Каждому из нас знакомо состояние, когда все раздражает, когда хватаешься за все – и отбрасываешь: неинтересно, тягомотина. Когда кажется, что никому-то ты в мире не нужен, что каждый обидеть пытается, и что вообще жизнь прошла мимо. В таких случаях мы говорим, что депресняк накатил, и ищем утешения в чем-то приятном. Через некоторое время тучи над головой как-то рассасываются. На самом деле, это не депрессия.
читать дальшеНастоящая депрессия – это когда человеку вообще ничего не чувствуется и не кажется. Мозг впадает в оцепенение, через которое не проходят раздражители ни изнутри, ни извне. Человек в депрессии даже не чувствует себя несчастным, он вообще ничего не чувствует. Сидит в полном оцепенении, даже дойти до кухни или ванной кажется слишком утомительным. Это даже не не грогги, это кома сознания.
Поскольку почти каждый из нас живет в какой-то ячейке, как то рабочей или семейной, и имеет обязанности, такое выпадение из реальности не остается для окружающих незамеченным, и они тащат «дезиртира» к врачу. Врач, задав пару-тройку вопросов, и, услышав в ответ невнятное бормотание (говорить тоже тяжело), пропишет какой-нибудь Прозак. На таблетках человек более или менее держится несколько лет, тянет лямку, и ломается, наконец, окончательно. Тогда его переводят на пенсию по потере трудоспособности, и о его существовании благополучно забывают.
Если учесть, что депрессия не участь маргиналов, а вторая по статистике причина потери трудоспособности в Финляндии, а американцы тратят на таблетки от депрессии около 10 миллиардов евро ежегодно, то депрессию стали изучать весьма активно.
Причина депрессии клинически очень проста: крохотный гипоталамус мозга перестает вырабатывать сератонин, своеобразный «гормон счастья». На обезьянах изучено, что чем выше у какого-нибудь обезьяннего индивида уровень сератонина в крови, тем выше его иерархия в стае. Читай: в лидеры попадает только тот, кто способен радоваться жизни. А что происходит с теми, у кого уровень сератонина падает? Они начинают замыкаться, становятся пассивными. У них усиливается деятельность правой лобной части мозга в ущерб левой. Поэтому искушение вмешаться в дисбалланс медикаментозно очень велик.
А вот ученые Рэндольф Нессе и Джорж Вильямс утверждают, что депрессия – это защитная реакция организма, а вовсе не болезнь, и лечить здесь лекарствами нечего. По их мнения, как только жизнь теряет смысл, становясь чередой будней, когда человек только должен успеть, должен выполнить, должен, должен, должен, мозг сам по себе стремится к состоянию Ctrl+Alt+Del, к полной перезагрузке системы. Депрессия – это сигнал к пересмотру жизненных ценностей, к смене направления. Готовый рецепт для входа в депрессивное состояние – это завышенная планка достижений, установка «любой ценой», бескомпромиссность и подстегивание себя алкоголем.
О чем ученые не подумали, так это о том, как человеку вырваться из колеса обязанностей, чтобы пересмотреть свои взгляды и изменить жизненное направление. Выиграть в лотерею или податься в хиппи?
@темы:
истории о медицине