понедельник, 13 октября 2008
Вчера заблудились с Розмарином обдумывать на чужом сайте причины многих неприятных особенностей рода человеческого (у
Janusz Cienkowski, с довольно неожиданными последствиями). Получилось, что за проявлениями ненависти, нетерпимости, расизма, дискриминации, фанатизма и социальной истерии стоит зачастую банальный страх, используя который нами манипулируют. Открыла утром газету, и – вуаля! – нашла несколько соображений и рассуждений о природе наших страхов.
читать дальшеАнглийский писатель Джулиан Барнс пишет в своей книге Nothing To Be Frightening Of об одном эпизоде, приключившемся с ним во время какой-то из поездок. Проснувшись ночью в незнакомом месте, он почему-то подумал, что умирает. С воем «нет-нет-нет!» писатель стал колотить подушку в банальном и немужественном приступе истерики. Барнс – красивый мужчина среднего возраста, в прекрасной физической форме, известный писатель. Жизнь, в общем-то, удалась, и каких-то травм, могущих привести к вышеописаным припадкам ужаса, он в своем прошлом не находит. Может дело в том, что страх перед смертью является врожденным, может, жизнь благополучного человека в благополучной стране сама по себе настолько лишена страхов, что неизбежность смерти стала основным, рассуждает писатель.
У автралийского художника-шаржиста Майкла Лёнига есть свое решение проблемы. Он шутит, что очень часто в предрассветные часы он просматривает в своей спальне чисто приватную оперу под названием Смерть, Проклятие и Отчаяние, посвященную его и только его жизненым неудачам. Хор перечисляет все сделанные Лёнигом ошибки, сопрано объясняет, как Лёниг стареет и дряхлеет, а бас углубляется в детали того, как Лёниг будет умирать. Почему же он еще жив? Потому, что в момент наивысшей кульминации, когда художник уже нервно дрожит под одеялом на грани инфаркта, на кровать вспрыгивает его кошка и начинает петь о том, что горизонт уже светлеет, что пора вставать, только давай еще чуть-чуть помурлыкаемся. После пережитого отчаяния наступающий день кажется прекрасным.
Финский философ Элли Ариваара предлагает бороться с сильными негативными реакциями, базирующимися на страхе, вопросом: если меня это бесит/вызывает дискомфорт/пугает, то чего я боюсь на самом деле? И есть ли смысл этого бояться? Она напоминает о стоической философии, основой которой является мысль о том, что все, что есть у человека, дано ему взаймы, и момент возврата может наступить когда угодно. Поэтому есть смысл радоваться каждый миг тому, что есть, а не изнурять себя негативом.
А я часто вспоминаю случай в одной из моих групп иммигрантов, которые готовились к карьере предпринимателей в Финляндии. Я задала группе вопрос о том, кто чего боится. Учитывая состав группы, многие боялись войны, геноцида – они это видели, они через это прошли. Те, у кого были дети, боялись за их будущее. Почти все боялись неудачи в начинаемом деле. Потом подошла очередь пары иракских курдов.
Муж покачал головой и сказал, что не боится ничего. «И я ничего», - подтвердила со смехом его жена. Учитывая то, что мужчина был слеп и то, что у пары было четверо своих детей и пара адаптированых, их бесстрашие показалось всем удивительным. Мужчина спокойно рассказал об их пути за эту парту в этой аудитории. Он, учитель биологии, имел глупость перейти от свойственной интеллигенции болтовни насчет язв общества к членству в движении за свободный Курдистан. Попал в полицию, где его хорошенько поколотили и выпустили. К сожалению, от удара по голове он ослеп. Но тут к нему пришло прозрение, что в любой момент к ним в дом могут придти военные и просто всех убить. Тогда они собрались и ушли через горы. Жена с деньгами за пазухой и пистолетом в кармане, слепой, избитый муж и четверо детей. На пути они подобрали еще двух сирот.
Я видела фото жены до их бегства из Ирака. Там позирует хорошенькая, глупенькая, избалованная хохотушка в чем-то розовеньком и пушистеньком. Женщина, сидящая передо мной, была мудрой, с сединой в роскошных волосах, и очень уверенной. В себе, в завтрашнем дне, в будущем бизнесе. «Все самое страшное у нас позади», - сказали супруги. После этого рассказа все мы сделали довольно сильную переоценку своего отношения к жизни.
Кстати, у этой пары все получилось и с бизнесом.
@темы:
истории о медицине
А пара интересная. Можно сказать, с правильной жизненной установкой.
А разве это не общеизвестно? Хм.
А куда именно сходить-то?)
Предохранители, имхо, просто отключаются в периоды возрастных кризисов - из-за перенапряжения. Кризис - это пресловутый "переход количественных изменений в качественные". Человеку становится невозможно жить и действовать в старых рамках, он чувствует, что выплескивается через край прежнего бассейна / переходит границы - ему нужно целое море / весь мир. Во время кризиса человек переосмысляет собственный социальный статус, соразмеряет ценности социума, в котором живет, и какие-то другие ценности. Естественно, на доступном каждому отдельному индивиду уровне. Когда какие-нибудь новые ценности становятся предметом осмысления сразу большого числа "пограничных" личностей (тех, что переживают кризис), социум меняется.
То есть, эти личностные кризисы - явление не биологическое, а социальное, они - порождение самого социума. Они могут работать, одновременно, и на социум, и против него. Но, в любом случае, в конечном итоге, они работают на социум, заставляя его эволюционировать через противостояние общественного мнения и "пограничной" личности. В каждой вещи заложена основа развития, которая, одновременно, является и причиной угасания. Социум, как система ограничений, которые время от времени заставляют человека страдать от них и бороться с ними, есть причина возможности собственного небытия. Диалектика
А все остальное звучит грустно. Как-то всегда хотелось, чтобы социум держался от меня подальше. Социум, как система ограничений, которые время от времени заставляют человека страдать от них и бороться с ними, есть причина возможности собственного небытия. Дуализм... Забавно, что Запад тяготеет к ситуации, в которой недовольных просто не будет. Будут критики, будут ворчуны, но социальных возмущений не будет. Ради этого и бесплатные шприцы наркоманам, и система социальной поддержки, и закабаление человека в систему путем опутывания его банковским долгом уже при поступлении в учебное заведение. Интересно, если система не меняет себя изнутри через разрушение прежних форм, что с ней случится? Сомнут извне? В этом причина нарастающей волны терроризма? И молодежь начинает бунтовать, отвергает кабалу. Посмотри на картинки вверху. Это еще самые облегченные, у нее в галерее такое висит... А ведь деве 28 лет.
Оно не грустно, оно просто так есть. Конечно, сомнут. Другие социумы. А потом природа, породившая социум, сомнет его
Молодежь бунтует всегда, просто в разных формах. Молодежь - это люди в период очередного кризиса, которые еще не знают, что все бесполезно, и борются с системой, или как они это называют в разное время и в разных местах
А то, что творит эта дева, довольно стандартно) Это обычный способ противопоставить себя социуму)
Историк / политолог / социолог / кто-там-еще может только изучать и учиться трезво оценивать - и учить других, если получится) А психолог / педагог / кто-там-еще может помочь (или навредить)