Сегодня нарвалась у Ника на размышление о том, что человек имеет право на смерть: если кто-то хочет покончить с собой, его останавливать неэтично. Он лучше знает, что делает, это – его жизнь.
Меня это почему-то задело крепко. Оказывается, есть еще в мире вещи, к которым я отношусь совершенно серьезно. Пришлось задуматься, почему.
читать дальшеВо-первых, есть чисто личная позиция.
Я прожила свой переходный довольно нормально: с рыданиями по пустякам, с заламыванием рук и мировой скорбью в душе. В 15 лет я точно знала, что жизнь – «такая пустая и глупая шутка». Ах, как мне тогда хотелось романтически умереть, от разбитого сердца, например. Я упивалась Блоком, Есениным, Асеевым, Грином, и видела себя в каждой строке. Этакой трагически надломленной, непонятой и загадочной. Я искренне завидовала подружке Вале, которая иногда падала в обморок. Это было, по моему мнению, так поэтично.
Через несколько лет, ранней весной, я шла за Валиным гробом. Она покончила с собой из-за любви, которая даже не была несчастной, просто мать ее возлюбленного решительно воспротивилась их женитьбе. Сын подчинился.
По принятому тогда обычаю, Валю хоронили в открытом гробу, в наряде невесты. В тот день я впервые соприкоснулась со смертью, как она есть. Было совершенно нереальное чувство: Вали больше никогда не будет! Зачем???? Где-то через год ее молодой человек благополучно женился, и рядом с ним стояла девушка в свадебном платье. Живая. Ради чего умерла Валя?
После этого я еще несколько раз сталкивалась с самоубийствами и попытками к ним. И знаете что? Не было ни одного случая, чтобы стэйтмент дошел по адресу. Жизни всех участников трагедий продолжались так, будто ничего и не произошло. В одном случае героя перехватили сразу после поминок по его самоубившейся подруге. Жертвы были принесены впустую.
Во-вторых, у человека должно быть самоуважение.
Говорят, что «жизнь так побила». Неправда. Жизнь никого не бъет и не голубит. Жизнь идет сама по себе, а мы сами по себе об нее бъемся. От неопытности, от глупости, от незнания. Каждый шмяк – трещина на броне щенячьего самолюбования и уверенности в своей исключительности. Сначала винишь других, потом берешься за себя. Это нормально, так и должно быть.
Только те, кто на этой стадии застывают, или умирают молодыми (дезиртируют, собственно говоря), или превращаются в невыносимых брюзг. Чтобы стать человеком, личностью, надо идти дальше. Брать себя за шиворот и разбирать рукотворные завалы. Только так. В процессе труда неплохо проясняется в мозгах. И депрессии куда-то испаряются. Наверное, каждый в какой-то момент задает себе вопрос: кто я? «Человек или тварь дрожащая?». Самоубийство – это расписка в своей несостоятельности, в недостатке мужества для жизни и работы длиной в жизнь.
В-третьих, рядом с нами живет масса людей, которым живется очень сложно.
Это наш водитель кара, который родился дауном, но сумел выучиться по максимуму. Это наш курьер, который научился координировать свои движения. Это парень из бригады неотложки, страшно обгоревший в аварии, перенесший десятки операций и вернувшийся на работу. Это пожарник, провалившийся сквозь крышу горящего дома, тоже многократно оперированный и сумевший вернуться в рабочее состояние. Это живущий неподалеку многократный олимпийский чемпион с парализованными ногами (есть олимпийские игры для инвалидов тоже), который тренирует юниоров. Это отцы и матери, у которых лежат дома дети, опутанные трубками, но они находят в себе силы жить, работать. Это подростки с инсулиновыми насосами под одеждой, которые живут и учатся, зная прекрасно, во что их может превратить диабет. Эти люди не считают себя героями, они просто живут настолько нормальной жизнью, насколько это для каждого из них возможно. Они научились принимать жизнь такой, какая она на данный момент. Да что там, я могу продолжать и продолжать список.
На самом деле, вокруг так мало беспроблемных людей, если вообще есть. На фоне этих историй я просто не могу принять, что кто-то может походя лишить себя жизни из-за каприза, в знак протеста, из желания отомстить своей смертью, от страха перед жизнью вообще, от страха перед неизбежной смертью... От скуки, в конце концов. Я знаю женщину, которая умерла от обиды на жизнь, оказавшейся не такой, какой она, по ее мнению, заслуживала. Прозвучит, наверное, дико, но каждое самоубийство – это прямое оскорбление тех, кто старается выжить.
Отсюда к вопросу, надо ли самоубийц останавливать. Конечно, надо. Инстинкт самосохранения очень силен в каждом живом существе. Если этот инстинкт сдает, значит, человек находится в состоянии сильнейшего аффекта и не может рассуждать здраво. Например, понять, что смерть отменить не получится. Не получится вернуться и увидеть, что из этого вышло. И хорошо, что так, потому что из этого ничего никогда не выходит.
А как же тогда незаслуженно опоэтизированные ритуальные самоубийства, честь самурая и иже с ним? Чтобы это понять, надо вникнуть в процесс обучения этих самураев, и понять ту социальную структуру, в которой они жили. И почему эта структура была именно такой. Там много чего найдется, но только не свобода воли.
@темы:
истории о медицине
- Поверьте, мой друг, жизнь скучна, даже если в неё есть праздники и приключения"
(с)
человек имеет право на смерть
имеет, но только тогда, когда выполнено всё, что должно было.
По принятому тогда обычаю, Валю хоронили в открытом гробу, в наряде невесты
Как-то жутко смотреть на такое...
В-третьих, рядом с нами живет масса людей, которым живется очень сложно. Это наш водитель кара, который родился дауном, но сумел выучиться по максимуму. Это наш курьер, который научился координировать свои движения. Это парень из бригады неотложки, страшно обгоревший в аварии, перенесший десятки операций и вернувшийся на работу. Это пожарник, провалившийся сквозь крышу горящего дома, тоже многократно оперированный и сумевший вернуться в рабочее состояние. Это живущий неподалеку многократный олимпийский чемпион с парализованными ногами (есть олимпийские игры для инвалидов тоже), который тренирует юниоров. Это отцы и матери, у которых лежат дома дети, опутанные трубками, но они находят в себе силы жить, работать. Это подростки с инсулиновыми капельницами под одеждой, которые живут и учатся, зная прекрасно, во что их может превратить диабет. Эти люди не считают себя героями, они просто живут настолько нормальной жизнью, насколько это для каждого из них возможно
Тот, кому действительно максимально паршиво, никогда не будет выпячивать для всех свою проблему.
Кто так делает, просто показушник.
Если этот инстинкт сдает, значит, человек находится в состоянии сильнейшего аффекта и не может рассуждать здраво. Например, понять, что смерть отменить не получится. Не получится вернуться и увидеть, что из этого вышло. И хорошо, что так, потому что из этого ничего никогда не выходит.
И то, что самому будет уже всё равно, а тем, кто остался... им либо тоже всё равно - тогда ради чего эта смерить? - либо для них это будет огромным ударом - за что они так наказаны?
Nick-Luhminskii Скоро даже этого не понадобится (надеюсь): на проходящей неделе в Швеции и во Франции поставлены людям синтетические органы. Если дело пойдет, то мир станет чуть менее жутким местом (мне неприятно отношение к живым и мертвым, как к складу запчастей).
А, вот что такое для меня зло: сознательное причинение кому-либо вреда или боли для получения выгоды и/или удовольствия. Только это.
Да, трупу уже все по-барабану, разумеется. Не по барабану живым. Чем больше психологически "опускают" человеческое существо, рассматривая его как потребителя, или как ходячий склад органов, на которых можно делать бизнес, или все прочее в том же духе, тем ниже становится барьер для всех обращаться с себе подобными, как с бездушными камешками. В конечном итоге, выигравших не остается. До смерти еще дожить надо... Желательно, в максимально благоприятных условиях.
А способов ущемить похоронами права -- множество)
Задумайся тогда хотя бы о том, почему эти останки принято как-то ритуально упокоивать? Ведь, с практической точки зрения, и их можно с пользой употребить. Получим безотходное производство. В концлагерях Второй мировой этот метод был неплохо уже отработан. Понимаешь, о чем я?
Когда кто-то попирает права человека-личности, конкретного индивидуума, он хотя бы понимает, что делает неправильно. Снизведи отдельных индивидуумов до уровня массы, сырья - и с ними можно делать, что угодно, не испытывая ни малейших угрызений совести.
Самый простой пример. Я встречала людей, ставших вегитарианцами, когда их дома, в деревне, "угостили" мясом лично знакомого, конкретного животного. Мясо они раньше ели спокойно, но есть конкретную Облачко или Черничку не могли.
А способов ущемить похоронами права -- множество) Отсюда поподробнее, плиз, по-прежнему не доходит. Впрочем, когда этот вопрос станет актуальным для нас, всех в любом случае кремировать будут по разным обрядам.
А во многих культурах умерших родственников полагается благочестиво есть.
Поедание родственников или особо уважаемых врагов базировалось на вере, что таким образом родственние будет продолжать жить в тебе, станет частью тебя. А от врага, соответственно, будут получены все его лучние качества. Это же совсем другая "сфэээра"
В этом отношении я скажу так: в "чистой" трансплантологии запчасти берут только у тех, кто выразил свое на это желание при жизни. Поэтому я не осуждаю трансплантологию как таковую для всех. Кто хочет - пусть пользуется. Для меня это как с мехами: сама носить не буду, но и презрением обливать тех, кто носит, не стану.
Не было ни одного случая, чтобы стэйтмент дошел по адресу. Жизни всех участников трагедий продолжались так, будто ничего и не произошло. В одном случае героя перехватили сразу после поминок по его подруге. Жертвы были принесены впустую.
так вот, мне не кажется, что впустую. На тебя-то эта история явно произвела впечатление. И ты несешь послание дальше. Может быть, моего мнения оно не изменит, я упрямый и
И, с другой стороны: если самоубийство гражданина Х. ничего не изменит, то чем жизнь гражданина Х. отличается от смерти?
И, с третьей стороны: ты отговоришь гражданина Х. от опрометчивого шага. Что ты дашь ему взамен? Сможешь быть в полной мере в ответственности за тех, кого приручили?
И, с четвертой стороны: начинаешь излагать гражданину Х. резоны остаться в живых, даже согласившись взять на себя известную ответственность, а он на это -- "я чужое мнение по данному вопросу имел в большом виду". Тогда что?
Что ты дашь ему взамен? Язвините? Никто никому ничего не может дать. Человек сам должен понять, для чего он живет. Мыслям о самоубийстве сопутствуют сильнейшие душевные страдания. Если человек их переживет, он станет лучше. Эмпатичнее, мудрее. Поймет, что он - вовсе не центр Вселенной. Что ему, возможно, уготована более скромная, но достойная роль.
начинаешь излагать гражданину Х. резоны остаться в живых Нет. В таких случаях практически всегда достаточно просто дать человеку выговориться. Никогда не надо никому давать советы.
На тебя-то эта история явно произвела впечатление Скорее, заставила задуматься. Неужели, когда Ваня/Маня лезет в петлю из-за Мани/Вани, то это потому, что без данного человека ему/ей не жить? Нет. В петлю человека толкает эгоцентризм: приз не достался, хотя я так старался. Когда мы мучаемся от неразделенной любви, мы мучаемся от любви к себе. Вот и все. Формула применима для любого расклада.
Остальные доводы меня вполне убедили, но:
действительно, в петлю человека толкает эгоцентризм. Большинство людей эгоцентричны. Я чертовски эгоцентричен, и даже принципиально эгоцентричен. Другим я уже вряд ли стану, напротив, буду становиться все более и более злобным и зацикленным на себе. Вопрос: стоит ли мне жить при таких раскладах?
А живущий в гигантской серой сопле никогда руки на себя не наложит. Потому что он сам выбрал себе жизнь в этой субстанции, она для него почему-то родная. Ему в ней вполне комфортно. В Хельсинки каждый год находят как минимум одну мумию. Людей, которые жили настолько незаметной, изолированной жизнью, что их смерти никто не заметил. Все они умерли своей смертью, никто руки на себя не наложил. Когда начинают расследовать случай, то выясняется, что эти люди методично изолировали себя от внимания окружающих.
Если человек способен придти в отчаяние от серости своей жизни, он способен ее изменить.
Про мумии очень впечатляет. И все-таки случаи самоубийств от серости и безысходности весьма часты, вспомнить хотя бы Цветаеву.
если у эгоцентриков все так хорошо, почему тогда происходят эгоцентрические самоубийства? О! Именно потому, что они недостаточно эгоцентричны. Неправильно эгоцентричны. Как эгоцентрик, я хочу жить среди счастливых людей. Эго - я, большой бугор на лужайке жизни, а вокруг меня яркие цветочки цветут, пчелки порхают. Чтобы цветочки цвели, я буду их поливать. Чтобы пчелки порхали, я буду поддерживать нужный микроклимат. Мне их обожание нужно? Нет.
А в неправильных и недостаточных эгоцентриках я запутался. Значит, тех, кто не получил приз и тех, кто хочет пчелок и птичек, надо хотя бы называть разными словами, или признать, что на самоубийство или не-самоубийство одних и других толкает некий иной фактор. а то выход -- убил себя -- эгоцентрист, не убил -- еще хуже эгоцентрист
Просто эгоцентризм тоже меняется, когда человек меняется. Когда неполучение приза гонит к самоубийству, то это эгоцентризм незрелый, не терпящий царапин. Если человек сам или при чьей-то помощи данный момент переживет, то его эгоцентризм станет зрелее, что ли.
Мы все эгоцентрики. Даже Мать Тереза - она тоже создала вокруг себя мир, который считала правильным создать.
Реальный пример: пару дней назад греческий футболист бросился со скалы, оставив записку, что причиной является то, что его не включили в сборную, и он не может жить с грузом такой несправедливости, ему причиненной. Комментарии нужны?
Или вспомнить лермонтовского Вулича -- как его поступок сочетается с концепцией эгоцентризма?
я принципиально буду отвечать за каждый свой поступок так, как будто совершил его только что А зачем? Ты изменился, все вокруг изменилось, жизнь имеет линеарное направление. Если тратить свое нынешнее время на ответы прошлым поступкам, то можно профукать свои нынешние поступки. Если постоянно оглядываться на то, что осталось за спиной, можно вообще застыть на месте.
я много раз нарывался на приключения И я))). На то и жизнь. Если остались живы, значит, для чего-то.
Разве бы мир сильно изменился, если бы я умер тогда, а ней сейчас Ты сам знаешь, что да. Со сколькими людьми ты за это время столкнулся, сколько решений принял? Ровно столько импульсов ты послал в окружающий мир. Следовательно, изменил реальность.
Вулич - литературный герой, вымышленный персонаж.