В 1165 году у светоча рыцарства, умелого вояки, героя двух крестовых походов и просто красавца Фридриха Барбароссы родился второй его сын, Генрих. Это было большой радостью для Императора Священной Римской империи, потому что старший сын, Фридрих, родился слабым, остался слабым, и было вполне ясно, что он не жилец. По иронии судьбы, потомство Фридриха и его обожаемой супруги Беатрикс Бургундской вообще вышло в этом плане просто-таки отмеченным судьбой в плане краткосрочности жизни: из 11 детей до взрослого возраста дожили всего четверо, да и те не зажились, включая и Генриха. Сам-то Барбаросса вовсю воевал и в 68 лет, пока во время крестового похода не погиб при переправе, а вот по линии Беатрикс картина другая.
Король Германии Генрих VIчитать дальшеТем не менее сын Генрих рос способным, в 9 лет отправился с отцом в итальянский поход, в котором провел два года, причем будучи уже королем Германии - чем выше статус родителей, тем короче детство у их детей. Когда мальчик вырос, он стал заниматься, в основном, делами в Германии, а отец его продолжал приключения в южной Европе. Но некоторые конфликты тянутся очень долго, из поколения в поколение. Вот такое дело пришлось королю Германии разбирать в Эрфурте между ландграфом Тюрингии Людвигом III и Конрадом фон Виттельсбахом, архиепископом Майнца. Дело тянулось со времен поражения Генриха Льва, зятя Генри II Английского, и касалось какого-то ущерба, нанесенного ландграфу Тюрингии архиепископом. Или наоборот - все они там периодически друг с другом дрались. Генрих VI попался в центр этого феода в 1184 году на пути в Польшу, где он должен был взять сторону старика князя Мешко III, пообещавшего заплатить ему кругленькую сумму. Да и вообще Мешко имел дело ещё с отцом короля, с Фридрихом Барбароссой. Но у короля свои обязанности, так что Польше пришлось подождать.
Это картинка намного более позднего периода, но дает представление об использовании пространства
Было решено собрать своего рода ассамблею и попытаться как-то разнять спорщиков. Ассамблею собрали в кафедральной церкви св. Марии в Эрфурте, в покоях пробста, имеющих и подходящий для заседания зал, в который вмещалось до сотни людей. Церковь была очень старой, построенной на фундаменте базилики, заложенной ещё св. Бонифасом в 742 году. Покои пробста были двухэтажными. Важные гости собрались в зале на втором этаже, а в цокольном помещении там находился большой туалет с канализационным стоком. Вопреки повторяющейся повсюду ошибочной информации, что под кафедральным отхожим местом находилась выгребная яма, это был канализационный канал (см. Water Technology in the Middle Ages: Cities, Monasteries, and Waterworks after the Roman Empire by Roberta J. Magnusson), то есть колодец и тоннель, по которому периодически подавалась вода, уносившая отходы в реку.
Ошибка, впрочем, вполне извиняемая - во многих соборах и монастырях были в ходу туалеты, где отверстие каждого сидения находилось над отдельной бочкой, и не так уж редки были туалеты над выгребными ямами (хотя, если подумать о технической стороне их чистки, скорее в частных владениях, а не больших комплексах).
В любом случае, проблемой туалетов над канализационными каналами была поднимающаяся влажность, которая со временем проникала в деревянные части строения с понятным результатом - люди время от времени проваливались вместе с полом в канализационные колодцы и отхожие ямы, если запускали их ремонт или не замечали необходимости такого ремонта. Именно так и случилось в Эрфурте: под тяжестью сотни человек ослабевший в креплениях пол рухнул на первый этаж, пол которого не выдержал тоже. Почти все находившиеся в зале были увлечены вниз. Часть была убита досками и балками, часть утонула в глубоком колодце, у кого-то миазмы вызвали паралич дыхания, некоторых унесло стоком в реку, где они утонули, через тоннель.
В целом погибли 60 человек.
Король и архиепископ сидели под окнами, на каменной части строения, так что они вниз не рухнули, но и каменная часть, потерявшая опору, стала ненадежной, и они спаслись только благодаря кованым решеткам витражного окна. Ландграфа, упавшего вместе с полом вниз, тоже спасли каким-то образом, и больше, насколько известно, они с архиепископом не бранились, забыв о так и не разобранном спорном вопросе. А королю, в глубоком шоке покинувшему место происшествия немедленно после того, как их с архиепископом спасли при помощи лестниц, и вовсе повезло в итоге - противник Мешко, Казимир II, предложил ему даже более крупный куш, чем Мешко.
Нынешний кафедрал в Эрфурте построен уже в 1400-х
Роберта Магнуссон переписала информацию у Клеменса Коха "Wasserbaueinrichtungen in hochmittelalterlichen Konventanlagen Mitteleuropas" (Гидротехнические сооружения в средневековых монастырских сооружениях Центральной Европы), так что возможно по поводу клоаки предположение и верное. Остальное все - выдумки.
Не веришь мне - вот оригинал, отрывок из летописи, сделанной современниками. Это ровно вся информация, которая на самом деле существует по этому событию. Всё остальное было досочинено позже.
Post hoc imperator comperta discordia, que inter Moguntinensem episcopum et lantgravium versabatur, Heinricum iuvenem regem, filium suum, direxit Erfordiam, colloquium cum eis habiturum et pacem, si possibile foret, inter eos compositurum. Sin autem, sub interminacione districte in eos animadversionis imperatorie illis reciperet, ut usque ad audienciam eius neuter alteri quicquam inferre mali presumeret. Quo dum ventum esset et causa ventilaretur, pacique componende pars coinitum episcopi diu pertinaciter refragaretur, vix tandem et egre pace ad tempus condicta, divino repente iudicio trabibus domus, qua convenerant, disruptis in locumb cloace spurcissimurn devolvuntur; unde Dei gracia plurumi vivi eripiuntur, V vero comites, Heinricus de Swartzborg, tocius incentor discordie, Fredericus de Abinberg, Fridericus de Kerchbergd, Gozmarus de Cegenhain, Burchardus de Wartberg cum quodam Beinigero de Meldingen, sceno suffocati miserabiliter interierunt. Tandem imperator apostolico trans Alpes occurrit, et apud Veronain conveniunt, ibique aliquamdiu super statu ecclesie et regni negociis consilium habuerunt; ubi princeps inclitus Lodewicus Ill lantgravius, qui cum irnperatore advenerat, ad honorem et ornatum dilecte sibi ecclesie Reynersbornensis ampliandum usum infule per omnes abbatum eius successiones cum privilegii auctoritate roboratum a domino apostolico impetravit. Dum ibi morarentur, causa qnedam ardua inter eos ventilabatur.
Если с подробностями, то вот тут я писала по этапам превращения истории из летописи в байку про десятки погибших высокопоставленных особ: vk.com/wall-167740129_3178
Это не перепроверенная история, а как раз яркий пример того, как рождаются исторические мифы - когда даже вполне приличные историки просто переписывают из недостоверных источников, не удосуживаясь перепроверить по изначальному источнику, а потом другие переписывают у них, постепенно добавляя по какой-нибудь детальке.
Дом, кстати, да, не епископа, но и не пробста, а вообще просто дом, у кого они встречались, неизвестно, но я не исключаю, что это могли предположить по аналогии с тем, где обычно проводились такие встречи.
А History Today и не такую ерунду пишет, там все от автора конкретной статьи зависит, и никто не проверяет достоверность этих статей, главное чтобы интересно было.