пятница, 12 сентября 2008
Представьте себе историю Отелло и Дездемоны в наши дни.
читать дальше Если воображение отказывает, то приезжайте в Финляндию. В Хельсинки и Тампере идет Отелло в постановке Майкла Барана (Michael Baran).
Воинственные герои одеты в полевую униформу или костюмы фэнтезийных героев. Придворные дамы семенят на высоченных стилетто, иногда спотыкаясь и покачиваясь. При дворе венецианского дожа убийства – дело привычное. Придворные сидят на кожаных диванах и относятся к происходящему, как к «риалити шоу».
Дездемона – хихикающая нимфетка. Нюхает кокаин, и проводит время в военных упражнениях. Науку ниндзя дева уже усвоила, теперь бегает по развалинам с автоматом. Больше всего Дездемона хочет на войну – на настоящую войну, потому что компьютерные войнушки и ролевки уже набили оскомину. Да-да, герои общаются при помощи мобильников и не расстаются с переносными компьютерами. На фоне событий играет джаз.
В трактовке актеров Национального театра в Хельсинки, трагедия Отелло – это трагедия стареющего мужчины, запутавшегося в кризисе среднего возраста, чужих интригах и в паутине лжи, раскинутой влюбленным в Дездемону Яго. Он, не замечая того, проваливается во внутреннее безумие. Благодаря диалогам с Яго, зритель видит, как расшатывается личность Отелло, и как на его истерзанный ум наползает болезнь. Ни цвет кожи, ни этническое происхождение Отелло не подчеркиваются, его отчуждение от окружающих происходит из-за чумы безумия, разъедающей стареющего героя.
Положительных героев в этой трактовке Отелло нет.
В Тампере, в театре Френкелл, играет ту же постановку другой актерский состав, и акценты расставлены по-другому. Общая атмосфера на сцене густо замешана на сексе и насилии, и в этом мире всех женщин воспринимают, в общем-то, шлюхами. Редко возводя поклеп, кстати, поэтому здесь о женщине можно сказать, что угодно, и все поверят.
Отелло в этой версии генерал в первую очередь, и влюбленный в нем только начинает проклевываться. Дездемона – самоуверенна, полностью понимает свою притягательность для «папика», и по-юношески уверена в своей полной неуязвимости, в своем бессмертии. В принципе, она и погибает-то потому, что зашла в провокации Отелло слишком далеко, ничего не поняв.
В этой трактовке сценарий трагедии Отелло и Дездемоны написан Эмилией, женой Яго, при помощи находящегося в умственном развитии на уровне подростка Родриго. Почему Эмилия хотела погубить Дездемону? Да не хотела она, ей эта девица была просто проводником ликвидации Отелло. Потому что в центре постановки лежат отношения Отелло и Яго. Яго, обожающий своего генерала, поклоняется ему, сам не понимая причины. Геями героев Шекспира не сделали, но очень осторожно, избегая клише, показали латентную страсть, превратившуюся (не без помощи Эмилии) в не менее страстную ненависть со стороны Яго
(обзор написали в Хельсингин Саномат от 12.09.2008 Кирсикка Моринг и Оути Лахтинен)
@темы:
"экранизации vs каноны"
А почему сейчас в идеалы вышла дева-воин? Искушенная, храбрая, коварная, но кому-то избранному верная любовница и друг. Потому что таких наяву нет? Все барышни разом стали овцами?
У Кристи мисс Марпл как-то высказалась по поводу смелых романов своего племянника, что в викторианскую эпоху о сексе вслух не говорили, но в жизни он был, а сейчас все говорят о сексе без конца, но, похоже, разговорами все и ограничивается.