Do or die
Говоря об Аспасии, нельзя не говорить о Перикле, но и Перикл без Аспасии не стал бы тем, кем стал. И Лизикл без нее никогда не достиг бы вершин своего влияния, и многие эллинские реформы против аристократии никогда бы не получили воплощения в жизнь.
читать дальшеАспасия родилась в Милете около 470 г до нашей эры. Милет был центром эллинских поселений в Малой Азии, то есть от Афин далековато, хоть и входил в союз городов. Отдаленность от высокомерной метрополии привела к тому, что атмосфера в Милете была несколько своднее, чем в Афинах, а периодически подвергаемые в метрополии остракизму знатные и знаменитые ссыльные привносили в будни свою изюминку. Так случилось и в семье Аспасии: ее старшая сестра вышла за политического ссыльного из Афин. Это практически единственно достоверный факт из юности Аспасии, потому что, кроме имени ее отца, из местной аристократии, о девушке не известно ничего.
Само имя Аспасия означает «Радостно Приветствуемая», то есть вряд ли является настоящим. Остается непонятным, почему дочь аристократа стала гетерой. А она должна была быть отдана в школу гетер еще в детстве, на родине, потому что быть гетерой – это значило многое. Возможно, это был выбор ее отца, возможно, это был ее собственный выбор (наколько тогда девушка вообще имела право выбора).
Гетера должна была стать достойным эскортом любому аристократу повсюду, на пиру и на войне, в светских беседах и в любви. Гетера должна была быть образованной, красивой, физически сильной, и всесторонне развитой, должна была знать все и уметь все.
Наградой за такую жесткую школу была свобода: в те далекие годы и в воспеваемой поэтами Элладе женщины за полноценное человеческое существо не сходили. Их задачей было молчать как можно больше, и сидеть на женской половине дома. Большинству этого было достаточно. А вот гетеры ходили повсюду совершенно свободно, и на пирушки, и на форумы. Их речи слушали. От них даже ожидали открытого образа жизни и проявлений ума и образованности.
На обратной стороне медали у замужней женщины, запертой дома, был статус и покровитель – муж, а свободная гетера совершенно не имела статуса в обществе. Все было хорошо, пока у нее был влиятельный друг, но и защитить ее было бы некому, если бы она вызвала чей-то гнев.
Итак, около 445 года Аспасия приехала вместе с семьей сестры в Афины. Похоже, что Перикла она встретила накоротке именно благодаря тому, что муж сестры ввел ее в круг местных политиков, поскольку и сам был политиком.
Что представлял из себя Перикл?
Для начала, он был отпрыском настолько благородной и важной семьи, насколько это возможно без статуса божества. Его отец, Ксантипп, был победителем на поле брани, он дал афинянам законы и установил государственный строй, в котором были смешаны разные элементы правящей и исполнительной властей. Его мать была внучкой самого Клисфена, изгнавшего диктаторов Писистратидов. В общем, Перикл был аристократом до мозга костей, но он был еще и умным человеком.
Игра в политику в Афинах была всегда балансированием на лезвии бритвы: политика то возносили, то подвергали остракизму и высылали, то начинали обожать снова. Особенно непредсказуемой судьба была на самой верхушке этого человеческого Олимпа.
Перикл, не имеющий ни малейшего желания искушать судьбу, вообще в молодости предпочитал воевать (успешно и храбро), и держаться от политики подальше.
А потом случилась ситуация, когда местная политическая верхушка потеряла хватку: один умер, другой не вылезал из походов, а третий находился в изгнании. Тут-то Перикл и взял всех за горло. Учитывая то, что его главный противник в борьбе за власть был сам аристократом и любим аристократией, аристократ Перикл проникся внезапно демократическими идеалами, чем привлек к себе симпатии среднего класса. Перикла стали видеть в городе только по дороге на площадь и в Совет, он ни с кем не панибратствовал, высовывался с речами достаточно редко и только по существу. Это не значит, что он не использовал через своих друзей купленных ораторов.
Зато свои речи Перикл буквально настраивал, как музыкальный инструмент. Несомненно, с таким происхождением, воспитанием и кругом общения, Перикл был и сам хорошим оратором, но непревзойденным ее сделала Аспасия.
Дело в том, что самым ярким талантом этой молодой женщины было именно ораторское искусство, и именно реторика, помимо больших способностей в экономике и капиталовложениях. Излишне говорить, что, окружив себя только самыми влиятельными и знаменитыми поклонниками, умная женщина чувствовала себя в политике и государственных делах как рыба в воде.
Перикл и Аспасия нашли друг друга: оба были умны, оба были амбициозны, и – оба очень любили друг друга. Этого не отрицают даже самые едкие критики Аспасии.
В 445 г до н.э., то есть почти сразу по приезду в Афины, Аспасия переехала жить к Периклу. Ему тогда было около 45 лет, а ей – около 20.
Разумеется, вопреки более поздним утверждениям, женой Периклу Аспасия не была. Не из-за того, что тот уже был женат и разведен, а из-за того, что Аспасия не имела афинского гражданства (!). Из-за этого и их сын, тоже Перикл, долгие годы считался незаконным ребенком.
От первого брака у Перикла было двое сыновей. Его первая жена была, по-видимому, очень сложной женщиной, потому что Перикл был у нее вторым мужем, а успокоилась она только на третьем, за которого ее, с согласия опекунов жены и ее самой, сосватал сам Перикл. К взаимному удовольствию всех сторон.
Что касается Аспасии, то за статус наложницы говорят и те факты, что умная девушка не засела в гинекее, обретя знатного покровителя. Нет, она вела школу ораторского искусства и реторики в Афинах, причем была настолько знаменита, что к ней иногда обращались и для решения запутаных семейных проблем. Например, одной молодой паре она доказала, что источником их невзгод являются завышенные ожидания в отношении друг друга: оба нацелены на идеал. Некоторые особо продвинутые афиняне даже приводили к Аспасии своих жен, чтобы она научила тех толком говорить и аргументировать. Бывал у них с Периклом сам Сократ с учениками, который высоко оценивал умственные способности Аспасии.
Если бы Аспасия была законной женой Перикла, она сидела бы на своей половине во время визитов посторонних мужчин, не говоря уже о невозможности работать.
Так они и жили.
Перикл набирал политический вес, Аспасия была счастлива, но на горизонте собирались тучи: капризные афиняне начали уставать от своего героя. Поскольку нападать на Перикла было себе дороже, козлицей отпущения была выбрана Аспасия.
Ее обвинили в 432 г до н.э. в неприличном поведении и в неуважении к богам. Неизвестно, чем бы дело кончилось, но Перикл выступил на Совете с речью (возможно, написанной самой Аспасией), и обвинения были сняты.
Надо признать, в те времена довести слушателя до слезного экстаза было легко. Например, Перикл, много строящий, был донельзя утомлен нытьем сограждан о расходах на всякие там храмы-статуи. Тогда он спросил народ, действительно ли он так много тратит на эти дела? Ему ответили, что да, многовато будет, пора и честь знать.Тогда Перикл предложил, что он будет продолжать строительство на свои средства, но и на строениях будет его собственное имя. Слушатели, то ли растроганные такой щедростью, то ли не желающие уступать такую честь, дружно разрыдались и дали добро на дальнейшие архитектурные «излишества».
Нападки на Перикла через Аспасию не прекращались. Например, ее обвиняли в развязывании войны с Самосом, с которым ее родной Милет был в ссоре. Ее ораторскую школу начали чернить публичным домом, и т.д. до бесконечности. Война со Спартой и примененная при этом тактика Перикла была предметом бесконечного недовольства афинян. И опять во всем винили Аспасию. Оказалось, там не менее, что Перикл все расчитал правильно, и его полюбили снова. А в 430 до н.э. на Афины обрушилась чума. Множество горожан умерло, умерли и оба сына Перикла от первого брака. Он попросил город разрешить признать своего сына от Аспасии законным, и это было ему разрешено. Перикл – младший стал со временем генералом.
Через год чума унесла и самого Перикла. Оставшаяся одинокой, Аспасия удивила горожан, сойдясь с простым торговцем скотом Лизикла уже через год. Удивление скоро закончилось, потому что Лизикл начал стремительно набирать политические обороты, и вскоре прочно утвердился в качестве народного вождя, заставив Совет провести ряд серьезных земельных и имущественных реформ. Похоже, что у Аспасии был дар распознавать и продвигать вперед своих мужчин. С Лизиклом у них тоже был сын.
Вразумительных данных о жизни Аспасии после смерти Лизикла нет.
Имя ее было так знаменито, что сам царь Кир назвал свою умницу-наложницу Мильто Аспасией. Из-за нее он рассорился с сыном Дарием. Чтобы страсти улеглись, Кир отказался от своей Аспасии, сделав ее верховной жрицей, но сынуля не успокоился, что и стоило ему жизни. Не надо становиться между мужчиной и его страстью, в чем бы та ни выражалась.
читать дальшеАспасия родилась в Милете около 470 г до нашей эры. Милет был центром эллинских поселений в Малой Азии, то есть от Афин далековато, хоть и входил в союз городов. Отдаленность от высокомерной метрополии привела к тому, что атмосфера в Милете была несколько своднее, чем в Афинах, а периодически подвергаемые в метрополии остракизму знатные и знаменитые ссыльные привносили в будни свою изюминку. Так случилось и в семье Аспасии: ее старшая сестра вышла за политического ссыльного из Афин. Это практически единственно достоверный факт из юности Аспасии, потому что, кроме имени ее отца, из местной аристократии, о девушке не известно ничего.
Само имя Аспасия означает «Радостно Приветствуемая», то есть вряд ли является настоящим. Остается непонятным, почему дочь аристократа стала гетерой. А она должна была быть отдана в школу гетер еще в детстве, на родине, потому что быть гетерой – это значило многое. Возможно, это был выбор ее отца, возможно, это был ее собственный выбор (наколько тогда девушка вообще имела право выбора).
Гетера должна была стать достойным эскортом любому аристократу повсюду, на пиру и на войне, в светских беседах и в любви. Гетера должна была быть образованной, красивой, физически сильной, и всесторонне развитой, должна была знать все и уметь все.
Наградой за такую жесткую школу была свобода: в те далекие годы и в воспеваемой поэтами Элладе женщины за полноценное человеческое существо не сходили. Их задачей было молчать как можно больше, и сидеть на женской половине дома. Большинству этого было достаточно. А вот гетеры ходили повсюду совершенно свободно, и на пирушки, и на форумы. Их речи слушали. От них даже ожидали открытого образа жизни и проявлений ума и образованности.
На обратной стороне медали у замужней женщины, запертой дома, был статус и покровитель – муж, а свободная гетера совершенно не имела статуса в обществе. Все было хорошо, пока у нее был влиятельный друг, но и защитить ее было бы некому, если бы она вызвала чей-то гнев.
Итак, около 445 года Аспасия приехала вместе с семьей сестры в Афины. Похоже, что Перикла она встретила накоротке именно благодаря тому, что муж сестры ввел ее в круг местных политиков, поскольку и сам был политиком.
Что представлял из себя Перикл?
Для начала, он был отпрыском настолько благородной и важной семьи, насколько это возможно без статуса божества. Его отец, Ксантипп, был победителем на поле брани, он дал афинянам законы и установил государственный строй, в котором были смешаны разные элементы правящей и исполнительной властей. Его мать была внучкой самого Клисфена, изгнавшего диктаторов Писистратидов. В общем, Перикл был аристократом до мозга костей, но он был еще и умным человеком.
Игра в политику в Афинах была всегда балансированием на лезвии бритвы: политика то возносили, то подвергали остракизму и высылали, то начинали обожать снова. Особенно непредсказуемой судьба была на самой верхушке этого человеческого Олимпа.
Перикл, не имеющий ни малейшего желания искушать судьбу, вообще в молодости предпочитал воевать (успешно и храбро), и держаться от политики подальше.
А потом случилась ситуация, когда местная политическая верхушка потеряла хватку: один умер, другой не вылезал из походов, а третий находился в изгнании. Тут-то Перикл и взял всех за горло. Учитывая то, что его главный противник в борьбе за власть был сам аристократом и любим аристократией, аристократ Перикл проникся внезапно демократическими идеалами, чем привлек к себе симпатии среднего класса. Перикла стали видеть в городе только по дороге на площадь и в Совет, он ни с кем не панибратствовал, высовывался с речами достаточно редко и только по существу. Это не значит, что он не использовал через своих друзей купленных ораторов.
Зато свои речи Перикл буквально настраивал, как музыкальный инструмент. Несомненно, с таким происхождением, воспитанием и кругом общения, Перикл был и сам хорошим оратором, но непревзойденным ее сделала Аспасия.
Дело в том, что самым ярким талантом этой молодой женщины было именно ораторское искусство, и именно реторика, помимо больших способностей в экономике и капиталовложениях. Излишне говорить, что, окружив себя только самыми влиятельными и знаменитыми поклонниками, умная женщина чувствовала себя в политике и государственных делах как рыба в воде.
Перикл и Аспасия нашли друг друга: оба были умны, оба были амбициозны, и – оба очень любили друг друга. Этого не отрицают даже самые едкие критики Аспасии.
В 445 г до н.э., то есть почти сразу по приезду в Афины, Аспасия переехала жить к Периклу. Ему тогда было около 45 лет, а ей – около 20.
Разумеется, вопреки более поздним утверждениям, женой Периклу Аспасия не была. Не из-за того, что тот уже был женат и разведен, а из-за того, что Аспасия не имела афинского гражданства (!). Из-за этого и их сын, тоже Перикл, долгие годы считался незаконным ребенком.
От первого брака у Перикла было двое сыновей. Его первая жена была, по-видимому, очень сложной женщиной, потому что Перикл был у нее вторым мужем, а успокоилась она только на третьем, за которого ее, с согласия опекунов жены и ее самой, сосватал сам Перикл. К взаимному удовольствию всех сторон.
Что касается Аспасии, то за статус наложницы говорят и те факты, что умная девушка не засела в гинекее, обретя знатного покровителя. Нет, она вела школу ораторского искусства и реторики в Афинах, причем была настолько знаменита, что к ней иногда обращались и для решения запутаных семейных проблем. Например, одной молодой паре она доказала, что источником их невзгод являются завышенные ожидания в отношении друг друга: оба нацелены на идеал. Некоторые особо продвинутые афиняне даже приводили к Аспасии своих жен, чтобы она научила тех толком говорить и аргументировать. Бывал у них с Периклом сам Сократ с учениками, который высоко оценивал умственные способности Аспасии.
Если бы Аспасия была законной женой Перикла, она сидела бы на своей половине во время визитов посторонних мужчин, не говоря уже о невозможности работать.
Так они и жили.
Перикл набирал политический вес, Аспасия была счастлива, но на горизонте собирались тучи: капризные афиняне начали уставать от своего героя. Поскольку нападать на Перикла было себе дороже, козлицей отпущения была выбрана Аспасия.
Ее обвинили в 432 г до н.э. в неприличном поведении и в неуважении к богам. Неизвестно, чем бы дело кончилось, но Перикл выступил на Совете с речью (возможно, написанной самой Аспасией), и обвинения были сняты.
Надо признать, в те времена довести слушателя до слезного экстаза было легко. Например, Перикл, много строящий, был донельзя утомлен нытьем сограждан о расходах на всякие там храмы-статуи. Тогда он спросил народ, действительно ли он так много тратит на эти дела? Ему ответили, что да, многовато будет, пора и честь знать.Тогда Перикл предложил, что он будет продолжать строительство на свои средства, но и на строениях будет его собственное имя. Слушатели, то ли растроганные такой щедростью, то ли не желающие уступать такую честь, дружно разрыдались и дали добро на дальнейшие архитектурные «излишества».
Нападки на Перикла через Аспасию не прекращались. Например, ее обвиняли в развязывании войны с Самосом, с которым ее родной Милет был в ссоре. Ее ораторскую школу начали чернить публичным домом, и т.д. до бесконечности. Война со Спартой и примененная при этом тактика Перикла была предметом бесконечного недовольства афинян. И опять во всем винили Аспасию. Оказалось, там не менее, что Перикл все расчитал правильно, и его полюбили снова. А в 430 до н.э. на Афины обрушилась чума. Множество горожан умерло, умерли и оба сына Перикла от первого брака. Он попросил город разрешить признать своего сына от Аспасии законным, и это было ему разрешено. Перикл – младший стал со временем генералом.
Через год чума унесла и самого Перикла. Оставшаяся одинокой, Аспасия удивила горожан, сойдясь с простым торговцем скотом Лизикла уже через год. Удивление скоро закончилось, потому что Лизикл начал стремительно набирать политические обороты, и вскоре прочно утвердился в качестве народного вождя, заставив Совет провести ряд серьезных земельных и имущественных реформ. Похоже, что у Аспасии был дар распознавать и продвигать вперед своих мужчин. С Лизиклом у них тоже был сын.
Вразумительных данных о жизни Аспасии после смерти Лизикла нет.
Имя ее было так знаменито, что сам царь Кир назвал свою умницу-наложницу Мильто Аспасией. Из-за нее он рассорился с сыном Дарием. Чтобы страсти улеглись, Кир отказался от своей Аспасии, сделав ее верховной жрицей, но сынуля не успокоился, что и стоило ему жизни. Не надо становиться между мужчиной и его страстью, в чем бы та ни выражалась.
@темы: Дамский вопрос