попытались исполнять религиозные рождественские гимны на старый лад - с хороводами и весело, что отвлекало прихожан в церкви и сильно сбивало пафос момента торжественной службы. Так что в церквях такие обычаи забанили, и жаждущая веселья молодежь стала просто ходить по городу, от дома к дому.
Там, где благосостояние людей зависело от садов, они ходили от одного сада к другому с превеликим шумом и звоном, чтобы разбудить дух дерева и разогнать всякую недобрую нечисть, и совершали возливания сидра к самой красивой яблоне, или вешали ей на ветвь небольшой пудинг, смоченный в сидре, напевая при этом:
"Apple tree, apple tree we all come to wassail thee,
Bear this year and next year to bloom and blow,
Hat fulls, cap fulls, three cornered sacks fills…"
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/93oLe.jpg)
И, наконец, непременным атрибутом Двенадцати дней были небольшие спектакли-мистерии на рождественскую тему. Их ставили и гильдии, и городские управы, и труппы странствующих актеров, но существовали и литургические мистерии, которые представляли прямо в церкви. Говорят, первую такую поставил сам св. Франциск в Греччо, в канун Рождества 1223 года, когда отслужил мессу прямо перед построенной у алтаря сценой стойла, где были настоящие животные, живые люди в образе библейских персонажей, и даже младенец был настоящим (хотя чаще всего используют в наши дни куклу, всё-таки, ибо младенцы имеют привычку громогласно в происходящем участвовать). Не было диковинкой и то, что в стойло помещали не только персонажей канона, но и других, никакого отношения к истории не имеющих, но смотрящихся живописно.
![](https://diary.ru/resize/-/-/8/4/9/4/849469/Kn4zi.jpg)
@темы: "праздники"
интереснейший очерк, спасибо за него! Особенно английские колядки порадовали))) Утащу текст, выучу и буду исполнять в следующем году.
Только одно малеьнкое уточнение: 27 декабря день Иоанна Богослова, а не Крестителя. Того, кто написал Евангелие от Иоанна и, как считается, Апокалипсис. Согласно агиографической легенде, его пытались отравить вином, но совершилось чудо, и яд потерял силу. Отсюда и обычай освящать вино именно на день Иоанна Богослова. Сама участвовала в этом обряде. В 90-е в ташкентском приходе Римско-католической церкви было очень мало людей, и священник, благословив вино, дал возможность всем выпить по глоточку. Когда я выпила свой глоточек, священник посмотрел на меня с хорошо разыгранным удивлением и сказал: "Что? Журналисты, и так мало пьют?" Мы ржали всем приходом
а Рождеству в Греччо в прошлом году исполнилось 800 лет. Даже странно, что на это почти никто не обратил внимания - мне попалось очень мало сообщений на эту тему.
Утаскиваю в закрома ))