В 1660, после Реставрации, в жизнь нации вернулись и рождественские праздники. Тем не менее, после 16 лет пуританского контроля и террора (mirrinminttu.livejournal.com/549317.html) вернуться к размаху Рождества времен Тюдоров (mirrinminttu.livejournal.com/548155.html) как-то сразу не удалось. Тень Кромвеля, запретившего малейший проблеск легкомыслия в 1644 года, оказалась очень длинной. Понадобилось, представьте, полвека, чтобы заново научиться веселиться от души. К началу георгианского периода Рождество и околорождественские дни были уже долгим сезоном развлечений и в хижинах, и в дворцах.
читать дальшеГеоргианское Рождество состояло из вечеринок, балов, и семейных визитов. С самого дня св. Никласа 6 декабря, и до Двенадцатой ночи 6 января. Так что первыми подарками друзья обменивались уже на день св. Никласа, что дало, соответственно, отмашку началу рождественских ярмарок. Сам день Рождества был национальным праздником и свободным от работы днём. На самом деле, обычно работы прекращались на несколько дней, но это уж зависело от начальства. А поскольку начальство праздновало не в городских особняках, а в своих поместьях, то беготни хватало, в основном, у обслуги, остальные могли объедаться, лениться, и проводить время с родней у себя дома.
Главным блюдом георгианского Рождества был гусь для, так сказать, среднего класса (или мнивших себя таковым), индюшка для простонародья, и дичь для благородных, имеющих лесные угодья. И венчало рождественский обед появление на столе пудинга. По какой-то причине именно пудинг был особо ненавидим пуританами, и Кромвель даже возвестил его "срамным обычаем", недозволенным богобоязненным христианам. То ли ему в детстве пудинга хронически не доставалось, то ли человеком был таким, что "отыщи самое любимое и запрети его". В любом случае, рождественские пудинги, они же "плам-пудинги", обычно с добавлением сухих слив и груш, победно вернулись на английский стол.
Говорят, что это сделал в 1714 году сам король Георг I, за столом которого подали пудинг в конце его первого рождественского банкета в роли венценосца. Исторических подтверждений этой истории нет, но люди ее полюбили, потому что она перекликалась с понятием "the pudding king" (король пудинга).
Очень важной частью подготовки к Рождеству снова стало украшение домов, причем украшались не только особняки, а вообще всё. Главным атрибутом украшения были вечнозеленые растения, только вот вносить их в дом до сочельника считалось плохой приметой. Остролист, плющ, омела и розмарин были основой украшений, и украшались яблоками, цитрусовыми, лентами и свечами. Украшения в домах, где жили очень религиозные люди, обходились без омелы, которую банили за ее историю, связанную с древними магическими ритуалами.
Рождественские ёлки вошли в английские традиции в 1800 году, когда королева Шарлотта, супруга Георга III, стала ставить их во дворце, как это было заведено в Германии. Тем не менее, в массовую культуру рождественские ёлки вошли только при королеве Виктории, когда в 1848 году газета London News опубликовала картинку, на которой королевское семейство позировало у нарядной ёлки. Ёлка, на мой взгляд, выглядит странно, но, если подумать, английских ёлок я в глаза не видела в дикорастущем виде. Водятся ли они там, или их конструировали, используя какой-нибудь кустарник?
Кроме новшества с ёлкой, остальное осталось неизменным со времен Средневековья. Рождественское полено и пылающий светом и теплом камин или очаг были и оставались сердцем Рождества. Жечь это полено полагалось потихоньку весь месяц, да ещё и сохранить щепку, от которой на будущий год будет зажжено новое. И да, торт "полено" - это реинкарнация того, древнего. Также был обычай дарить близким друзьям специальную, очень декоративную рождественскую свечу, которая зажигалась в канун Рождества вечером, и горела до вечера дня Рождества. Если эта свеча гасла сама по себе, это было признаком, что будущий год принесет в дом смерти и несчастья.
Второй день Рождества, тот самый "Boxing Day", был днем благотворительности. По странной логике, в этот день прислуге выдавались денежные подарки. Обычай, честно говоря, довольно дурацкий в том смысле, что бонусы тяжело работающей прислуге милостью никак не являются, но люди не морочили себе головы символикой, и ждали этих подарков с большим предвкушением. Дарили еду, дарили вещи (отнюдь не новые, но всё же "с барского плеча", то есть хорошие и, конечно, нужные). Так что название "Boxing Day" пошло именно от коробок, в которые все эти необходимости укладывались.
Двенадцатую ночь, окончание сезона, праздновали широко сквозь два столетия, пока индустриальная революция викторианской эпохи не внесла свои коррективы. На долгий сезон в деревне стало не хватать времени, рабочие и вовсе были нужны на производстве и в праздники, и так будет положено начало современному укороченному Рождеству. Правда, пока ещё Двенадцатая ночь во многих протестантских странах остается праздником, но работодатели давят и давят, чтобы церковные праздники не были больше основанием для праздности (и двойного тарифа оплаты труда тех, кому приходится работать и в выходной), так что надолго ли?
Лондон гуляет Двенадцатую ночь
На празднике много ели, много пили, и много танцевали. Играли в "bob apple" и "snapdragon", что добавляло оживления - особенно последняя игра, предполагающая выуживание (руками!) изюма из чаши с горящим бренди. Вообще-то это была детская игра, но играли в нее и взрослые.
В игре "bob apple" или пытались ухватить зубами подвешенное яблоко, или яблоко, плавающее в воде или пунше
Заканчивалась вечеринка роскошным тортом Twelfth Cake, кусочек которого должен был взять каждый участник вечеринки. В старые времена в одном из кусков был боб, а в другом - фасолина, и так выбирались бобовые король и королева вечера. Увы, к георгианским временам эта игра в их величества закончились, а потом королева Виктория в 1870 году запретила и Twelfth Cake. Во всяком случае, так считается, хотя этому нет ни одного доказательства. Ходят истории, что это как-то связано с обычаем поднимать, находясь в изрядном подпитии, тост "за истинного короля за морем", то есть за Стюартов. А поскольку при разрезании торта рушилась и корона...
А на следующий после Двенадцатой ночи день все праздничные украшения полагалось разобрать. Тот, кто не сделал этого самое позднее 6 января, рисковали навлечь на себя всякие беды и неудачи в наступившем году. Зелень, которая, как предполагалось, собирала на себя всё зло в доме, полагалось жечь. В наше время "вечных" пластмассовых украшений никому и в голову не придет это делать, но вряд ли пластмасса способна собрать на себя что-то кроме пыли.
Те, кто читает мой "сериал" о Кромвеле, легко может представить, что пораженные радикальной формой протестантской религией шотландцы в стороне от запрещения Рождества не останутся. В 1640 году парламент страны запретил "Yule vacation and all observation thereof in time coming", и только в 1958 году Рождество стало выходным днем в Шотландии, и второй день Рождества стал выходным в 1974 году.
Очень многое из этого сохраняется до сих пор у немцев, иподари на святго Николауса, и уборка после 6 янкаря (день трех королей), и гусь, и елки. Омела тоже есть, но я ни разу не слышала, что под ней целуются.
Демон? Это ваша профессия или сексуальная ориентация?
Главным блюдом георгианского Рождества был гусь для, так сказать, среднего класса (или мнивших себя таковым), индюшка для простонародья, Выходит, Скрудж,подаривший Бобу Крэтчитту индюшку на Рождество, понизил его в статусе?
Муравьиный лев, да тут просто факт, что индюшка была больше размером, но дешевле в цене. И более сухая, так сказать. Ее, по-моему, к "белому" мясу относят, тогда как жирненькие гуси и утки - к "красному". В данном случае, по-моему, дело было и в размере (больше еды), и в диетичности (больной ребенок). Потому что куда уж понижать-то...
Выходит, Скрудж,подаривший Бобу Крэтчитту индюшку на Рождество, понизил его в статусе?
и то верно)