Do or die
Сходили мы 13 мая на выставку Ионовой (как мы думали) в музее Галлен-Каллела. На самом деле выставка оказалась скорее о ней, нежели об искусстве, хотя картин она написала больше тысячи. Причем, по словам свидетелей, рисовала с закрытыми глазами. Картины она никогда не продавала - просто раздавала, потому что и живопись, и музыкальные композиции пришли в ее жизнь через просветление, и она считала, что полученное как дар надо дарить, а не продавать. Композицию рекомендую, она хорошая ionowa.net/musiikki/aleksandra_ionowa_improvisa..., а про Александру попытаюсь написать, хотя ее судьба сама по себе имеет значение лишь в концепте гораздо более серьезной темы.

Белое братство, 1955 Одна из немногих картин Ионовой, которую можно было назвать картиной, по-моему.
читать дальшеДело в том, что Ионова была мистиком, и состояла в теософской ложе Ruusu-Risti, то есть в Ордене храма Креста Роз, основанной в 1920 году, у которой корни ведут в Орден розенкрейцеров. А у розенкрейцеров было совершенно свое понимание и мировой истории, и истории христианства, и истории рас. В придачу, одной из основательниц ложи была Елена Блаватская, идеи которой о том, что в некоторых расах нет Священной Искры, в связи с чем они обречены на деградацию и вымирание, а другие и вовсе являются духовно полулюдьми, в наше время как-то не звучат (после того, как нацистская Германия попыталась провести эволюцию рас радикальным способом, эти идеи уже не кажутся безобидным бредом слегка сдвинутых по фазе индивидов).

Блаватская и Мария Дерэм, одна из первых женщин-фримасонов, журналистка и общественный деятель по защите прав человека. Дерэм, на мой взгляд, была заинтересована в первую очередь продвижением именно идей равенства людей в целом и женщин в частности, за что ее называют феминисткой, хотя само название основанной ею ложи, "Le Droit Humain" ("Право человека"), говорит само за себя
Интересно, что именно эти размышления Блаватской о судьбах человечества имеют довольно мало общего с идеями розенкрейцеров, которые вообще непонятно как появились в достаточно дремучем в плане любви к ближнему 1606 году. Ну представьте - по всей Европе идет радиальное физическое и социальное уничтожение инакомыслящих под разными предлогами, охота на ведьм в разгаре, а тут появляются типы в белых балахонах и вещают о моральном и интеллектуальном кризисе Европы, о всеобщей и всемирной реформе человечества, об объединении всех христиан под эгидой ученых мужей, и прочее малопонятное в том же роде. Чудо да и только... Впрочем, чудо, близкое к идеям лютеранства.

"Роза Лютера", в которой заключена основа его теологии: "Первым должен быть черный крест на сердце, которое окрашено в свой естественный цвет, так что мне будет напомнено, что вера в Распятого вводит нас в Царство Небесное. «Потому что сердцем веруют к праведности». Хотя это и черный крест, который умерщвляет и должен также причинять боль, он оставляет сердцу его естественный цвет. Он не искажает природу, то есть не убивает, а сохраняет её живой. «Праведный верою жив будет». А сердце изображено в центре цветка белой розы, олицетворяющей радость, утешение и умиротворение, которые приносит вера. Другими словами, она помещает верующего в белую розу радости, «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам». Розе же надлежит быть белой, а не красной. Ведь белый цвет — это цвет духовности и всех ангелов. Роза благоухает в небесно-голубом поле. И такое благолепие в духе и вере есть начало будущей небесной услады. Поле окружено золотым кольцом. Это означает, что небесному блаженству нет конца; оно будет длиться вечно. Оно дороже всех радостей и благ, точно так же, как золото выше, благороднее, ценнее всех металлов. Это мой compendium theologiae"
Так что нет ничего странного что именно финская ложа заявила себя всеобщим братством всех людей, которые вместе и с уважением друг к другу ищут высшую правду за всеми религиями. Блаватская, которая к 1920-му году уже успела умереть, присутствовала в организации лишь в некотором роде - через англичанку Анни Безант, которая в период поисков своего пути с ней общалась, особу более чем своеобразную и имеющую собственное мнение о том, где высшую правду надо искать. В Индии, вестимо. Карма и сансара там часть религиозного учения (Безант действительно очень серьезно погрузилась в вопрос независимости Индии, так что если Блаватская искала мистических Мастеров в буддизме и тибетских высях, Безант вполне естественно нашла много моментов, общих для индуизма и теософии). Это совершенно не понравилось Петтеру (Пекке) Эрвасту, который тоже участвовал в проекте с финской ложей. Эрваст был изначально толстовцем, и так впечатлился, что пережил в 1896 году нечто, что, по его словам, совершенно невозможно и не нужно описывать, но что, несомненно, было тем же чувством, которое ощутил Христос при крещении.

Петтер Элиас Эрваст, писатель и оккультист
Финскую ложу Теософского общества организовали под девизом "Истина важнее веры" в начале 1907 года, и Эрваст стал его главным секретарем. Первые трещинки между между сообществом и Эрвастом появились с началом Первой мировой. Анни Безант объявила, что Германия представляет темные силы, и что поддерживать окружающие ее государства нужно и правильно. Эрваст же был убежденным пацифистом, и считал, что такие вопросы вообще не входят в компетенцию сообщества, и что их дело - искать высший разум и воспарить над человеческими скорбями и радостями. Безант считала, что на роль проводника Мирового Учителя высшими силами избран Джидду Кришнамурти (который первую часть жизни действительно ментально был эдаким сосудом, в котором всё отражается, но не более того, при том что исключительно красивый ребенок умственно отсталым явно не был - прочтите о нем в вики, это того стоит), официальным опекуном которого она являлась. Эрваст же скромно молчал о том, что проводником может быть только он.

Анни Безант, которая сбежала от скучного мужа-пастора, чтобы окунуться в море теософии, бурными волнами которого она энергично пыталась управлять
В общем, Эрваст и его последователи оторвались от Теософского общества, и организовали сначала внутри него Оккультическое отделение, заточенное исключительно на духовные темы в отрыве от политики, а после того, как Эрваста стали ожидаемо обвинять в расколе Теософского общества, то оккультисты отделились от Общества полностью, организовав ложу Креста Роз. Благо, теософия сама по себе включает как эзотерику, так и оккультизм.
Только не подумайте, что Эрваст был надутым самовлюбленным идиотом, вовсе нет. Хотя история масонства не является закрытой, и хорошо представлена в плане материальных исследований, крайне мало тех, кто в ней в принципе сносно ориентируется. Как минимум потому, что это колоссальный объем информации, для понимания которой нужны довольно основательные познания. И потому, что о фримасонах в целом и оккультистах в частности в сознании масс застряла лишь карикатура, скормленная им официальной структурой власти, вовсе не готовой позволить винтикам в государственной машине усомниться в удобном для этой структуры понимании окружающего мира. Таким образом у людей, от теософских кругов далеких, нет даже отдаленного представления о том, что такое масонство, и насколько система масонства сквозь множество веков пронизывала и пронизывает сферы интеллектуальной элиты всего мира. Эрваст, который был интеллектуалом, оставившим после себя около 70 трудов на тему, был в этом вопросе специалистом.

Роба, сшитая Ионовой для декламатора Ли Ханнуккала-Похъянмиес.
На стене работы Ионовой от 1952 года: Создателю (Эрвасту?), Сен-Жермен (очевидно, именно граф-алхимик, а не французский епископ), Кут Хуми (Учитель Вневременной Мудрости и один из членов Духовной иерархии, которая направляет развитие человеческой расы этой планеты к более высокому уровню сознания), Мария и Иисус
Именно в эту ложу и пришла в 1928 году Александра Ионова (1899-1980), человек, изначально невозможно далекий от эзотерики, оккультизма и прочей мистики. Александра была дочерью русского коммерсанта Федора Ионова, причем коммерсанта довольно успешного, который обеспечил дочери самое лучшее образование, какое только можно было получить. Поскольку два класса начальной школы девочка отходила в России, отец определил ее в русскоязычную Мариинскую гимназию для девочек в Хельсинки. А потом начались потрясения 1918-1919 годов. Федор Ионов был достаточно богат и дальновиден, чтобы пожертвовать частью состояния для того, чтобы стать гражданином ставшей в декабре 1917 года независимой Финляндии, и перебраться от греха в более провинциальный Лахти со всем семейством, в котором, кроме Александры, было ещё четверо детей. Тем более что гимназию все равно закрыли. Надо сказать, что войну они пережили: Федор Ионов умер в возрасте 64 лет только в 1933 году, а мать, Мария Николаева, дожила до 82 лет и умерла только в 1952 году.

Трансформация астрального тела к совершенству
Кое-что о характере Александры (или Шуры, как все ее называли) говорит то, что она сразу же открыла в районе военных казарм кафе, и следующие восемь лет так и работала там с утра до вечера. О чем обычно не говорят, так это о том, почему в 1918 году место около казарм было настолько оживленным, что и простенькое кафе в те небогатые годы стало прибыльным делом. А объясняется это тем, что в 1918-1919 годах в районе был концлагерь на 10 000 человек для пленных "красных" и всех, кого в эту когорту затолкали недоброжелатели и чрезмерно ретивые блюстители политической гигиены. А наличие концлагеря означало наличие немалого военного персонала.
На сравнительно небольшую территорию согнали не только красногвардейцев, но и беженцев на восток, которые пытались спасти свои жизни, перейдя границу с Россией, но не дошли. Женщин и детей моложе 15 лет в лагере было 2200 и 289 (согласно выписанным ордерам на арест). Позднее, без всякого суда, были расстреляны 218 женщин, младшей из которых было 14 лет. Они числились красногвардейцами, потому что были вынуждены наниматься к красным, которые стояли в округе, на кухни и в прачечные. Там платили, а заводы, где раньше эти женщины работали, были закрыты. Где-то надо было доставать деньги, чтобы кормить семьи. Смертность в лагере была высокой, естественно. Казармы не могли вместить такое количество народа, и часть пленных разместили на землях ближайшей усадьбы, но все равно содержать помещения хотя бы в относительной чистоте было невозможно. Соответственно, в лагере люди мерли от инфекций и поветрий. Заключенных практически не кормили - половина соленой рыбы на маленьком куске хлеба в сутки. Кто мог и попадал работать, тот ел чуть лучше. Для некоторых спасителями стали солдаты немецкого гарнизона, отношения которых с местным гарнизоном и охраной лагеря были довольно враждебными. Им удалось вытащить из нечеловеческих условий хотя бы некоторых детей и женщин, и они тайком передавали в лагерь еду, на что коменданту приходилось закрывать глаза - начальство немцев исключительно ценило. Поскольку все находящиеся на территории лагеря считались государственными преступниками, в лагере практиковался террор - убить могли кого угодно и когда угодно, обвинив в чем-то или просто так.
Это зарисовка к тому, что видела перед собой 18-летняя девушка целых два года изо дня в день. Нежной фиалкой в таких условиях не выжить, и вряд ли Шура Ионова в те годы имела хотя бы минуту свободного времени для того, чтобы нянчиться со своими душевными травмами, если таковые и были. В 18 весь окружающий адище мог восприниматься и как "жизнь как жизнь". В конце концов ее семье повезло не оказаться внутри подобного лагеря. Но в 1926 году была временная оттепель, всё стало выглядеть почти мирным и нормальным, и молодежь зажила так, как полагается в их возрасте. В этом же году Шура где-то познакомилась с молодой писательницей Сельмой Мякела. Сельма была из тех писателей, которые не оставили в истории следа, но она состояла в Ордене Креста Роз, работала там секретарем, и со всем тем таинственным миром, находящимся за пределами реальности большинства людей, была хорошо знакома.
Сельма открыла для Александры совершенно новый мир, который сразу же оказался для той родным. Тем не менее, на изучение объема информации, который входит в серьезную эзотерику, ушло два года. Сельма была старше на 7 лет, но с самого начала относилась к своей младшей подруге с восторгом, переходящим в преклонение. Она считала ее неземным существом, инкарнацией Мастера, и, надо сказать, это отношение к Шуре разделял весь ее ближний круг и очень многие, кто ее знал. Обе девушки были небогаты, так что в целях экономии Сельма переехала в тот же дом у казарм, где у Александры было кафе. Шура училась, Сельма взяла в свои руки дела мирские. Так она прожили полвека. Впоследствии там было что-то вроде небольшого ретрита, где всегда жили несколько человек, но Сельма ухитрялась как-то содержать это сообщество мечтателей своей практичностью. Благо никто из них не был избалован, и к скромной жизни привычка была у всех. В 1928 году Александра Ионова вступила в Орден Креста Роз, а через год была посвящена в масоны.
Не прошло и двух лет, тем не менее, как в Ордене наметился раскол. Вокруг Ионовой образовался свой круг обожателей и почитателей, а Сельма подливала масла в огонь, утверждая, что Александра - такой же Мастер, каким был Иисус, и даже начав писать ее агиографию (житие святой). Орден был организацией серьезной, и воспринимать Шуру Ионову равной Иисусу Христу как-то готов не был. Поэтому в 1931 году ее и Сельму из Ордена исключили. "Шура - это свет, а свет некоторым режет глаза, как видно", - подвела черту под своей историей с организацией Сельма. И образовала для круга людей, собравшихся вокруг Ионовой, собственную ложу - Ложу Лотоса.
Что касается самой Ионовой, то она очень мало внимания обращала на то, что творится вокруг нее. Она была полностью сосредоточена на установлении мысленного контакта с Учителями (кем бы они ни были), училась толкованию знамений, получаемых во сне, и познавала ясновидение, активно общаясь с теми, кто себя ясновидящими позиционировал. В конце 1930-х она была в числе тех, кто пытался ментально влиять на Сталина, Маннергейма и Гитлера, чтобы остановить и изменить надвигающееся. В общении же Александра, судя по надписям, которые она любила оставлять на своих рисунках, была человеком живым, приветливым и веселым, полностью лишенным чувства собственного величия.

Чего стоит один этот рисунок от 1946 года, где в центре Безант, приезжавшая в Хельсинки в 1928 году, за которой стоит бородатый Мастер, на которого скептически глядит Блаватская, дымя сигаретой
В целом 30-е годы прошли у подруг насыщенно. Они вступили в мистическую организацию "Kalevan pojat" ("Сыны Калева", то есть мистического великана, чьими сыновьями были герои "Калевалы"). Ритуалы там были изысканными, с курениями благовоний и коллективными попытками проводить лучи христианского света в этот вечно бурлящий мир. Впрочем, в те годы вряд ли хоть один представитель культурной элиты Финляндии не состоял бы в какой-нибудь эзотерической секте, связанной так или иначе с миром Калевалы. И вряд ли хотя бы один из более или менее заметных деятелей в политике, бизнесе и культуре не состоял в одной из масонских лож (их было тогда в Хельсинки аж три, причем одна из них - "Le Droit Humain", которая допускала в свои ряды и женщин.
В 30-х Ионова также познакомилась с одной очень знаменитой предсказательницей Айно Лидией Кассинен, практически одного с собой возраста, которая действительно предсказала довольно много реально случившихся крупных событий. Женщина из низов, никому особо не нужный ребенок, она уехала из Хельсинки в Оулу, когда ей было 16, и вернулась уже знаменитой настолько, что была принята в кругах, вхожих к предсказателю Акселю Рингстрёму, который, в свою очередь, был наставником Герды Рюти, жены будущего президента Финляндии в 1940-1944. Ристо Рюти тогда был председателем Национального банка, и состоял в масонской ложе. Вокруг Рингстрёма вообще крутились именно финансисты, хотя как предсказатель он был весьма посредственен, в отличие от Айно Кассинен, которая, надо сказать, при этом предпочитала предсказывать людям простым, отвлекаясь от этого только в крайних случаях, когда видела что-то серьезное (как то неполадку в моторе самолета во время визита Гитлера в 1942 году - так и случилось, и привело к частичному воспламенению). Зато, как врач, он умел исцелять. Рюти, например, он исцелил от язвы желудка. Люди ведь целителям всегда верили по-другому, чем просто врачам. Позднее, после 1946, Ионова подарит Герде Рюти один из своих "цветков жизни" - рисунок, воспроизводящий внутреннюю сущность человека.

Прорыв в мир, который она до сих пор знала только в теории, произошел у Ионовой только в 1946 году. "Небеса во мне, и я в небесах", - сказала она. С тех пор она стала рисовать, писать картины, видеть ауры, изменения души людей, и всё такое прочее. Это неизбежно привлекло к ней многих людей искусства: поэтов и писателей, актеров и художников, музыкантов и скульпторов. Имена я приводить не буду, значение они имеют только местное, но с точки зрения культурной истории страны практически каждый из них имеет большое значение.

Несомненно чрезвычайно интересные "цветы жизни" Христа, Сен-Жермена, девы Марии и Кута Хуми (поскольку "носители" этих душ давно покинули земную жизнь, цвет мрачен, зато лучше видны детали)
Кстати, если учесть, что Александра делала до 50 рисунков и картин в день, то это выглядит некоей миссией, которую ей надо было во что бы то ни стало выполнить. И она всегда протестовала, когда где-то говорили, что она пишет свои картины в состоянии транса. "Я не медиум!" - подчеркивала она. Надо ещё привести высказывание искусствоведа и куратора выставки: Ее работы включают черты, типичные для спиритуализма, технику автоматического рисунка. Она также широко использовала антропософический мир цвета и визуализацию, характерную для теософической визуальной культуры, которая, к примеру, наблюдается в абстрактных картинах Василия Кандинского. Меня, честно говоря, эта фраза потрясла. До меня дошло, что мое слабое восприятие абстрактного искусства говорит не о том, что оно мазня, а о том, что я слишком безграмотна в восприятии того, что хочет сказать художник. Допустим, зачастую посыл настолько силен, что поразительно понятен и мне, но сколько же прошло мимо... Мораль сего момента в том, что если тебе что-то кажется глупым - исследуй явление как детектив. Это действительно расширяет восприятие мира. Например, антропософического мира цвета...


Сельма умерла в 1975 году, Александра в 1980. Нехитрое хозяйство подруг унаследовали родственники Сельмы, немедленно распродавшие картины в частные коллекции и снесшие дом, чтобы использовать участок, который в 1980 году был уже довольно в цене.

Белое братство, 1955 Одна из немногих картин Ионовой, которую можно было назвать картиной, по-моему.
читать дальшеДело в том, что Ионова была мистиком, и состояла в теософской ложе Ruusu-Risti, то есть в Ордене храма Креста Роз, основанной в 1920 году, у которой корни ведут в Орден розенкрейцеров. А у розенкрейцеров было совершенно свое понимание и мировой истории, и истории христианства, и истории рас. В придачу, одной из основательниц ложи была Елена Блаватская, идеи которой о том, что в некоторых расах нет Священной Искры, в связи с чем они обречены на деградацию и вымирание, а другие и вовсе являются духовно полулюдьми, в наше время как-то не звучат (после того, как нацистская Германия попыталась провести эволюцию рас радикальным способом, эти идеи уже не кажутся безобидным бредом слегка сдвинутых по фазе индивидов).

Блаватская и Мария Дерэм, одна из первых женщин-фримасонов, журналистка и общественный деятель по защите прав человека. Дерэм, на мой взгляд, была заинтересована в первую очередь продвижением именно идей равенства людей в целом и женщин в частности, за что ее называют феминисткой, хотя само название основанной ею ложи, "Le Droit Humain" ("Право человека"), говорит само за себя
Интересно, что именно эти размышления Блаватской о судьбах человечества имеют довольно мало общего с идеями розенкрейцеров, которые вообще непонятно как появились в достаточно дремучем в плане любви к ближнему 1606 году. Ну представьте - по всей Европе идет радиальное физическое и социальное уничтожение инакомыслящих под разными предлогами, охота на ведьм в разгаре, а тут появляются типы в белых балахонах и вещают о моральном и интеллектуальном кризисе Европы, о всеобщей и всемирной реформе человечества, об объединении всех христиан под эгидой ученых мужей, и прочее малопонятное в том же роде. Чудо да и только... Впрочем, чудо, близкое к идеям лютеранства.

"Роза Лютера", в которой заключена основа его теологии: "Первым должен быть черный крест на сердце, которое окрашено в свой естественный цвет, так что мне будет напомнено, что вера в Распятого вводит нас в Царство Небесное. «Потому что сердцем веруют к праведности». Хотя это и черный крест, который умерщвляет и должен также причинять боль, он оставляет сердцу его естественный цвет. Он не искажает природу, то есть не убивает, а сохраняет её живой. «Праведный верою жив будет». А сердце изображено в центре цветка белой розы, олицетворяющей радость, утешение и умиротворение, которые приносит вера. Другими словами, она помещает верующего в белую розу радости, «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам». Розе же надлежит быть белой, а не красной. Ведь белый цвет — это цвет духовности и всех ангелов. Роза благоухает в небесно-голубом поле. И такое благолепие в духе и вере есть начало будущей небесной услады. Поле окружено золотым кольцом. Это означает, что небесному блаженству нет конца; оно будет длиться вечно. Оно дороже всех радостей и благ, точно так же, как золото выше, благороднее, ценнее всех металлов. Это мой compendium theologiae"
Так что нет ничего странного что именно финская ложа заявила себя всеобщим братством всех людей, которые вместе и с уважением друг к другу ищут высшую правду за всеми религиями. Блаватская, которая к 1920-му году уже успела умереть, присутствовала в организации лишь в некотором роде - через англичанку Анни Безант, которая в период поисков своего пути с ней общалась, особу более чем своеобразную и имеющую собственное мнение о том, где высшую правду надо искать. В Индии, вестимо. Карма и сансара там часть религиозного учения (Безант действительно очень серьезно погрузилась в вопрос независимости Индии, так что если Блаватская искала мистических Мастеров в буддизме и тибетских высях, Безант вполне естественно нашла много моментов, общих для индуизма и теософии). Это совершенно не понравилось Петтеру (Пекке) Эрвасту, который тоже участвовал в проекте с финской ложей. Эрваст был изначально толстовцем, и так впечатлился, что пережил в 1896 году нечто, что, по его словам, совершенно невозможно и не нужно описывать, но что, несомненно, было тем же чувством, которое ощутил Христос при крещении.

Петтер Элиас Эрваст, писатель и оккультист
Финскую ложу Теософского общества организовали под девизом "Истина важнее веры" в начале 1907 года, и Эрваст стал его главным секретарем. Первые трещинки между между сообществом и Эрвастом появились с началом Первой мировой. Анни Безант объявила, что Германия представляет темные силы, и что поддерживать окружающие ее государства нужно и правильно. Эрваст же был убежденным пацифистом, и считал, что такие вопросы вообще не входят в компетенцию сообщества, и что их дело - искать высший разум и воспарить над человеческими скорбями и радостями. Безант считала, что на роль проводника Мирового Учителя высшими силами избран Джидду Кришнамурти (который первую часть жизни действительно ментально был эдаким сосудом, в котором всё отражается, но не более того, при том что исключительно красивый ребенок умственно отсталым явно не был - прочтите о нем в вики, это того стоит), официальным опекуном которого она являлась. Эрваст же скромно молчал о том, что проводником может быть только он.

Анни Безант, которая сбежала от скучного мужа-пастора, чтобы окунуться в море теософии, бурными волнами которого она энергично пыталась управлять
В общем, Эрваст и его последователи оторвались от Теософского общества, и организовали сначала внутри него Оккультическое отделение, заточенное исключительно на духовные темы в отрыве от политики, а после того, как Эрваста стали ожидаемо обвинять в расколе Теософского общества, то оккультисты отделились от Общества полностью, организовав ложу Креста Роз. Благо, теософия сама по себе включает как эзотерику, так и оккультизм.
Только не подумайте, что Эрваст был надутым самовлюбленным идиотом, вовсе нет. Хотя история масонства не является закрытой, и хорошо представлена в плане материальных исследований, крайне мало тех, кто в ней в принципе сносно ориентируется. Как минимум потому, что это колоссальный объем информации, для понимания которой нужны довольно основательные познания. И потому, что о фримасонах в целом и оккультистах в частности в сознании масс застряла лишь карикатура, скормленная им официальной структурой власти, вовсе не готовой позволить винтикам в государственной машине усомниться в удобном для этой структуры понимании окружающего мира. Таким образом у людей, от теософских кругов далеких, нет даже отдаленного представления о том, что такое масонство, и насколько система масонства сквозь множество веков пронизывала и пронизывает сферы интеллектуальной элиты всего мира. Эрваст, который был интеллектуалом, оставившим после себя около 70 трудов на тему, был в этом вопросе специалистом.

Роба, сшитая Ионовой для декламатора Ли Ханнуккала-Похъянмиес.
На стене работы Ионовой от 1952 года: Создателю (Эрвасту?), Сен-Жермен (очевидно, именно граф-алхимик, а не французский епископ), Кут Хуми (Учитель Вневременной Мудрости и один из членов Духовной иерархии, которая направляет развитие человеческой расы этой планеты к более высокому уровню сознания), Мария и Иисус
Именно в эту ложу и пришла в 1928 году Александра Ионова (1899-1980), человек, изначально невозможно далекий от эзотерики, оккультизма и прочей мистики. Александра была дочерью русского коммерсанта Федора Ионова, причем коммерсанта довольно успешного, который обеспечил дочери самое лучшее образование, какое только можно было получить. Поскольку два класса начальной школы девочка отходила в России, отец определил ее в русскоязычную Мариинскую гимназию для девочек в Хельсинки. А потом начались потрясения 1918-1919 годов. Федор Ионов был достаточно богат и дальновиден, чтобы пожертвовать частью состояния для того, чтобы стать гражданином ставшей в декабре 1917 года независимой Финляндии, и перебраться от греха в более провинциальный Лахти со всем семейством, в котором, кроме Александры, было ещё четверо детей. Тем более что гимназию все равно закрыли. Надо сказать, что войну они пережили: Федор Ионов умер в возрасте 64 лет только в 1933 году, а мать, Мария Николаева, дожила до 82 лет и умерла только в 1952 году.

Трансформация астрального тела к совершенству
Кое-что о характере Александры (или Шуры, как все ее называли) говорит то, что она сразу же открыла в районе военных казарм кафе, и следующие восемь лет так и работала там с утра до вечера. О чем обычно не говорят, так это о том, почему в 1918 году место около казарм было настолько оживленным, что и простенькое кафе в те небогатые годы стало прибыльным делом. А объясняется это тем, что в 1918-1919 годах в районе был концлагерь на 10 000 человек для пленных "красных" и всех, кого в эту когорту затолкали недоброжелатели и чрезмерно ретивые блюстители политической гигиены. А наличие концлагеря означало наличие немалого военного персонала.
На сравнительно небольшую территорию согнали не только красногвардейцев, но и беженцев на восток, которые пытались спасти свои жизни, перейдя границу с Россией, но не дошли. Женщин и детей моложе 15 лет в лагере было 2200 и 289 (согласно выписанным ордерам на арест). Позднее, без всякого суда, были расстреляны 218 женщин, младшей из которых было 14 лет. Они числились красногвардейцами, потому что были вынуждены наниматься к красным, которые стояли в округе, на кухни и в прачечные. Там платили, а заводы, где раньше эти женщины работали, были закрыты. Где-то надо было доставать деньги, чтобы кормить семьи. Смертность в лагере была высокой, естественно. Казармы не могли вместить такое количество народа, и часть пленных разместили на землях ближайшей усадьбы, но все равно содержать помещения хотя бы в относительной чистоте было невозможно. Соответственно, в лагере люди мерли от инфекций и поветрий. Заключенных практически не кормили - половина соленой рыбы на маленьком куске хлеба в сутки. Кто мог и попадал работать, тот ел чуть лучше. Для некоторых спасителями стали солдаты немецкого гарнизона, отношения которых с местным гарнизоном и охраной лагеря были довольно враждебными. Им удалось вытащить из нечеловеческих условий хотя бы некоторых детей и женщин, и они тайком передавали в лагерь еду, на что коменданту приходилось закрывать глаза - начальство немцев исключительно ценило. Поскольку все находящиеся на территории лагеря считались государственными преступниками, в лагере практиковался террор - убить могли кого угодно и когда угодно, обвинив в чем-то или просто так.
Это зарисовка к тому, что видела перед собой 18-летняя девушка целых два года изо дня в день. Нежной фиалкой в таких условиях не выжить, и вряд ли Шура Ионова в те годы имела хотя бы минуту свободного времени для того, чтобы нянчиться со своими душевными травмами, если таковые и были. В 18 весь окружающий адище мог восприниматься и как "жизнь как жизнь". В конце концов ее семье повезло не оказаться внутри подобного лагеря. Но в 1926 году была временная оттепель, всё стало выглядеть почти мирным и нормальным, и молодежь зажила так, как полагается в их возрасте. В этом же году Шура где-то познакомилась с молодой писательницей Сельмой Мякела. Сельма была из тех писателей, которые не оставили в истории следа, но она состояла в Ордене Креста Роз, работала там секретарем, и со всем тем таинственным миром, находящимся за пределами реальности большинства людей, была хорошо знакома.

Сельма открыла для Александры совершенно новый мир, который сразу же оказался для той родным. Тем не менее, на изучение объема информации, который входит в серьезную эзотерику, ушло два года. Сельма была старше на 7 лет, но с самого начала относилась к своей младшей подруге с восторгом, переходящим в преклонение. Она считала ее неземным существом, инкарнацией Мастера, и, надо сказать, это отношение к Шуре разделял весь ее ближний круг и очень многие, кто ее знал. Обе девушки были небогаты, так что в целях экономии Сельма переехала в тот же дом у казарм, где у Александры было кафе. Шура училась, Сельма взяла в свои руки дела мирские. Так она прожили полвека. Впоследствии там было что-то вроде небольшого ретрита, где всегда жили несколько человек, но Сельма ухитрялась как-то содержать это сообщество мечтателей своей практичностью. Благо никто из них не был избалован, и к скромной жизни привычка была у всех. В 1928 году Александра Ионова вступила в Орден Креста Роз, а через год была посвящена в масоны.

Не прошло и двух лет, тем не менее, как в Ордене наметился раскол. Вокруг Ионовой образовался свой круг обожателей и почитателей, а Сельма подливала масла в огонь, утверждая, что Александра - такой же Мастер, каким был Иисус, и даже начав писать ее агиографию (житие святой). Орден был организацией серьезной, и воспринимать Шуру Ионову равной Иисусу Христу как-то готов не был. Поэтому в 1931 году ее и Сельму из Ордена исключили. "Шура - это свет, а свет некоторым режет глаза, как видно", - подвела черту под своей историей с организацией Сельма. И образовала для круга людей, собравшихся вокруг Ионовой, собственную ложу - Ложу Лотоса.
Что касается самой Ионовой, то она очень мало внимания обращала на то, что творится вокруг нее. Она была полностью сосредоточена на установлении мысленного контакта с Учителями (кем бы они ни были), училась толкованию знамений, получаемых во сне, и познавала ясновидение, активно общаясь с теми, кто себя ясновидящими позиционировал. В конце 1930-х она была в числе тех, кто пытался ментально влиять на Сталина, Маннергейма и Гитлера, чтобы остановить и изменить надвигающееся. В общении же Александра, судя по надписям, которые она любила оставлять на своих рисунках, была человеком живым, приветливым и веселым, полностью лишенным чувства собственного величия.

Чего стоит один этот рисунок от 1946 года, где в центре Безант, приезжавшая в Хельсинки в 1928 году, за которой стоит бородатый Мастер, на которого скептически глядит Блаватская, дымя сигаретой
В целом 30-е годы прошли у подруг насыщенно. Они вступили в мистическую организацию "Kalevan pojat" ("Сыны Калева", то есть мистического великана, чьими сыновьями были герои "Калевалы"). Ритуалы там были изысканными, с курениями благовоний и коллективными попытками проводить лучи христианского света в этот вечно бурлящий мир. Впрочем, в те годы вряд ли хоть один представитель культурной элиты Финляндии не состоял бы в какой-нибудь эзотерической секте, связанной так или иначе с миром Калевалы. И вряд ли хотя бы один из более или менее заметных деятелей в политике, бизнесе и культуре не состоял в одной из масонских лож (их было тогда в Хельсинки аж три, причем одна из них - "Le Droit Humain", которая допускала в свои ряды и женщин.
В 30-х Ионова также познакомилась с одной очень знаменитой предсказательницей Айно Лидией Кассинен, практически одного с собой возраста, которая действительно предсказала довольно много реально случившихся крупных событий. Женщина из низов, никому особо не нужный ребенок, она уехала из Хельсинки в Оулу, когда ей было 16, и вернулась уже знаменитой настолько, что была принята в кругах, вхожих к предсказателю Акселю Рингстрёму, который, в свою очередь, был наставником Герды Рюти, жены будущего президента Финляндии в 1940-1944. Ристо Рюти тогда был председателем Национального банка, и состоял в масонской ложе. Вокруг Рингстрёма вообще крутились именно финансисты, хотя как предсказатель он был весьма посредственен, в отличие от Айно Кассинен, которая, надо сказать, при этом предпочитала предсказывать людям простым, отвлекаясь от этого только в крайних случаях, когда видела что-то серьезное (как то неполадку в моторе самолета во время визита Гитлера в 1942 году - так и случилось, и привело к частичному воспламенению). Зато, как врач, он умел исцелять. Рюти, например, он исцелил от язвы желудка. Люди ведь целителям всегда верили по-другому, чем просто врачам. Позднее, после 1946, Ионова подарит Герде Рюти один из своих "цветков жизни" - рисунок, воспроизводящий внутреннюю сущность человека.

Прорыв в мир, который она до сих пор знала только в теории, произошел у Ионовой только в 1946 году. "Небеса во мне, и я в небесах", - сказала она. С тех пор она стала рисовать, писать картины, видеть ауры, изменения души людей, и всё такое прочее. Это неизбежно привлекло к ней многих людей искусства: поэтов и писателей, актеров и художников, музыкантов и скульпторов. Имена я приводить не буду, значение они имеют только местное, но с точки зрения культурной истории страны практически каждый из них имеет большое значение.

Несомненно чрезвычайно интересные "цветы жизни" Христа, Сен-Жермена, девы Марии и Кута Хуми (поскольку "носители" этих душ давно покинули земную жизнь, цвет мрачен, зато лучше видны детали)
Кстати, если учесть, что Александра делала до 50 рисунков и картин в день, то это выглядит некоей миссией, которую ей надо было во что бы то ни стало выполнить. И она всегда протестовала, когда где-то говорили, что она пишет свои картины в состоянии транса. "Я не медиум!" - подчеркивала она. Надо ещё привести высказывание искусствоведа и куратора выставки: Ее работы включают черты, типичные для спиритуализма, технику автоматического рисунка. Она также широко использовала антропософический мир цвета и визуализацию, характерную для теософической визуальной культуры, которая, к примеру, наблюдается в абстрактных картинах Василия Кандинского. Меня, честно говоря, эта фраза потрясла. До меня дошло, что мое слабое восприятие абстрактного искусства говорит не о том, что оно мазня, а о том, что я слишком безграмотна в восприятии того, что хочет сказать художник. Допустим, зачастую посыл настолько силен, что поразительно понятен и мне, но сколько же прошло мимо... Мораль сего момента в том, что если тебе что-то кажется глупым - исследуй явление как детектив. Это действительно расширяет восприятие мира. Например, антропософического мира цвета...


Сельма умерла в 1975 году, Александра в 1980. Нехитрое хозяйство подруг унаследовали родственники Сельмы, немедленно распродавшие картины в частные коллекции и снесшие дом, чтобы использовать участок, который в 1980 году был уже довольно в цене.
@темы: финляндия, Дамский вопрос
все работы, что я видела в этой области (мистики, эзотерики и т.п.), несут какой-то свой отпечаток
это - не искусство
проявление человеческого развития в области духовной - да, учение - да, саморазвитие, глас с неба... - да
но искусством я бы это не назвала
сейчас писала комментарий и поняла почему: художник (плохой, хороший, реалист, импрессионист, кубист...) ПЕРЕОСМЫСЛИВАЕТ действительность мира реального / своих фантазий / своего понимания духовного. Сознательно или неосознанно, но переосмысление есть
а вот такие "воспроизводители духовного" любого направления они... они словно просто инструмент, который показывает миру нашей реальности что-то из мира другого; они изливают в мир то, что могут, не анализируя / не пользуясь собственными чувствами / не опираясь на интуицию
позиция: «Вот окно из другого Сущего, смотрите».
Не уверена, что смогла передать своё понимание, но что-то общее вот в таких работах есть у всех, хотя такие "воспроизводители" относятся к разным направлениям духовных практик.
Вот мне кажется, с абстракционизмом та же штука.
yako-kaede, у меня в студенческие годы был хороший приятель из музыкальной тусовки. Он никогда не учился музыке, но импровизировал на слух любой мотив, украшая по ходу этими "ух ты переходами". Талант. У него была золотая коллекция джазовых пластинок, всё лучшее. И он очень старался донести до меня красоту джаза. Но увы - я слышала раздражающую какофонию. А лет через 10 после этого как щелкнуло что-то в голове, и всё я услышала, и теперь джаз часами могу слушать. Моя знакомая так же "услышала" классику. Наверное, всему свое время. С абстракционизмом у меня пока сложно - то ли не могу понять, то ли не хочу, что скорее всего.
Tetroka, я несколько пар радужных крыльев увидела
про детей меня прикалывал очень один момент:
в 8 лет так называемый "очередной переходный возраст", не помню как там его учёные по детям зовут, и вот до этого самого переходного возраста все мои ученики рисовали вместо деревьев телеграфные столбы с палочками или перевёрнутые морковки. Если сильно их достать в плане реализма, то юные художники пересчитывали сколько видят на живом дереве слева и справа сучьев и рисовали для меня палочки-веточки по бокам от телеграфных столбов / перевёрнутых морковок )))
А потом - бац! - что-то в их башке/ фазе развития щёлкало и буквально через неделю-другую почти все в восемь лет начинали рисовать настоящие деревья. И ветки изогнутые, и стволы гибкие-прямые, и тонкие прутики, и листочки...
Но до вот этого самого переходного возраста хоть кол на голове чеши, хоть с бубном вокруг берёзы прыгай - телеграфные столбы / перевёрнутые морковки, иногда с палочками по бокам ))))
И да, в неблагополучных ситуациях - типа развод родителей - взросление происходит у детей быстрее, и как следствие реалистичнее / техничнее рисунки. Но это не касается тех моментов, когда гнобят именно ребёнка. Там уже другие картины получаются.
я как-то читала что-то на тему вот эту рисования у детей. Точно уже не помню, но там это связывалось с развитием способности к эмпатии, способности разделить себя и окружающих. Там излагалось примерно так, что сначала, самые маленькие дети, которые ещё толком не говорят, рисуют вообще всякие каляки-маляки, которые для них "означают" нужный им объект. Там это объяснялось в таком ключе, что образ существует у ребёнка в голове - и ему кажется достаточно этого. Он рисует какие-то линии или спирали - и это по сути своей сообщение "смотрите, у меня в голове есть образ этого существа". И ребёнок не понимает, что взрослые не видят это же самое существо в его изображении. Ему кажется, что если он при взгляде на эти линии вспоминает придуманный образ, то и все остальные так же его "считывают" из этой каляки-маляки. Как этакая "ссылка на образ в голове", но он не понимает, что она другим недоступна.
На следующем этапе, вот этом "до восьми", ребёнок начинает уже понимать, что окружающие не сидят у него в голове и информацию надо передавать каким-то образом. Речь - это по сути "условные обозначения" вещей, и в рисунке ребёнок тоже пытаться передать "условное обозначение" объекта: изображает его ключевые особенности, чтобы при взгляде на рисунок окружающие понимали, что это такое, а то, что полноценный образ всем придётся домысливать - не кажется проблемой. Я вижу дерево и думаю о конкретном дереве - значит, и другие при виде этого схематического обозначения дерева смогут подумать о том же самом конкретном дереве.
И только уже когда полностью вот это разделение на Я /Они развилось, тогда человек начинает понимать, что чтобы увидели то, что "видишь" у себя в голове ты, нужно и нарисовать именно это картинкой.
MirrinMinttu, от учителя в школе зависит многое, если смотреть со стороны ребёнка и родителей. Но когда стоишь по другую стороны баррикады, то понимаешь, что многое зависит и от родителей, от того в какой среде ребёнок развивается вне школы.